МЕДИАЦИЯ
МЕДИАЦИЯ
от лат. mediatio - посредничество) -англ. mediation; нем. Mediation. 1. Посредничество как метод диалектического разрешения противоречий между единичным и общим, человеком и природой, индивидом и обществом, субъектом и объектом. 2. Посредничество, мирный способ разрешения споров при содействии третьего, непосредственно не участвующего в споре, лица.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Медиация
Процесс, в ходе которого индивиды обдумывают или пересматривают условия своего существования, прилагают усилия к их изменению, так что в итоге эти условия изменяются, формируя некий иной характер бытия. В отношении средств массовой коммуникации медиация связана с трансформацией идеологических установок в содержании новостей. Это происходит посредством классификации и структурного изменения журналистами новостных сообщений. Образы представителей правящего класса подаются после обработки (медиации). Затем они усваиваются аудиторией, которая часто не отдает себе отчета в том, что стала объектом идеологического воздействия. [12].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
МЕДИАЦИЯ
метод разрешения споров на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии независимого (нейтрального по отношению к предмету спора) лица (медиатора).
Термин “М.” заимствован из иностранных языков, поэтому в научных публикациях, посвященных процессу мирного урегулирования конфликтов, встречаются аналоги термина — “примирительные процедуры”, “посредничество”, “согласительные процедуры”.
М. — многообразный и сложный феномен, рассматриваемый различными отраслями научных знаний (психология, юриспруденция, философия), имеющий разнообразные аспекты применения: способ альтернативного разрешения споров в суде; способ разрешения конфликтных ситуаций: семейных, производственных, управленческих, политических и других; система идеологических (иногда используется термин “нравственных”) принципов организации и управления взаимодействия в человеческих сообществах и между различными социальными институтами.
М. по своей сущности базируется на однозначном позитивном отношении к личности, признании равноправия всех сторон, непредвзятости, уважении, доверии, конфиденциальности. Обязательными условиями применения М. для урегулирования спора являются добровольность участия в процедуре М., взаимное уважение, признание права каждого лица защищать свои интересы.
Независимо от сфер практического применения М. ключевым условием успешности ее результатов является наличие профессионально подготовленного специалиста, оказывающего содействие лицам — участникам спора — медиатора. Он определяет варианты ведения процедуры, способы выявления информации, построения диалога между участниками, всячески содействует участникам спора в самостоятельном разрешении конфликта, следуя при этом главным этическим принципам — нейтральность и беспристрастность. Профессиональным сообществом медиаторов принят Кодекс медиаторов России (утвержден президиумом Национальной организации медиаторов в 2012 г.).
Метод М. в сфере социального обслуживания населения выполняет различные функции: разрешение споров, обучение конструктивному взаимодействию, корректному поведению, профилактика агрессивного поведения и возможных правонарушений. М. может рассматриваться как метод, применяемый в социальной работе, прежде всего в сферах деятельности, направленных: на сохранение и восстановление благоприятных детско-родительских отношений; разрешение конфликтных ситуаций в детской и особенно подростковой среде; примирение сторон в ходе досудебных и судебных разбирательств, связанных с правонарушениями несовершеннолетних.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.07.2012 № 761) предусмотрены меры, направленные на разработку программ восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Такие программы строятся на взаимодействии судов и правоохранительных органов со специалистами, применяющими медиативную технологию — медиаторами, социальными педагогами, специалистами по социальной работе, психологами. М. как эффективный метод социальной помощи детям, вступившим в конфликт с законом, способствует вынесению судебных постановлений об отказе в возбуждения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Развитие медиативной практики в этой сфере призвана обеспечить “Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации” (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р).
О.И. Волжина
Лит.: Бюллетень федерального института медиации 2014 года: В 2 т. М.: Изд-во ООО “Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования”, 2015; Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М.: Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (НАН), 2008; Фридман Г., Химмельстайн Д. Вызов конфликту. Понимающий подход в медиации. М.: Изд-во ООО “Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования”, 2014; Шамликашвили Ц. Основы медиации как процедуры урегулирования споров: Учеб. пособие. М.: Изд-во ООО “Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования”, 2013; Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М.: Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (НАН), 2008.
Термин “М.” заимствован из иностранных языков, поэтому в научных публикациях, посвященных процессу мирного урегулирования конфликтов, встречаются аналоги термина — “примирительные процедуры”, “посредничество”, “согласительные процедуры”.
М. — многообразный и сложный феномен, рассматриваемый различными отраслями научных знаний (психология, юриспруденция, философия), имеющий разнообразные аспекты применения: способ альтернативного разрешения споров в суде; способ разрешения конфликтных ситуаций: семейных, производственных, управленческих, политических и других; система идеологических (иногда используется термин “нравственных”) принципов организации и управления взаимодействия в человеческих сообществах и между различными социальными институтами.
М. по своей сущности базируется на однозначном позитивном отношении к личности, признании равноправия всех сторон, непредвзятости, уважении, доверии, конфиденциальности. Обязательными условиями применения М. для урегулирования спора являются добровольность участия в процедуре М., взаимное уважение, признание права каждого лица защищать свои интересы.
Независимо от сфер практического применения М. ключевым условием успешности ее результатов является наличие профессионально подготовленного специалиста, оказывающего содействие лицам — участникам спора — медиатора. Он определяет варианты ведения процедуры, способы выявления информации, построения диалога между участниками, всячески содействует участникам спора в самостоятельном разрешении конфликта, следуя при этом главным этическим принципам — нейтральность и беспристрастность. Профессиональным сообществом медиаторов принят Кодекс медиаторов России (утвержден президиумом Национальной организации медиаторов в 2012 г.).
Метод М. в сфере социального обслуживания населения выполняет различные функции: разрешение споров, обучение конструктивному взаимодействию, корректному поведению, профилактика агрессивного поведения и возможных правонарушений. М. может рассматриваться как метод, применяемый в социальной работе, прежде всего в сферах деятельности, направленных: на сохранение и восстановление благоприятных детско-родительских отношений; разрешение конфликтных ситуаций в детской и особенно подростковой среде; примирение сторон в ходе досудебных и судебных разбирательств, связанных с правонарушениями несовершеннолетних.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.07.2012 № 761) предусмотрены меры, направленные на разработку программ восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Такие программы строятся на взаимодействии судов и правоохранительных органов со специалистами, применяющими медиативную технологию — медиаторами, социальными педагогами, специалистами по социальной работе, психологами. М. как эффективный метод социальной помощи детям, вступившим в конфликт с законом, способствует вынесению судебных постановлений об отказе в возбуждения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Развитие медиативной практики в этой сфере призвана обеспечить “Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации” (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р).
О.И. Волжина
Лит.: Бюллетень федерального института медиации 2014 года: В 2 т. М.: Изд-во ООО “Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования”, 2015; Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М.: Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (НАН), 2008; Фридман Г., Химмельстайн Д. Вызов конфликту. Понимающий подход в медиации. М.: Изд-во ООО “Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования”, 2014; Шамликашвили Ц. Основы медиации как процедуры урегулирования споров: Учеб. пособие. М.: Изд-во ООО “Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования”, 2013; Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М.: Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (НАН), 2008.