философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия.
Метафизика
Метафизика
МЕТАФИЗИКА
metaphysics) — 1. Раздел философии о перечных принципах, например, о вопросах "существования", "бытия" (см. Онтология), "знания" (см. Эпистемология). 2. (Уничижительно в позитивизме) чисто спекулятивная, эмпирическая (то есть ненаучная) доктрина или теория.
Источник: Большой толковый социологический словарь
МЕТАФИЗИКА
от греч. Meta ta physika - "после физики") - англ. metaphysics; нем. Metaphysik. 1. Название философских сочинений Аристотеля, помещенных после его трактата по физике. 2. Наука о духовных первоначалах бытия. 3. Общая теория бытия, онтология. 4. Метод мышления и познания противоположный диалектике, рассматривающий предметы и явления не в их развитии и взаимосвязи, а в состоянии покоя. 5. Ч.-л. отвлеченное, умозрительное и потому малопонятное.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
метафизика
1) общая теория бытия; 2) метод рассмотрения социальных и природных явлений, исх одящий из того, что они находятся в состоянии покоя (противоположен диалектике); 3) по Гегелю – принцип ограниченности рассудка по сравнению с разумом; 4) в постмодерне – мышление, характерное для классической европейской культуры, которое подвергается критике с позиций современного теоретического дискурса как опыта не бытия, но становления. - Литература: Метафизика // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Метафизика
metaphysics, греч. — то, что после физики — соответственно порядку соч. Аристотеля), область философии, исследующая наиб, общие категории и понятия, имплицитно содержащиеся в описаниях человеческого сознания и внеш. мира. Примерами могут служить причинность, субстанция, онтология, время и реальность. Метафиз. вопросы отличаются макс, широкой перспективой. Там, где ученый-физик мог бы спросить: Каким образом X выступает причиной У, метафизик спрашивает: Что вообще значит для одной вещи быть причиной др. вещи?. Там, где химик мог бы ограничиться исследованием отд. в-в, метафизик спрашивает, что значит быть субстанцией и сколько их — одна базовая субстанция или множество. Метафиз. вопросы могут быть предметом спец. филос. исследования. Мы можем спросить, подчиняются ли наши действия причинности, и, т.о., поднять проблему свободной воли. А вопрос, подразумевает ли наш духовный опыт существование отд. от тела субстанции, является осн. предметом философии разума (разума философия). Хотя М. существует со времен древн. греков, ее статус как легитимного исследования нередко ставился под сомнение. Расцвет науки в 17 в. побудил философов, в частности Юма и Локка, ограничить притязания М., и в нач. нашего столетия философы с собственно науч. складом ума — прежде всего логические позитивисты (логический позитивизм) — заявляли, что метафиз. утверждения лишены смысла.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия