МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
англ. method, preference research; нем. Methode der bevorzugten Wahl. Совокупность способов сбора и анализа информации, состоящих в упорядочении нек-рого набора объектов по заданному критерию. Предпочтение означает более высокую оценку одного объекта по сравнению с другим на основе данного критерия (напр., упорядочение профессий по престижу). В качестве М. и. п. выделяют метод ранжирования, метод множественного сравнения и метод парных сравнений.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Методы изучения предпочтений
способы сбора и анализа информации об упорядочении группой респондентов или экспертов некоторого набора объектов по заданному критерию. Практически любой опросный документ (анкета, текст) включает вопросы, основанные на том или ином М. и. п. Респопдент «предпочитает» один объект другому, если он оценивает его выше по заданному критерию (собственно предпочтение выступает лишь как один из видов возможных критериев; упорядочение может производиться также по значимости объектов для индивида, по оценке тех или иных характеристик объектов и т. п.), В качестве примера можно привести упорядочение набора профессий по престижу, ранжировку ряда ценностей, предъявляемых респонденту, и т. п. Можно выделить четыре основных М. и. п.балльные оценки (респондент оценивает каждый из объектов определенным баллом или распределяет объекты на несколько групп по заданному критерию, а баллы присваиваются исследователем на стадии кодирования или обработки), ранжирование, парные сравнения, множественные сравнения. Существуют и другие М. и. п., которые представляют собой их комбинацию. Например, респондент из множества предложенных объектов выбирает несколько наиболее предпочтительных и несколько наименее предпочтительных, затем объекты упорядочиваются по числу респондентов, поместивших данный объект среди наиболее пли наименее предпочтительных; респондент сначала разбивает объекты на группы (например, положительное, нейтральное и отрицательное отношение), а затем ранжирует их внутри каждой группы и т. п. М. и. п. используются при построении различного рода шкал. Методы сбора данных в социологическом исследовании включают изучение документальных источников, прямое наблюдение социальной реальности и опросы. В качестве документов выступают официальные и неофициальные тексты (например, карточки персонального учета или же письма трудящихся в газеты, иные организации), аудиовизуальные записи (магнитофонные записи обсуждений какого-либо вопроса, телепрограммы), многообразные тексты средств массовой информации газет, радио и телевидения. Помимо этих так называемых наличных документов социолог может планировать целевые документы в соответствии с программой исследования (например, предлагает написать сочинение на заданную тему, изложить свои впечатления от некоторого мероприятия, в свободной форме высказать мнение об определенных событиях или условиях деятельности). Наряду с традиционным анализом документов по содержанию в соответствии с гипотезами исследования применяют особый способ качественно-количественного анализа текстов контент-анализ. Официальные документы - хороший источник информации о социально-нормативных требованиях организаций и общностей, личные и неофициальные документы чаще используются для получения сведений о событиях и условиях деятельности, нежели об оценках и мотивации.

Источник: Социологический справочник

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
868.72 кб

Новые методические подходыв изучении национального самосознанияи конфессиональных предпочтений:опыт

Рокина Г. В., Сутырина О. Н.
Читать PDF
175.11 кб

Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы, описание и опыт при

Даниленко Ольга Ивановна
Описана авторская методика, направленная на выявление типов смысловых диспозиций в отношении произведений художественной культуры, а также их субъективной иерархии.