МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ
англ. method, nomothetic; нем. Methode, nomothetische. Генерализующий метод познания, целью к-рого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
(от греч. nomo-teteo — издавать законы, устанавливать законы) — способ познания, целью к-рого явл. установление общего, имеющего форму закона. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им «законодательствующим», «законополагающим» человеческим разумом, восходит к Канту. Однако в специфическом смысле, противополагаемом биографическому методу, понятие «Н. м.» введено В. Виндельбандом [1, 320] и последовательно развито Риккертом [2; 3]. Если «номотетическое мышление», по Виндельбанду, имеет целью отыскание общих законов, то «мышление идиографическое» ищет «отдельные исторические факты»; если первое исследует «неизменную форму реальных событий», то второе — «их однократное, в себе самом определенное содержание» [1, 320].
В то же время он, как и Риккерт, подчеркивал, что здесь «речь идет о методологической противоположности», касающейся лишь приемов познания, но не его содержания, и противоположность между неизменным и «единожды свершающимся» в известной степени относительна» [1, 321]. Констатируя эту противоположность, Виндельбанд утверждал, что до конца 19 в. она не была осознана методологически и что развитие логической теории свидетельствует о предпочтении номотетических форм мышления. Этот факт, по его мн., объясняется тем, что, поскольку научное изучение и рассуждение совершаются в форме понятий, ближайшим и самым важным интересом логики всегда останутся исследование сущности, анализ и применение категории общего. Естествоиспытатель, озабоченный отысканием законов, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи; для него отдельный объект наблюдения не имеет научной ценности — он имеет в его исследовании значение «типа», лишенного индивидуальных черт, к-рые интересны ему не как характеристики уникальной целостности этого объекта, а как выражение общей закономерности, объединяющей данный объект со множеством др. Знание этих законов дает возможность человеку предсказывать будущие состояния объектов и целесообразно воздействовать на ход вещей. Номотетическое знание, следовательно, дает возможность создавать орудия, с помощью к-рых человек обеспечивает себе возрастающую власть над природой.
Противопоставляя дисциплинам, руководствующимся Н. м., «идиографические науки», имеющие целью воссоздание объекта в его единичности и уникальности, Виндельбанд подчеркивал, что последние, со своей стороны, нуждаются в общих положениях, к-рые могут быть сформулированы корректно лишь в рамках «номотетических наук». Идиографические науки, не пользующиеся Н. м., хотя бы в кач-ве подчиненного, рискуют впасть в релятивизм (неокантианцы называли его «историзм»). И наоборот, номотетические науки, не учитывающие границ своего метода и предлагающие его как единственно возможный, неизбежно впадают в «методологический натурализм». Эта т. зр., намеченная у Виндельбанда, была всесторонне развита в работах Риккерта, утверждавшего, что «методологический натурализм» возникает в силу того, что Н. м., или «генерализующий метод», празднующий блестящую победу «именно в естественных науках», рассматривается в кач-ве «универсального метода» [3, 25].
Между тем, хотя вся действительность и может быть подчинена Н. м., из этого нельзя делать вывод, что построение общих понятий «тождественно с научной работой вообще» [3, 25—26]. Согласно Риккерту, в науках, руководствующихся Н. м., постепенно вытесняется первоначальный тип отделения существенного от несущественного, для к-рого была характерна целостная т. зр.,— существенное в «генерализующих науках» совпадает с общим как таковым.
Уничтожение всякой связи между объектами и ценностями, т. е. «свободное от ценностей» понимание действительности, неокантианцы считают существенно важной стороной Н. м., определяющей его своеобразие. С этим и связана, в частности, та особенность Н. м., что для него объекты выступают лишь как примеры общих родовых понятий, причем каждый из них может быть заменен в этой его функции др. «Только логическая цель генерализирования вытесняет и заменяет вместе с тем связь объектов с ценностями, на к-рой, вообще говоря, основывается различие существенного от несущественного, причем достигается это тем, что общее, как таковое, является вместе с тем существенным» [3, 51—52]. Отправляясь от такого понимания Н. м., Риккерт считал, что для социологии, цель к-рой — установление обществ, законов, этот метод явл. осн. и решающим. Ту же т. зр. разделял и ученик Риккерта М. Вебер, когда формулировал осн. понятия своей «понимающей социологии», стремясь отличить ее от исторической науки [4, 427—474, 527—565]. Однако в кач-ве историка, широко пользовавшегося привычными для него способами анализа и в области социологии, Вебер указывал на необходимость сочетания Н. м. с противоположным ему — идиографическим, индивидуализирующим. «Понимающий» аспект социологии Вебера также требовал достаточно широкого применения идиографического метода.
Стремление наряду с Н. м. шире использовать и логически противоположный ему идиографический метод было характерно для послевеберовской нем. социологии в 20-е гг. Но в целом в зап. социологии, в особенности англоамер. (но также и франц.), Н. м. попрежнему остается осн. и ведущим.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Похожие термины:

  • МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ В СОЦИОЛОГИИ

    (от греч. methodos - способ действия и nomoteteo - устанавливать законы) - способ социологического исследования, направленный на изучение общего, повторяющегося в социальной реальности. М.н. акцентирует вни
  • НОМОТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

    (НАМУ)- изменение границ класса единиц исследования, понимаемого как совокупность элементов, удовлетворяющих существенным для теории и практики условиям. В связи с этим в науке развиваются два ме