МЕТОД СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИМетод сравнительного анализа синхронных срезов

МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 4 определения термина МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Метод социологический

собирательное понятие, характеризующее основные онтологич. и методологич. установки социолога, реализуемые в процессе исследования социологического и ведущие к расширению и углублению сферы социологич. знания. Термин «М.с.» используется в основном за пределами социологии представителями др. социальных дисциплин для характеристики процесса их т.н. «социализации» широкого распространения социологич.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Метод социологический

средство получения и построения научного знания о социальной реальности. Включает в себя: принципы организации деятельности (регулятивные нормы и правила); совокупность приемов и способов действий; порядок (схему или план) действий. Приемы и способы действий выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. В разных исследованиях один и тот же метод выступает в своем специфическом преломлении в зависимости от его места и роли в исследовании, связи с другими методами. В социологии применяются как собственно социологические методы (например, опрос), так и методы, применяемые также и в других науках (например, статистические) [21. – С. 466].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ в демографии, применяемые в демографич. науке социол. методы теоретич. исследования, а также сбора первичной социол. информации и ее обработки..

Применение С. м. в демографии расширяется в связи с углублением исследований факторов рождаемости, смертности, миграции населения, проблем брачности и разводимости. Для объяснения демографич. процессов и явлений стал необходим анализ не только самих факторов, характеризующих те или иные демографич. события, но и их отражения в человеческом сознании. Изучение мотивов и установок демографических обусловило использование ряда С. м. начиная с опросников и кончая тестами.

В 70-80-х гг. в СССР и за рубежом получили распространение социолого-демографич. исследования, в к-рых осуществляется анализ поведения демографического, в частности т. н. КАР-исследования, направленные па выяснение разл. факторов, влияющих на рождаемость (КАР - аббр. от англ, слов knowledge - знание, attitude - установка и practice - практич. деятельность).

При изучении демографич. явлений и процессов эффективно использование концептуальных моделей, понятий и теоретич. принципов, разработанных в социологии. В качестве примера применения С. м. в демографии могут рассматриваться анализ семьи как социального института и малой группы, исследование внутрисемейной коммуникации по проблемам рождаемости, выбор традиционной для социологии системы социолого-демографич. показателей для изучения факторов, влияющих на различия в рождаемости, брачности, разводимости, изучение мотивации, анализ причин разводимости и брачности и т. д.

В демографии применяются С. м. сбора и обработки информации. В социологии принято выделять три осн. вида сбора социол. информации: опрос, анализ документов и наблюдение. Под опросом понимается сбор социол. информации при помощи беседы с опрашиваемым (интервьюирование) или заполнения им заранее составленного и напечатанного опросного листа (анкетирование). Опросы разделяются на массовые, целью к-рых является сбор информации о мнениях, установках, фактах широкого круга людей, и экспертные, направленные на получение мнений только компетентных лиц по данной проблеме. Под анализом документов в социол. исследованиях понимается два типа анализа любой информации (фиксированной в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке): традиционный анализ и контент-анализ. Под традиционным понимается интерпретированный анализ документов в соответствии с определ. целями и задачами (выделяют, напр., психол., литературоведч. и др. типы анализа). Контент-анализ - перевод в количеств. показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации. Под наблюдением в социологии обычно понимают прямую регистрацию событий, сведения о к-рых получены от очевидцев. Опрос наряду с анализом документов является первичным источником получения любой демографич. информации. В 70-80-х гг. все чаще стали использоваться специально разработанные опросные листы, целью к-рых является получение сведений о влиянии разл. факторов на компоненты демографич. поведения и установок. Для изучения демографич. установок начинают разрабатываться сложные методы измерения, применяться шкалы и тесты. При исследовании воздействия характеристик брачно-семейных отношений на демографич. поведение и установки начинают использоваться интервью, тесты и т. д. За рубежом распространены также экспертные опросы по социолого-демографич. проблематике.

Демографы нередко используют специфич. выборочные методы сбора данных для изучения человеческих коллективов, методы обработки результатов, применяющиеся в социол. исследованиях, напр. такие, как кластерный анализ, факторный анализ и др. В марксистской социолого-демографич. лит-ре принято считать, что для всестороннего анализа демографич. процессов и явлений необходимо изучать влияние на них ряда социол. факторов. В связи с этим роль применения С. м. анализа, сбора и обработки первичной социол. информации будет постоянно возрастать.

Белова В. А., Дарский Л. Е., Статистика мнений в изучении рождаемости, М. 1972; Ядов В. А., Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы, М. 1972; Воронов Ю. П., Методы сбора информации в социологическом исследовании, М. 1974; Переведенцев В. И., Методы изучения миграции населения, М. 1975; Процесс социального исследования, пер. с нем., М. 1975; Система знаний о народонаселении, М. 1976, гл. 7.

М. С. Мацковский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Демографический энциклопедический словарь

МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

собирательное понятие, характеризующее основные онтологич. и методологич. установки социолога, реализуемые в процессе исследования социологического (см.) и ведущие к расширению и углублению сферы социологич. знания. Термин "М.с." используется в основном за пределами социологии представителями др. соц. дисциплин для характеристики процесса их т. н. "социализации" - широкого распространения социологич. методов (прежде всего эмпирия.) и подходов, формирования социологич. мышления в др. соц. и гуманитарных науках (психологии. лингвистике, истории, семиотике и т. д.), а также в ряде практич. направлений в литературной и театральной критике, дизайне и архитектуре и т. п. Внутри социологии в качестве методология. категории сегодня используется термин М.с. под к-рым подразумеваются конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, с собы и инструменты, применяемые в социологич. исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое оосл д ние, свободное интервью или формализована опрос и т. д. В период, когда социология находилась в сках своего предмета (XIX - нач. XX вв.), чпо широко распространено убеждение в возможности обнаружения собственно М.с. - способа познания, характерного только данной науки и обусловленного онтологич. своеобразием соц. явлений. Социологи разделяют подобное убеждение вместе с представителями др. соц. и естественных наук, где также делались попытки реализовать программу установления "собственного метода". В филос.-методологич. плане данные программы были отражением неразвитости союза философии и конкретных наук, а подчас и полного отчуждения между ними. На протяжении XIX в. социология нередко ориентировалась на методы наук, опережающих ее в развитии (физику, механику, биологию, психологию, географию, экономику, правоведение, лингвистику). Обнаруживавшаяся при этом неадекватность методологич. основы социологии ее онтологическим установкам и практич. задачам стимулировала интерес к поиску собственного метода. Наиболее последовательные попытки реализовать указанное убеждение в практике исследования принадлежат Э. Дюркгейму (его учение о природе соц. факта, обоснование им принципа социологич. реализма), М. Веберу (его разработка методологии реальных и идеальных типов), представителям "понимающей социологии" (напр., экспликация процедуры "типизации" у А. Шютца или анализ динамики процесса соц. взаимопонимания в этнометодологии). Несмотря на то что программы поиска собственного метода социологии приводили в ряде случаев к конструктивным методологич. достижениям и постановке новых проблем, они в целом дали отрицательные рез-ты. Однако проблематика взаимосвязи и взаимообусловленности онтологич. и методологич. установок социологии сохраняет свою актуальность и в наши дни. По мере развития науки в XX в. становилось все более ясно, что каждая наука движется в своем развитии, опираясь на совокупность специальных конкретно-научн. методов, появление и совершенствование к-рых обусловлено движением фронта научн. исследований, изменениями функциях научн. дисциплины и степенью ее зрелости. Как внутри соц. наук, так и между ними и проч. научн. дисциплинами осуществляется непрерывный, активный обмен методами познания. Современная методология не только активно изучает и стимулирует этот процесс, но и выделяет в структуре науки довольно широкую группу т.н. общенаучн. методов познания (историко-эволюционные структурные, информационные и т.п.). Их взаимоотношение с филос. методологией и конкретно-научн. специальными методами является предметом интенсивного изучения. По мере развития теоретич. социологии в XX в., укрепления ее эмпирич. экспериментальной базы, развития продуктивных взаимосвязей (в т. ч. обмена методами и теоретич. моделями) с др. науками становилось все более ясным, что методологич. значение в структуре науки имеют не только филос, но и др. общие теоретич. положения, касающиеся менее общих, более конкретных предметных областей. Было показано, прежде всего в общей методологии науки, что обоснованием эффективности всякого метода является соответствующая его области применения предметная теория (или совокупность теорий). Конкретно-научн. методы перестали пониматься как сугубо практич. компоненты научн. деятельности. В науке утвердился принцип взаимности отношений теория - метод. В силу данного принципа возникла возможность теоретич. разработки новых методов исследования, приобрела практич. смысл программа методологии науки, а взаимные отношения теории - метода в процессе исследования стали предметом пристального внимания в логике науки (более конкретно, в логике научн. исследования). К настоящему времени общепризнано как в отечественной, так и в зарубежной социологии, что для успеха социологич. познания кардинальное значение имеет поддержание непрерывного взаимодействия методологич., теоретич. и эмпирич. знания. В процессе социологич. исследования эти три вида знания развиваются взаимообусловленно. Однако отдельные исследования (в отличие от социологич. познания в целом) вполне могут носить характер преимущественно теоретич., эмпирич. или методологич. Если иметь в виду возникновение и распространение конкретных социологич. методов в целом, в истории социологии наблюдаются определенные этапные закономерности. В фазе зарождения социологии как науки основными формами выражения социологич. знания и исследования были соц.-филос. построения, несмотря на то, что практич. статистика, соц. анализ юридич. и политич. актов, практика переписей и т. п. существовали задолго до возникновения идеи научн. социологии. На протяжении всего XIX в., а также в первую половину XX в. продолжалось развитие и укрепление влияния описательных социологич. методов. Программным выражением этой тенденции в течение XIX в. служили идеи сравнительно-историч. метода, а с развитием статистич. и информационной технологии - идеи массового социологич. обследования, выборочн. методов и соц. показателей. Явно или неявно, эта линия в развитии социологич. методов влекла за собою проникновение в ткань социологии принципов натурализма, редукционизма, эмпиризма. Теоретич. социология, опираясь вплоть до первой четверти XX в. в основном на макроподходы и сравнительно-историч. материал, никогда не теряла из виду специфику соц. явлений. Рез-том теоретич. усилий в освоении онтология, специфики предмета социологии было развитие типология, методов, типологии, стратегии в различн. науках о духе, культуре, субъективности, соц. процессах. На их знамени нередко были начертаны лозунги антинатурализма, отрицательная оценка науч. языка в пользу здравого смысла и имманентного освоения обыденной речи. Всякий сложившийся социологич. метод состоит из ряда элементов: области приложения (круга объектов или исследовательских ситуаций, к к-рым он эффективно приложим); процедуры применения метода; инструментария (если таковой имеется); критериев оценки правильности применения метода и достоверности полученных рез-тов. Отдельные элементы метода могут существовать в неявном виде, в форме практич. индивидуального искусства, передаваемого от учителя к ученику и не имеющего дискурсивного методология, описания или теоретич. обоснования. Особое значение для успешного функционирования метода имеет наличие стандартного, общепризнанного научн. сооб-вом, эталонного на данном этапе примера применения метода. В силу взаимосвязей с теорией и эмпирией всякий метод совершенствуется по мере применения. Поскольку характеристики метода зависят от области его применения, методы имеют историч. характер. Так, формализованный анкетный опрос становится возможен после распространения всеобщей грамотности населения, преодоления локальной ограниченности традиционной культуры, развития личного самосознания. В то же время применение опросных методов затрудняется в условиях быстрых всесторонних обществ. изменений, нарастания масштабных обществ. кризисов или конфликтов, поскольку в этих условиях распространяются тенденции дезориентации сознания и усиливается соц. контроль над выражением лияных мнений. Опыт применения и обоснования социологич. методов кодифицируется в специализированных изданиях (справояниках, учебниках, журналах), а развивающийся характер методология, знаний требует освещения соответствующих вопросов в любом серьезном исследовании. В противном слуяае изложение его хода и рез-

тов оказывается неполным, закрытым для объективной оценки, критики и дальнейшего развития. В.Б. Голофаст.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — 0

Найдено книг по теме МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — 0