Методы анализа социолингвистических данныхМетоды анализа экспертных оценок

Методы анализа социометрической информации

Найдено 1 определение:

Методы анализа социометрической информации

методы анализа социологической информации, полученной с помощью социометрических методов (см. Социометрия). Специфика М. а. с. и. связана с тем, что первичной информацией, подлежащей обработке, являются отношения между респондентами, а не их характеристики, как при обычном социологическом опросе. М. а. с. и. включают представление социометрических данных, их агрегирование, расчет социометрических индексов, выделение социометрических подструктур, изучение связей между социометрпческими критериями и связей между социометрическимп и обычными вопросами, проверку статистических гипотез. Представление социометрических данных включает построение социоматрнц, социограмм, использование различных методов повышения их наглядности (например, использование специальных видов социограмм: социограмма-мишень, локограмма и т. п.). Агрегирование социометрических данных состоит в объединении информации, содержащейся в некотором наборе социоматриц, в одну социоматрицу (как правило, взвешенную, т. е. содержащую не единицы и нули, а веса выборов, интенсивности симпатий и т. п.). Наиболее распространенным методом является расчет социометрических индексов. С его помощью решаются задачи описания структуры межличностных отношений группы в целом (групповые индексы) или положение отдельных членов группы в структуре (индивидуальные или персональные социометрические индексы). Традиционные социометрические индексы вычисляются как функция числа отданных и полученных каждым членом группы социометрических выборов. Например, групповой индекс взаимности выборов в группе по некоторому отношению R представляет собой число взаимных выборов, разделенных на число всех сделанных выборов. В случае, если R-симпатия, этот индекс иногда называют индексом сплоченности группы. Индекс социометрического статуса данного члена группы определяется как число выборов, полученных данным членом группы, разделенное на максимально возможное число выборов, т. е. на N-1, где N-число членов группы. Еще пример-индекс психологической (эмоциональной) экспансивности данного члена группы определяется как число выборов, сделанных данным членом группы, разделенное на максимально возможное число выборов. Поскольку такого типа индексы не учитывают свойства структуры как целого, т. е. свойства, которые не сводятся к характеристикам отдельных элементов структуры, целесообразно при построении индексов использовать методы, развитые в теории графов, которые позволяют учитывать характеристики структуры как целостности. Например, сплоченность группы определяется как минимальное число дуг, которые нужно удалить, чтобы граф стал несвязным, нормированное максимально возможным числом дуг графа (т. е. нормированное число связей, которые должны исчезнуть, чтобы группа распалась на несвязанные между собой подгруппы). Более глубокое изучение структуры межличностных отношений в группе дает выделение социометрических подструктур, т. е. выделение одного или нескольких членов группы, занимающих особое положение в структуре. К таким подструктурам относятся подгруппы, лидер группы, связующие члены группы, ядро группы, укрепляющие, ослабляющие и нейтральные члены группы и т. п. Анализ связей между социометрическцмп критериями (или отношениями, индикаторами которых являются те или иные критерии) в силу специфики социометрических данных требуют специальных показателей, традиционные коэффициенты корреляции здесь не применимы. В качестве показателя односторонней связи, описывающего влияние социометрического критерия А на критерий В, может использоваться коэффициент причинности или импликации. Этот коэффициент может интерпретироваться как вероятность того, что каждый из респондентов, выбрав тех или иных членов группы по критерию А, выберет их также и по критерию В. Изучение связи между социометрической и обычной информацией, т. е. связи структуры отношений с характеристиками членов группы может осуществляться следующим образом. Между каждыми двумя членами группы рассчитывается коэффициент близости по изучаемой характеристике. Сопоставление этой матрицы с социоматрицей и даст ответ на вопрос, есть ли связь между структурой межличностных отношений и данной характеристикой членов группы. Проверка статистических гипотез тоже имеет свою специфику. Если при обработке данных обычного социологического опроса проверка гипотез о тех или иных параметрах генсовокупности осуществляется путем сопоставления выборочных статистик со значениями статистических таблиц, табулирующих распределение случайной величины, то здесь характеристики социограмм должны сопоставляться с характеристиками случайных графов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

Найдено схем по теме Методы анализа социометрической информации — 0

Найдено научныех статей по теме Методы анализа социометрической информации — 0

Найдено книг по теме Методы анализа социометрической информации — 0

Найдено презентаций по теме Методы анализа социометрической информации — 0

Найдено рефератов по теме Методы анализа социометрической информации — 0