Методы социальной работы

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Методы социальной работы
Способы анализа и решения проблем, возникающих у клиентов социальных служб, базирующиеся на научном знании и обеспечивающие кратчайший путь достижения цели. Система методов социальной работы сложна и многообразна. Существуют разные классификации методов социальной работы. По объекту воздействия методы можно подразделить на субъектные (индивидуальная, групповая и т.п. работа), деятельностные (направленные на улучшение деятельности структур социальной работы, совершенствование социальной работы как вида деятельности, оптимизирующие деятельность социального работника и т.д.), средовые (методы оздоровления среды обитания человека). По характеру воздействия методы могут быть разделены на мягкие, корректирующие, реабилитационные, принципиальные и т.п. В отечественной практике получила распространение классификация методов социальной работы, даваемая по такому основанию, как содержательные аспекты социальной работы. Анализ практической деятельности социальных служб позволяет вести речь о трех основных группах методов социальной работы: социально-экономических, организационно- распорядительных и психолого- педагогических. Среди первых активно представлены натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание. Организационно-распорядительные - это, прежде всего, регламентирование (приказы, должностные инструкции и т.п.), нормирование, инструктирование. Отличие психолого-педагогических методов - в косвенном воздействии на клиента, через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его поведения. Среди методов этой группы наиболее часто используются социальное консультирование, социальная диагностика, интервью и др. При выборе методов работы необходимо учесть следующее: - практическую применяемость метода: серьезным ограничителем здесь может быть время, которого зачастую нет, или недостаточная квалификация персонала; - стоимость метода: порой для решения проблемы достаточно интуиции профессионала, прежнего опыта, а не использования дорогостоящего метода; - достоверность метода: необходимо знать, насколько достоверна оценка ситуации, получаемая с помощью выбранного метода, какова предельная погрешность; - выход, получаемый при использовании метода, т.е. его эффективность. Определяющую роль в выборе методов социальной работы играет их соответствие цели и принципам социальной работы и конкретным условиям их применения.

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(греч. methodos — способ, образ действия) — совокупность исследовательских и терапевтических действий, процедур, способов и технологий, используемых социальным работником в его профессиональной практике для достижения определенной цели.
Однозначного общепринятого определения понятия М.с.р. нет, поскольку понятие “метод” применяется по отношению к различному содержанию. В частности, как методы рассматриваются: систематические способы действия для решения проблем с общепринятыми этапами процесса: анализ ситуации, определение цели, мероприятия по изменению и оценка результатов. МСР многообразны. Современные российские социальные работники в своей повседневной деятельности используют различные методы работы с клиентами. Они классифицируются: по направлениям и формам социальной работы — на организационные, исследовательские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские и др.; по субъектам социальной работы — на методы, применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления; по объектам социальной работы — на индивидуальные, групповые, общинные.
Обычно выделяют так называемые классические М.с.р.: индивидуальную работу со случаем (casework); групповую работу (group work) и общинную работу (community organization). Рассмотрим их.
У истоков теоретического обоснования метода индивидуальной социальной работы со случаем, или, как еще говорят, метода социальной работы с индивидуальным случаем (см. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СЛУЧАЕМ), стоят такие известные ученые и практики социальной работы, как М. Ричмонд, А. Саломон, Х. Перлман. В “Словаре социальной работы” Р. Баркера сформулировано следующее определение социальной работы со случаем: “ориентация, ценностная система и практика, используемые профессиональными социальными работниками, в которых психосоциальные, поведенческие и системные концепции переводятся в умения и навыки, дающие им возможности помогать индивидам и семьям решать внутрипсихические, межличностные, социоэкономические проблемы и проблемы окружения через непосредственное (лицом к лицу) взаимодействие с клиентом”.
В алгоритме данного метода выделяют следующие общие шаги: анамнез, или систематическое изучение ситуации клиента и его среды; диагноз, или описание проблемы; план помощи или обслуживания, включающий постановку цели и задач вмешательства и определение средств, которые ведут к их достижению. Определены несколько этапов алгоритма реализации данного метода социальным работником, обслуживающим клиента. В реальной практике социальной работы со случаем трудно выделить четкие границы переходов от одного этапа к другому, однако для понимания и освоения данного метода необходимо знать и соблюдать определенный ряд последовательных действий. Обычно выделяют 12 этапов: 1) начало взаимодействия социального работника и клиента; 2) определение обязательств сторон; 3) предварительный контракт; 4) оценка; 5) постановка целей и задач вмешательства; 6) разработка плана вмешательства; 7) контракт; 8) подготовка; 9) осуществление; 10) оценка барьеров; 11) контроль и оценка вмешательства; 12) эволюция как результат социальной работы с индивидуальным случаем. Используя данный метод, социальный работник должен помнить, что каждый клиент уникален, как уникальны и его проблемы. Поэтому социальная работа с индивидуальным случаем одного клиента не всегда идентична при решении проблем другого клиента.
Следующий традиционный метод социальной работы — групповая социальная работа (см. ГРУППОВАЯ РАБОТА). Он используется всеми социальными работниками. Метод возник в социальной работе США в начале 90-х гг. ХIХ в. и практиковался в сеттльментах, общинных центрах и организациях как способ социализации и интеграции иммигрантов в американский образ жизни. Те, кто работал с группой, организовывали различную деятельность: занимались образованием взрослых; работали с детьми в лагере; организовывали отдых и развлечения клиентов по месту жительства. В 40-е гг. ХХ века метод стал применяться во многих странах мира в стационарных и амбулаторных психиатрических учреждениях, в детских консультациях-поликлиниках и в агентствах по обслуживанию семей. Социальные работники имеют дело с естественными и сформированными группами. Естественные группы — это семья или друзья. Группы, сформированные социальным работником, делятся на лечебные и целевые. Типология лечебных и целевых групп, в свою очередь, отличается широким разнообразием. Выделяют пять целей лечебных групп: 1) поддержка, 2) образование, 3) рост, 4) терапия, 5) социализация. Определены три явные задачи целевых групп, которые должны соответствовать: 1) потребностям клиентов, 2) организационным потребностям, 3) потребностям общины. Целевые группы, отвечающие нуждам клиентов, включают: команды, терапевтические конференции, консилиумы и группы по работе с кадрами. Целевые группы, отвечающие организационным потребностям, включают: комитеты, кабинеты и советы. Целевые группы, отвечающие общинным потребностям, включают: общественные советы, попечительские советы и представительные органы.
Следующий классический метод социальной работы с клиентами — общинная социальная работа (см. РАБОТА СОЦИАЛЬНАЯ В ОБЩИНЕ). Понятие общины (community) в социальной работе восходит своими корнями к движению сеттльментов в США. Под общиной понимается городской квартал, город, сельская, национальная общность людей, т.е. такое сообщество, в котором люди живут в географической близости или на одной территории, формально или неформально объединены и имеют так называемое чувство принадлежности (общие интересы, язык, национальность и т.д.). В международном глоссарии социальной работы давно утвердились такие понятия, как “китайский”, “русский”, “негритянский”, “еврейский”, “итальянский” квартал и др. В российском понимании слово “община” близко понятиям “микрорайон”, “социум” и характеризует сообщество на местном, муниципальном уровне. В последние годы понятие “община” в России все больше связывается с понятиями “местное самоуправление” и “земство”. Община выполняет следующие основные функции: производство, распределение, потребление, социализация, социальный контроль, социальное участие, взаимоподдержка. Эти функции направлены на то, чтобы реализовать важнейшие жизненные действия человека в социуме, т.е. определить нормы потребления и производства, модель социально необходимого поведения, осуществить контроль за деятельность в социуме, поддержать каждого отдельного человека через различного типа организации — общественные, религиозные и др. Общинная социальная работа понимается как метод, имеющий целью объединить членов общины с помощью средств социальной работы для улучшения жизни как общины в целом, так и каждого человека. Достижение цели предполагает развитие у жителей чувства принадлежности к общим делам, ответственности за них, включение всех жителей в развитие общины, удовлетворение их физических, духовных потребностей и интересов, эффективное использование возможностей организации образовательной, культурной, оздоровительной и иной социально значимой деятельности жителей, улучшение взаимоотношений в общине, особенно на неформальном уровне.
Методы социальной работы разнообразны, как разнообразны технологии и техники их реализации, и каждый социальный работник, подходя творчески к своей работе, может их развивать и совершенствовать.
В.А. Фокин
Лит.: Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008; Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы): Пер. с англ. М.: Союз, 1993; Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Академия, 2012; Barker R. The Social Work Dictionary. 5th ed. Washington, 2003.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
метод - от греч. methodos - путь исследования - теория, учение, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; способ действовать, поступать каким-либо образом. Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на рабочем месте. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются: по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социальнопедагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др); по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные); по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы). Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация по объектам социальной работы (классические методы социальной работы): индивидуальная работа (социальный работник-клиент); работа с группой (в группе семьей и через семью); работа в общине (в микросоциальной среде). Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве основания методологии исследования проблемы теории социальной работы), а с другой — выявить методы самой социальной работы. Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах; изучить и уяснить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др. Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей. Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи. К групповым методам могут быть отнесены: совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционногрупповые процедуры, объектом которых являются социальнопсихологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп; к этим методам относятся методы социальнопсихологического исследования, заимствованные из социологии: анкетный опрос; социометрия; референтометрия; коммуникометрия. Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие: групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения; социально-психологический тренинг. Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются: жизненной позиции; идеологических устоев; культуры и образования; состояния здоровья; возраста; пола; социального положения; целевой направленности; трудовых навыков; культурнодосуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик. Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде). Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы, При этом основными методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине. Главная цель социальной работы в общине —добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ. Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. В связи с тем, что социальная работа интегрирует в себе знание из различных общественных сфер, в ее проведении используются методы педагогики, психологии экономики и др. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.). Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. Социально-психологические методы — это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.
1. Методы психологического исследования: наблюдение; эксперимент, лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; формирующий эксперимент. 2. Диагностические методы: особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей. 3. Психогенетические методы: наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность. 4. Лонгитюдные методы — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности. 5. Методы исследования жизненного пути ~ изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. 6. Метод психологической помощи: методы психологической коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации; методы психогигиены и психопрофилактики. 7. Полифункциональные методы предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним условно можно отнести: беседы (интервью); метод анализа продуктов деятельности; моделирование.
Социально-экономические методы — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. В социальной работе используются следующие экономические методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др. Среди методов, используемых в теории и практике социальной работы, особая роль принадлежит комплексному психосоциальному моделированию. Моделирование как общенаучный метод понимается как символическая схема какой-либо сферы реальности. Понятие моделирования пришло в социальные науки из математики и затем активно использовалось в основном в экономике. По мере развития социального знания метод моделирования стал активно применяться в социальных науках. Наличие методов исследования, которые могут использоваться преимущественно в рамках социальной работы как научной дисциплины, позволяет с еще большей уверенностью говорить о научном статусе теории социальной работы, а также о ее самостоятельности и значимости. Главная задача — сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
357.75 кб

Технологии социальной работы: методологический аспект

Балтуева Светлана Владимировна
Рассмотрены методологические аспекты технологий современной социальной работы. Изучены уровневая составляющая технологий социальной работы, а также значение технологизации социальной работы для различных групп клиентов.
Читать PDF
604.52 кб

Методология магистерских исследований по социальной работе

Гарашкина Наталья Владимировна
Раскрыта методология исследований будущих магистров социальной работы, представлены методологические уровни исследований в области социальной работы, показаны методы и этапы проведения магистерского исследования по направлению соц
Читать PDF
310.55 кб

Кейс-метод в профессиональной подготовке социальных работников США

Целых М. П.
Читать PDF
340.46 кб

Методы профессионально воспитания будущих социальных работников США

Фокин Игорь Владимирович
В статье представлен анализ использования экспериментальных упражнений в подготовке социальных работников в США.
Читать PDF
377.70 кб

Научный поиск и методическая деятельность кафедры социальной работы

Басов Николай Фёдорович
В статье раскрываются основные направления научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры социальной работы Костромского госуниверситета, подводятся некоторые итоги за двадцатилетний путь её развития, обосновы
Читать PDF
18.12 мб

Аутрич-работа как инновационный метод социальной работы в Кыргызстане

Айтбаева Перизат Мурзакматовна
в статье показана актуальность развития аутрич-работы в Кыргызстане и ее профилактическое значение.
Читать PDF
179.47 кб

Проблемы методологии социологических исследований в социальной работе

Романычев И.С.
В статье поднимается актуальная проблема развития и совершенствования исследовательской деятельности в социальной сфере.
Читать PDF
547.15 кб

Социальная работа как метод улучшения жилищно-коммунального хозяйства

Пономарёв Александр Евгеньевич
Статья рассказывает, какую роль имеет социальная работа с гражданами по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, как такая работа может улучшить существующее положение на рынке коммунальных услуг.
Читать PDF
268.27 кб

Проблема методологии социального познания в работах франкфуртской школы

Бердникова И. А.
Представленная постановка проблемы выступает моментом саморефлексии наук об обществе, способствующим успешной институализации и эмансипации социальных исследований от давления со стороны методологии естественнонаучных дисциплин.
Читать PDF
177.28 кб

К вопросу о методике использования социальных сетей в работе следователя

Гамбарова Е.А.
Появление новых коммуникационных инструментов и виртуализация общественных отношений вносит некоторые изменения в стратегию и тактику расследования преступлений, обязывает сотрудников следственных органов искать новые подходы к ра
Читать PDF
212.66 кб

Методологические основы подготовки социальных работников в Новой Зеландии

Кремнева Т. Л.
Описаны особенности подготовки социальных работников в Новой Зеландии на базе изучения международного опыта подготовки специалистов в странах Британского содружества.
Читать PDF
240.38 кб

«Классические» методы социальной работы и социальной педагогики в Германии

Пащенко Юлия Андреевна
Представлены основные методы социальной работы и социальной педагогики в ФРГ. Рассмотрены особенности каждого из классических методов.
Читать PDF
360.38 кб

«Классические» методы социальной работы и социальной педагогики в Германии

Пащенко Юлия Андреевна
В статье представлены основные методы социальной работы и социальной педагогики в ФРГ. Рассмотрены особенности каждого из классических методов.
Читать PDF
129.37 кб

Методологические основы реализации воспитательной функции социальной работы

Лыгина М. А.
В статье рассмотрены специфические черты процесса информатизации общества и их влияние на новые требования к личностным свойствам человека, и соответственно к системе воспитания.
Читать PDF
339.25 кб

Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми

Хисматуллина З. Н.
Статья посвящена актуальной теме проблеме социальной работы со старыми людьми, которая в настоящее время находится в центре внимания многих социальных ин-ститутов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечен