МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

Найдено 5 определений термина МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МИД (Mead) Джордж Герберт

1863-1931) - амер. философ, социолог и соц. психолог. М. рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект (широко понимаемый как "живая форма"), а мышление трактовал с т. зр. его инструментальной природы - как орудие приспособления субъекта к реальности. По М., об-во и соц. индивид (соц. "Я") конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других ("обобщенного другого") - этапы превращения физиология, организма в рефлексивное соц. "Я". Происхождение "Я", таким образом, целиком социально, а главная его характеристика - способность становиться объектом для самого себя, причем внешний соц. контроль трансформируется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, сим-волич. содержаний зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного "Я", по М., отражает единство и структуру соц. процесса. Соч.: Mind, Self And Society. Chic, 1936; The Philosophy Of The Act. Chic, 1938; The Philosophy Of The Present. Seattle, 1959. Л.Г. Ионин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

(1863-1931) Несмотря на то, что при жизни Мид публиковался мало, он оказал глубокое влияние на развитие символического интеракционизма в американской социологии посредством своей преподавательской деятельности. Его лекции были посмертно изданы в виде ряда книг — «Разум, самость и общество» (Mead, 1934), «Философия действия» (1938) и «Философия настоящего» (1959). Согласно философии Мида, становление самости происходит в процессе социального взаимодействия с другими людьми. В соответствии с его концепцией социального бихевиоризма, социально обусловленные реакции людей включают жесты и принятие ролей, что составляет основу социальной жизни. Жесты и разговор являются важнейшими аспектами символического взаимодействия, отличительная черта которого заключается в том, что индивид может представлять себе эффект воздействия символической коммуникации на других социальных деятелей. Деятели ведут «внутренний разговор» с самими собой и предвосхищают реакцию других. В своем воображении мы принимаем другие социальные роли и интернализуем установки «обобщенного другого», то есть установки социальной группы. См. также: Действие; Действия теория; Деятель/Социальный деятель; Значимые другие; Идентичность; Роль; Символический интеракционизм; Чикагская школа. Лит.: Strauss (1964)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

Мид, Джордж Герберт

1863-1931) - американский социолог и социальный психолог, подлинный основатель символического интеракционизма. Мид был известен при жизни как талантливый лектор, автор множества статей. Посмертное издание и переиздание его лекций и статей, а также фундаментальной работы “Разум, самость и общество” (1934 г.) принесли ему мировую славу. Основной посылкой концептуального подхода Мида является то, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости от значений, символов, которыми они наделяют свое окружение. Эти значения являются продуктом межличностного взаимодействия (интеракции) и подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия конституирует и общество, и социального индивида. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, т.е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире. Понятие "роль", "принятие роли другого", "принятие роли обобщенного другого" позволило Миду, в отличие от Кули, анализировать не только непосредственные взаимодействия, но и поведение в сложной социальной среде. Структура Я и динамика подсистем Я позволили Миду объяснить творческий характер взаимодействия людей, изменяющих содержание социального процесса. Социальная концепция Мида оказала мощное влияние на последующее развитие социальной психологии и социологии.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История западной социологии: биографический справочник

МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

Mead, George Herbert) (1863-1931) - американский философ-прагматик, социолог и социальный психолог, который работал в Чикагском университете и подход которого к социологии сегодня больше всего увязывается с символическим интеракционизмом. Мид называл его социальным бихевиоризмом, чтобы отличить от более ортодоксального психологического бихевиоризма Уотсона. Под влиянием, прежде всего своего товарища — философа-прагматика Дьюи — и Чарльза Кули социология и психология Мида выделяла сознательное мышление, самосознание и саморегулирование социальных акторов. В представлении Мида, "Я" возникает из социальной интеракции, благодаря которой человек, "приняв роль другого", делает своими внутренними позиции реальных и предполагаемых других (см. Существенный другой). Опираясь на понятие Кули зеркального «Я» он включил "Я" (Я сам, как Я есть) в непрерывное взаимодействие с "Мы" (Я, каким видят меня другие). "Мы" представляет позиции социальной группы, обобщенного другого, и через восприятие роли в игре и "воображаемые репетиции" мы внутренне усваиваем ценности группы в качестве своих собственных. Непрерывно отражая себя, как нас видят другие, мы становимся компетентными в производстве и выражении социальных символов. Человеческая природа рассматривается Мидом с точки зрения части эволюции и природы, но значение языка и символической коммуникации — аспектов этой эволюции — состоит в том, чтобы освободить человеческую деятельность от естественного детерминизма. Можно считать, что Мид воплощает социологию Чикагской школы, стремясь к членораздельному отношению между "Я" и обществом. Герберт Блумер, занявший лекторский пост Мида после его смерти, очистил его социальную теорию и внедрил термин символический интеракционизм. К главным работам Мида, собранным в очерках и лекциях и изданным после его смерти, относятся "Разум, Я и общество" (1932), "Философия действия" (1938) и "Философия настоящего" (1959). См. также Прагматизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

МИД (Mead) Джордж Герберт

1863-1931) - американский психолог, социолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах: "Разум, Я и Общество" (1934) и "Философия действия" (1938). М. испытал сильное воздействие идей прагматизма, самоопределял свою концепцию как "социальный бихевиоризм", однако фактически (если смотреть во временной ретроспективе) заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Блумером - - в 1937).

Специфика восприятия реальности действующим субъектом (физическим субъектом, "живой формулой", социальным "Я") задается его непосредственным актом. Однако содержание объектов через акт предзадается всем прошлым опытом индивида. Следовательно, между субъектом и объектом складываются каждый раз особые отношения, так как объекты могут быть связаны с разным опытом субъектов. По сути они связаны с различными индивидуальными "перспективами", определяемыми спецификой отношений индивида со средой (следовательно "перспективы" имеют под собой объективные основания). Реальность складывается, в конечном счете, из многообразия возможных "перспектив" и систем социальных взаимодействий. Участие индивида одновременно во многих "перспективах" и задает социальность (т.е. последняя возникает в интерсубъективном пространстве взаимодействий). В этом отношении любая воспринимаемая реальность будет социальной, но всегда социален и субъект, конституируемый своим участием в различных "перспективах" и взаимодействиях (понимаемых как межиндивидуальные). Действия конкретного человека могут быть восприняты другими людьми, лишь будучи соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Значения выражают редуцированные схемы прошлых взаимодействий, а их тождественность в опытах различных людей предполагает возможность "принятия роли другого". Сложное взаимодействие строится принципиально по этой же схеме, только в нем обобщается мнение группы относительно общего для индивидов, в нее входящих, объекта взаимодействия. Таким образом, в нем принимается не просто "роль другого", а "роль обобщенного другого". Усложнение взаимодействий, в которые включается индивид, предполагает и наращивание им способности к рефлексивному отношению. Происхождение "Я", таким образом, социально. Человек способен превращать себя в объект для самого же себя. "Завершенное" "Я" отражает структуру собственных взаимодействий, т.е. социальность, но и выступает источником новаций в ней.

В структуре социального "Я" М. различает две подсистемы. Подсистему "I" - автономный источник спонтанного поведения, определяющей специфику реакций индивида на стимулы. Она постоянно продуцирует отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему "окостенеть" в жестких схемах. Подсистему "me" - интернализованную структуру групповой деятельности. "I" ответственна за индивида как субъекта, "me" - как объекта. Любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы. Способность владения символическими системами закладывается в социализации. Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности. Общность значений для взаимодействующих индивидов задается языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание (в котором человек, будучи субъектом, способен становиться и объектом для самого себя). Взаимодействие "Я" как объекта и "Я" как субъекта опосредуется образом "обобщенных других" (вплоть до представлений об обществе в целом). Граница между "Я"-объектом и образом "обобщенных других" прозрачна и во многом относительна. "Я"-объект формируется как результат совместных действий и именно в таком качестве отделяется в рефлексии от "Я" субъекта. Тем самым образ "обобщенного другого" как посредник во многом предопределяет целостность складывающихся субъект-объектных отношений и на уровне индивида и на межиндивидуальном уровне в реальных "символических интеракциях"-взаимодействиях. Способность дистанцировать себя от роли и роли между собой (ход, развитый учеником М. - Гофманом) задает в ходе общения "игру в роли" как механизм поддержания социального порядка. При естественной установке задание социальных дистанций в мире невозможно. Влияние идей М. надолго пережило их автора и вышло далеко за пределы психологии и социологии. также: Символический интеракционизм.

В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ — 0

Найдено научныех статей по теме МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ — 0

Найдено книг по теме МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ — 0

Найдено презентаций по теме МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ — 0

Найдено рефератов по теме МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ — 0