МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Михайловский Николай Константинович
(1842–1904)-российский социолог и публицист, теоретик народничества. Представитель субъективной школы в социологии, один из создателей субъективного метода. Основные произведения-«Герои и толпа», «Что такое прогресс?», «Борьба за индивидуальность».

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович
(1842-1904) - рус. социолог, представитель субъективного направления. В работах «Что такое прогресс?» (1872), «Герои и толпа» (1882) рассматривает отношение различных форм общежития и личности, полагая его предметом социологии. Согласно М. история управляется законами, задающими направление и полагающими пределы развития личности. За эти пределы личность не может выйти, но в их рамках может ставить цели в историческом процессе. Содержание законов истории определяется идеалом, к-рый вырабатывает социология. По М , в социологии слиты «правда-истина» (как результат объективного метода познания) и «правда-справедливость» (как соответствие нравственному идеалу социолога, желаемому будущему). Изучение социологией личности как единства биогенного, психогенного и социогенного уровней, определяет необходимость применения субъективного метода. В качестве практической задачи социологии М. определяет борьбу за индивидуальность. Решению этой задачи подчинены теория «героев» и «толпы», теория прогресса как смены форм кооперации с целью преодоления разделения труда и приближения к целостности, разносторонности личности. Будущее, полагает М., за обществом, в котором торжествует личное начало посредством начала общественного, за простой кооперацией, наиболее адекватной развитию индивида.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович
1842-1904) - русский социолог. История, по М., управляется стабильными законами, ведающими порядком и сменой фаз историч. движения, они определяют необходимость и направление развития, полагая пределы личности, за к-рые она не в состоянии переступить. Но внутри этих пределов личность "ставит цели в истории" и "двигает к ним события", иначе говоря, реальное содержание законам истории дает идеал. Поэтому социология должна начинать с "нек-рой утопии", т. е. с построения соц. идеала. М. стремится в науке слить "правду-истину", добытую путем беспристрастного, объективного наблюдения, с "правдой-справедливостью", соответствующей нравственным представлениям социолога. Если достижение "правды-истины" возможно на путях применения объективного метода при отборе, списании и вскрытии причин явлений, то при их оценке решающее значение имеет "правда-справедливость". Здесь, по М., суть "объективного метода" в социологии. В центре социологии стоит личность. Поэтому прак-тич. задачей социологии является "борьба за индивидуальность". М. одним из первых стал рассматривать личность на трех уровнях - биогенном, психогенном и социогенном, пытаясь представить их в единстве. Изучая влияние обществ. организма на личность, он стремился выявить экономич. принципы, благоприятствующие развитию личности. В середине 70-х гг. XIX в. М. связывает проблемы "борьбы за индивидуальность" с учением о кооперации, с конца 70-х гг. делает упор на соц. (коллективную, по терминологии М.) психологию, выступающую как основа социологии. Соч.: Что такое прогресс? СПб., 1869; Герои и толпа. СПб., 1882; Сочинения. Т. 1-6. СПб., 1896-1897; Последние сочинения. Т. 1-2. СПб., 1905. А.И. Черных

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович
(1842-1904) — рус. социолог, один из основателей субъективной школы, разработавший теорию подражания, в к-рой рассматривал психологические особенности поведения личности в толпе с целью выяснения психического механизма воздействия на нее индивида, и роль соц. среды в формировании психологии индивида и толпы (3). В работах «Что такое прогресс?» (1869), «Борьба за индивидуальность» (1875), «Герои и толпа» (1882) под толпой понимается особая общность, основанная на сходстве психических реакций и поведения. М. выделил два условия образования толпы: 1) сильный внешний стимул, подавляющий все мотивы, кроме одного или нескольких; 2) хроническая скудность впечатлений (их однообразность) у людей, способных составить толпу (2). Герой у М. противопоставлен толпе как человек, увлекающий ее своим примером на хорошее или дурное, благородное или подлое дело. Механизмы воздействия на толпу заключаются в подражании, массовом гипнозе, психозе, готовности к подчинению и повиновению. Круг интересов толпы узок так же, как и ее духовное развитие, и поэтому для героя достаточно овладеть волей толпы, чтобы поднять ее на любое дело. Однако такое явление М. считает ненормальным. Народ до тех пор будет оставаться толпой, легко впадающей в гипнотическое состояние, пока каждый человек не станет развитой индивидуальностью. Поэтому развитие человеческой индивидуальности по М. явл. целью прогрессивного исторического процесса.(3) Соц. движение масс принимает либо протестную форму «вольницы» (активный массовый протест), стремящейся переделать среду, выливающейся в бунты, либо — «подвижничества» (пассивный протест), когда отдельные личности стремятся уйти от об-ва и «переделать себя» (1). Оба эти протеста часто переходят друг в друга, т.к. в их основе лежит общий механизм подражания.
Лит: 1) Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX— XX вв. М., 1995; 2) История социологии. Минск, 1997; 3) Социологическая мысль в России. Я , 1978. О.Ю. Посухова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
(1842–1904)Представитель субъективной школы, русский ученый-социолог, философ, писатель, публицист. Известный общественный деятель, представитель либерального народничества. Имел серьезное влияние на революционное движение в России. Главный редактор журнала либеральных народников “Русское богатство”. На формирование мировоззрения М. оказали влияние А.И. Герцен, П.Л. Лавров. Главные темы его социологических исследований: личность, социальный прогресс, взаимоотношения между личностью и обществом (“героем” и “толпой”), их психологические механизмы, “борьба за индивидуальность”, критика социал-дарвинизма. Он являлся не только признанным социологом, но и талантливым публицистом и литератором, оказавшим заметное влияние на идейную жизнь страны.
В своих трудах утверждал, что нельзя относиться к обществу как к агрегату физических тел и явлений.
В отличие от естествоиспытателя социолог не может строить свою науку об обществе беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог-наблюдатель не может не ставить себя в положение наблюдаемого. М. был ярко выраженным индивидуалистом, для которого критерий блага реальной личности стал краеугольным камнем всей системы социологических воззрений. Личность и общество, по его мнению, дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного — вред личности. Получив естественно-научное образование, М. свободно ориентировался в области биологических наук, что давало ему дополнительные аргументы в борьбе с органицизмом и социал-дарвинизмом. Он считал, что органицизм печется о благе общества-организма, дарвинистская социология — о благе вида, марксизм — о благе класса, а интересы индивида, реальной личности отодвигаются всеми этими теориями на второй план. Заслуга М. состоит в том, что он одним из первых пришел к пониманию необходимости для социологов обращения к психологическим аспектам поведения человека. Данный момент стал предметом внимания Ю. Геккера, Дж. Биллингтона и других зарубежных исследователей, которые единодушно отмечали, что М. один из первых в мировой социологии приступил к разработке теории личности и что его трудами было положено начало социальной психологии. Ему принадлежит приоритет и в разработке механизмов подражания, чему он посвятил свой труд “Герои и толпа” (1882). Лишь спустя 8 лет после публикации этой работы, в 1890 г., во Франции была опубликована книга Г. Тарда “Законы подражания”, принесшая ее автору славу первооткрывателя.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович
(1842-1904) - русский социолог, публицист, теоретик народничества. Окончил гимназию в Калуге и Институт горных инженеров в Петербурге. Участник революционного движения в России, народоволец. Много лет сотрудничал в разном качестве в журналах «Отечественные записки», «Северный вестник», «Русская мысль». С 1892 г. был редактором журнала «Русское богатство». В значительной степени разделяя позитивистские установки Конта, М. критически отнесся к его идее спонтанного характера эволюции, рассматривая этот процесс как совершающийся при участии сознания и воли людей. Другими предметами его критики стали теория Спенсера и попытки распространить учение Дарвина на объяснение общественных явлений. Изучая взгляды современных ему зарубежных социологов, М. проявил особенный интерес к трудам Дюркгейма, некоторые положения которых были созвучны его собственным. В частности, предложенное М. деление реальности на сферы морально должного, с одной стороны, и скверного - с другой, имеет определенное сходство с дюркгеймовской дихотомией сакрального и профанного. Подобно Лаврову, М. придерживался позиций так называемой субъективной социологии. С его точки зрения, требуется разграничивать естественно-научное познание, где применим объективный метод исследования («правда-истина»), и социологическое знание, невозможное без оценочности и субъективного сопоставления изучаемых явлений с общественным идеалом исследователя («правдой-справедливостью»). В отношении к обществу исследователю приходится иметь дело с личностными целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, их преломлением в групповых социальных интересах. Изучение социальной деятельности людей предполагает сопереживание социолога, когда «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». Мерилом достоверности социального исследования должно быть соотнесение изучаемого предмета с образом «нормального человека», т. е. личности, чье поведение отражает интересы подавляющей части общества. Проблема заключалась в сложности обнаружения такой личности применительно к каждой конкретной исторической эпохе и социальной ситуации («Борьба за индивидуальность», 1876). Нарастающая дифференциация общества и разделение труда влекут за собой превращение индивида в придаток социального организма и конфликт между личностным и общественным началами. Подавление индивидуальности происходит также на уровне «стадного чувства» толпы, в условиях которой каждый может стать орудием в руках овладевающего ею «героя». Рассуждая об этом («Герои и толпа», 1882), М. обращает внимание на типы лидерства и механизм связи лидера и массы, для чего привлекает материал из истории религиозной жизни общества. В отношении к религии, ее природе и общественной роли М. руководствовался своими общесоциологическими воззрениями. В его работах затрагивались вопросы религиозной мотивации социального поведения, взаимоотношений духовных лидеров и их паствы, анализировались подходы к исследованию религии в общественной жизни («О Дюркгейме», 1897; «Отрывки о религии», 1901, и др.).

Источник: Социология религии. Словарь.

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович
1842-1904) - русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым - ) субъективной социологии. Основные сочинения: "Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1871, 1873), "Аналогический метод в общественной науке" (1869), "Что такое прогресс?" (1872), "Борьба за индивидуальность" (1875-1876), "Вольница и подвижники" (1877), "Герои и толпа" (1882), "Научные письма. К вопросу о героях и толпе" (1884), "Патологическая магия" (1887), "Еще о героях" (1891), "Еще о толпе" (1893) и др. С 1869 М. - постоянный и деятельный сотрудник журнала "Отечественные записки", с 1892 - один из ведущих редакторов журнала "Русское богатство". В течение 40 лет был одним из самых читаемых и влиятельных авторов в России, создал особый тип письма - отклик на все, что волновало русское общество (с позиций не цехового ученого, а "профана", которого заботят реальные жизненные проблемы), при одновременном изложении через самый разный материал собственных концептуальных подходов.
Работая в целом в русле позитивизма, стремился к широкому социально-философскому синтезу. Этический пафос мысли М. привел к тому, что он стал одним из ведущих проповедников персонализма, синтезированного с метафизикой природы, хотя позитивистская методология, замкнутость на категории возможности, не позволила М. выявить более глубокие истоки персонализма. Следуя гносеологии позитивизма, М. понимает истину как удовлетворение познавательной потребности человека. Чтобы избежать возможного произвола, за критерий истины нужно признать потребности нормального человека. Концепция истины непосредственно входит в ткань социологической теории М., наиболее оригинальной и значимой части его наследия. Предметом социологии, считает М., является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности; исследование законов этого отношения позволяет соединить в социологическом анализе сущее и должное. Определивший идейные искания М. этический императив ярко выявился в концепции двуединой правды ("правды - истины" и "правды - справедливости") как сочетания познавательной и нравственной потребностей, что привело М. к разработке субъективного метода в социологии. Данный метод не исключает объективного познания, но в силу неустранимости субъективного момента (предвзятого мнения) из социального познания предполагает еще и оценку реальности с точки зрения нравственного идеала, желаемого будущего. Возможный субъективизм купируется тем, что социолог должен начать с некоторой утопии (идеального состояния) и на этой основе определить, какие элементы в обществе нежелательны и подлежат устранению. М., следовательно, закладывает основы социологии знания, подчеркивая, что человек относится к реальности прежде всего как член социальной общности, и общечеловеческая истина возможна только при преодолении социальной дифференциации.
Основу социальной концепции М. составляет теория кооперации и разделения труда, анализ которых синтезирует структурную и динамическую картину общества. Форма кооперации определяет тип развития общественности. М. выделяет два типа разделения труда: органическое (между органами индивида), которому соответствует простая кооперация, основанная на сходстве и солидарности между людьми; общественное (между группами) с соответствующей ему сложной кооперацией, основанное на различиях между людьми, что вызывает односторонность личности, социальные конфликты и борьбу. Будущее за простой кооперацией, наиболее адекватной развитию индивида. В центре концепции М. также находилась проблема личности. Личность, по М., несет в себе потребность целостности и никогда не должна быть принесена в жертву, она свята и неприкосновенна. Пути решения этой проблемы М. выявляет в теории борьбы за индивидуальность как центральной нити, которая позволяет объяснить исторический процесс, сам по себе алогичный, ибо сущность его нам неизвестна. Индивидуальность есть далее неделимое, без потери своей особости, целое. Существует иерархия индивидуальностей, развивающихся по органическому типу: каждая более высокая индивидуальность подчиняет себе более низкую, например, общество стремится через общественное разделение труда превратить личность из индивида в орган. Однако личность имеет право и обязанность прервать органический процесс в целях собственного совершенствования, целостности и полноты, вступая ради этого в борьбу с другими индивидуальностями (с природой, социальными формами), вмешиваясь в естественный ход событий на основе категории возможности, осуществляя тем самым законный нравственный суд над социальным процессом. Эта борьба бесконечна, победа личности в ней вовсе не предопределена ("чья возьмет - увидим"), но именно в ней смысл истории как смены форм кооперации. Стремясь понять закономерности развития личности, М. разрабатывает теорию "героев и толпы", выступив одним из основоположников социальной психологии. Герой - это зачинатель, тот, кто делает первый шаг и которому толпа готова подчиниться, хотя личность героя может быть мелка. Толпа - масса, способная увлечься любым примером и переступить за героем некую, чаще всего опасную, грань. Тайну взаимодействия героев и толпы М. видит в механизме гипнотизма, который действует в условиях подавления индивидуальности, что вызывает децентрализацию личности, скудость ее впечатлений и интересов, готовность пойти за любым авантюристом.
Логическим завершением доктрины М. является его теория прогресса , обоснованию которой, начиная со статьи "Что такое прогресс?" (1869), посвящено все творчество мыслителя. Прогресс, по М., есть смена форм кооперации с целью преодоления общественного разделения труда, что постепенно приближает к целостности неделимых, к разносторонности личности. В этом процессе человечество, пройдя объективно-антропоцентрическую и эксцентрическую фазы своей истории, может прервать органическое развитие и войти в субъективно-антропоцентрическую фазу, где человек и его этические искания ставятся в центр мира, что совпадает, по М., с социализмом как обществом, в котором торжествует личное начало при посредстве начала общественного.
Г.Я. Миненков

Источник: Социология: энциклопедия

Похожие термины:

  • МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1842– 1904)

    Представитель субъективной школы, русский ученый-социолог, философ, писатель, публицист. Известный общественный деятель, представитель либерального народничества. Имел серьезное влияние на рево