МИХЕЛЬС Роберт

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МИХЕЛЬС Роберт
MICHELS, Robert) (1876-1936) Немецкий социолог и экономист; занимался изучением национализма, социализма, фашизма, социальной мобильности, элит и роли интеллектуалов. Наиболее известен своей работой «Политические партии» (Michels, 1911), в которой он сформулировал «железный закон олигархии» в демократических организациях. См. также: Олигархия; Политические партии; Профсоюзы; Элита.

Источник: Социологический словарь

МИХЕЛЬС РОБЕРТ
Michels, Robert) (1876-1936) - немецкий социолог и политолог, наиболее известный книгой "Политические партии" (1911), в которой он сформулировал тенденцию к железному закону олигархии в деятельности формально демократических политических организаций. Эта работа появилась в результате разочарования Михельса в Социал-демократической партии Германии (СДПГ) (см. также Политическая партия). В ответ на критические обвинения в "классовом предательстве" и реформизме со стороны руководства СДП Германии, он утверждал, что такое предательство было, возможно, неизбежным в силу действия "железного закона олигархии". В его более поздней работе позиция Михельса стала более последовательной, и он был одним из теоретиков (включая его друга Макса Вебера), разрабатывавших теорию социальных преимуществ ограниченной представительной демократии, которая может рассматриваться как предшественница современной теории стабильной демократии. См. также Теория элит.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МИХЕЛЬС (Michels) Роберт
1876-1936) - один из представителей политич. социологии. Выдвинул идею неизбежности олигархич. перерождения всех демократич. систем, партий и организаций ("железный закон олигархии"). Эти системы и организации, в частности социал-де-мократич. партии, согласно М., необходимо трансформируются в элитаристские, т. к. в них действуют имманентные механизмы "бюрократизации и олигархизации", поскольку демократия невозможна без организации, а организация - без специализированного управленческого аппарата и профессионального лидерства. Все это, по М., ведет к закреплению постов, фактич. несменяемости лидеров, возникновению и закреплению привилегий, росту нерепрезентативности партийного руководства, его стремлению к увековечению собственного положения и привилегий: из "харизматических" партийные лидеры превращаются в простых бюрократов, из революционеров - в консерваторов, заботящихся только о своих интересах, а не об интересах масс. Соч.: Zur Sociologie Des Parteiwesens in der modern Democratie. B. 1970; Antologia di scritti sociologici. Bologna, 1980. C.A. Эфиров

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МИХЕЛЬС Роберт
(1876-1936) - нем. социолог, основатель социологии политики. В своих работе «К социологии партийного движения в современной демократии» (1970) выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. По мн. М., невозможность существования демократического строя без соответствующей организации, без управленческого аппарата и профессионального лидерства неизбежно ведет к закреплению постов и привилегий, росту нерепрезентативности руководства, его фактической несменяемости. Харизматических лидеров сменяют простые бюрократы, революционеров и энтузиастов - консерваторы, приспособленцы. Руководство, формально придерживающееся догмы, по М., на деле отходит от первоначальных целей и интересов класса и масс. Руководящая группа становится все более изолированной и замкнутой, создает специальные органы для заЪдоты своих привилегий и в перспективе имеет тенденцию к превращению в часть правящей элиты. Новая элита с подозрением смотрит на людей, преданных исходным идеям, они мешают ее безопасности, спокойствию и положению. Верхушка чувствует потенциальную угрозу со стороны рядовых членов организации, отбрасывает внутрипартийную демократию, маскируя свои действия необходимостью преодоления трудностей, борьбы с врагами и т. п.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

МИХЕЛЬС Роберт
(09. 01.1876, Кёльн —03.05.1936, Рим) — один из основателей политической социологии. Испытал влияние Сореля, Парето, Моски, отчасти М. Вебера. Выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Невозможность демократии без организации, т. е. без управленческого аппарата и профессионального лидерства, по М., неизбежно ведет к закреплению постов и привилегий, росту нерепрезентативности руководства, его фактической несменяемости, стремлению к увековечению своего положения. Харизматических лидеров (Харизма) сменяют простые бюрократы, революционеров и энтузиастов — консерваторы, приспособленцы, демагоги, заботящиеся только о своих интересах, а не об интересах масс. Массам льстят и одновременно поощряют их неосведомленность и пассивность за исключением случая, когда лидерам угрожает соперничающая группа.
Руководство, формально придерживающееся догмы, на деле отходит от первоначальных целей и интересов класса и масс, хотя замена их интересами бюрократии нередко вполне искренне отождествляется с интересами партии и народа. Руководящая группа становится все более изолированной и замкнутой, создает специальные органы для защиты своих привилегий и в перспективе имеет тенденцию к превращению в часть правящей элиты.
Новая элита с подозрением смотрит на людей, преданных исходным идеям, они мешают ее безопасности, спокойствию и положению. Верхушка чувствует потенциальную угрозу со стороны рядовых членов организации, отбрасывает внутрипартийную демократию, маскируя свои действия необходимостью преодоления трудностей, борьбы с врагами и т. п. Взгляды М. существенно менялись. Его первоначальная приверженность демократическому идеалу была окрашена руссоистско-синдикалистеким максимализмом: демократия — это только «непосредственная» демократия, все остальное это вообще не демократия, представительная демократия по своей природе олигархична и явл. господством представляющего над представляемым.
Осознание утопичности анархо-синдикалистских идей привело М. к отказу от принципа демократии вообще. Олигархия, по М., предустановленная форма жизни больших обществ, агрегатов, и демократия всегда приобретает олигархическую форму, против к-рой борется. Этот процесс, первоначально рассматривавшийся М. в духе историко-антропологического пессимизма, впоследствии стал трактоваться им в позитивном духе как процесс, открывающий дорогу к правлению «лучших», избранных. От социал-демократизма и анархо-синдикализма, от энергичного антиавторитаризма ранних работ М. пришел к авторитарным, а затем и к профашистским идеям. С. А. Эфиров

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

МИХЕЛЬС (Michels) Роберт
1876-1936) - итальянский социолог, политолог и экономист, немец по происхождению. Один из основателей политической социологии. Испытал влияние Ж. Сореля, В. Парето , Г. Моски , отчасти М. Вебера . Родившись в богатом немецком буржуазном семействе, М. сформировался как социалист и большую часть своей жизни провел в Италии, преподавая в университетах Турина, Базеля и Перуджи. Его "Corso di sociologia politica" и другие работы были переведены на английский язык как первые лекции по политической социологии (1949).
Наиболее известна книга М. "Политические партии: социологическое изучение олигархических тенденций в современной демократии" (1911). Эта работа появилась на свет в результате разочарования М. в социал-демократической партии Германии. В ней он сформулировал свои идеи относительно неизбежности развития олигархий, даже в организациях, абсолютно преданных демократическим идеалам. В ответ на критические обвинения в "классовом предательстве" и реформизме со стороны СДПГ он утверждал, что такое предательство было неизбежно в силу действия "железного закона олигархии", который гласит, что формально демократические полит. объединения - партии и другие организации членства - неизбежно имеют тенденцию к олигархии, авторитаризму и бюрократии. Это происходит из-за ряда организационных моментов, в том числе потребности в быстром принятии решения и необходимости работать полную рабочую неделю. Поскольку существование демократии невозможно без организации, т.е. без управленческого аппарата и профессиональных лидеров, то это, по М., неизбежно ведет к закреплению постов и привилегий, к снижению представительности руководства, его фактической несменяемости и к увековечению существующего положения. Обычные бюрократы сменяют харизматических лидеров, на смену революционерам и энтузиастам приходят консерваторы, приспособленцы, демагоги, заботящиеся только о своих интересах, а не об интересах масс. Поощряются неосведомленность и пассивность масс наряду с лестью в их адрес, исключая случаи, когда лидерам угрожает соперничающая группировка. Формально придерживающееся программных задач руководство на деле отходит от первоначальных целей и интересов класса и масс. При этом замена их интересами бюрократии нередко вполне искренне отождествляется с интересами партии и народа. Руководство становится все более изолированной и замкнутой группой, оно создает специальные органы для защиты своих привилегий и в перспективе имеет тенденцию к превращению в часть правящей элиты. Элита смотрит на людей, преданных исходным идеям, с подозрением, как на что-то неудобное и мешающее. Верхушка чувствует потенциальную угрозу ее безопасности, спокойствию и положению со стороны рядовых членов организации и отказывается от внутрипартийной демократии, маскируя свои действия необходимостью преодоления трудностей, сплочения в борьбе с врагами и т.п. Первоначальная приверженность М. демократическому идеалу была связана с руссоистско-синдикалистским максимализмом: настоящая демократия - это только "непосредственная" демократия, все остальное - это вообще не демократия. Представительная демократия по своей природе олигархична и является господством представляющего над представляемым. Он был одним из тех (включая его друга М. Вебера), кто разработал теорию социальных преимуществ ограниченной представительной демократии, которая может рассматриваться как предшественница современной теории стабильной демократии.
В дальнейшем во взглядах М. произошли существенные изменения. Осознание утопичности анархо-синдикалистских идей привело М. к отказу от принципа демократии вообще. В своих более поздних работах он пришел к тому, чтобы рассматривать правление элит, олигархическое перерождение демократических партий и систем как не только неизбежное, но даже желательное. По его мнению, олигархия - предустановленная форма жизни больших общественных объединений, поэтому демократия закономерно приобретает олигархический характер, превращаясь в свою противоположность. Это превращение, которое М. первоначально рассматривал в духе историко-антропологического пессимизма, далее трактуется им в как позитивный процесс, ведущий к правлению "лучших", избранных. В итоге от социал-демократизма и анархо-синдикализма, от антиавторитаризма ранних работ М. пришел к авторитарным, а затем и к профашистским идеям. Так, он не выступил против возвышения фашизма в Италии.
В.А. Балцевич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 1