МОДА
Мода
мера средней тенденции для номинальных переменных.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Мода
проявление индивидуальности и стремление поддерживать свой социальный престиж.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
МОДА
fashion) — манеры вести себя или одеваться, "в которых ключевой чертой является быстрое и непрерывное изменение стилей" (Е. Уилсон "Украшенный в мечтах: мода и современность", 1985). Мода отражает два аспекта "современности": (а) вечное изменение, создаваемое рекламой и поддерживаемое средствами массовой коммуникации; (б) стиль и выбор одежды, мебели или других подобных товаров, дающих возможность людям осуществить некоторое влияние на непосредственно окружающую их социальную среду и выразить собственное "Я" и социальную принадлежность. Д. Хебдидж ("Субкультура: значение стиля", 1979) доказывает, что различные субкультуры создают свой собственный стиль через творческое сопоставление — бриколаж — различной одежды или объектов. Поэтому мода подчинена той же оценке, как и другие формы популярной культуры, содержа элементы и творческого выражения, и манипулирования.
Источник: Большой толковый социологический словарь
мода
Точка, где плотность вероятности
непрерывной случайной величины достигает максимума. Иногда используют для
характеристики дискретных распределений вероятностей.
Примечания.
1.
Если мода единственна, то распределение вероятностей
случайной величины называется «унимодальным»; если имеется более, чем одна
мода, оно называется «многомодальным» или «мультимодальным» (бимодальным в
случае двух мод).
2.
Мода является робастной характеристикой центральной тенденции унимодального распределения.
3.
Мода выборки – это значение,
встречающееся чаще всего. Таких мод может быть несколько, если несколько
значений встречаются одинаково часто. Однако, в подобных случаях мода не
является разумной оценкой центральной тенденции.
Источник: Словарь социологической статистики
мода
1) норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым; 2) по Г. Блюмеру – одна из форм массового движения; 3) по Г. Зиммелю – форма социального взаимодействия, предполагающая дуализм подражания и индивидуализации: она позволяет индивидам соответствовать определенным требованиям социальной группы и вместе с тем, предполагает наличие ценностей и норм (вещи, одежда, манеры, идеи, жизненный стиль и т.д.), следуя которым люди проявляют свою индивидуальность. При этом модным является лишь то, что дистанционно доступно, но достигается с приложением относительно больших усилий. М. зависит и от числа: по мере увеличения числа людей, становящихся обладателями той или иной ценностью, последняя утрачивает свою привлекательность, т.е. перестает быть М.; 4) по Ж. Бодрийяру – характерный для постмодернистского общества институт социального и культурного неравенства, основанный на кодах сигнификации, который служит для «санкционирования логики различения»: «вес знаков» М. руководит «социальной логикой обмена». М.»принудительное обновление знаков». - Литература: Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003; Гофман А.Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. М., 2003; Его же. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 2004.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
МОДА
1. Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля М. отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле – смена форм и образцов жизни. 2. Непрочная, быстропроходящая популярность. М. выражает социальные символы. Наличие модного атрибута считается престижным не потому, что он красив, а потому, что он символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться. В отличие от обычаев и нравов – устойчивых и долговременных культурных норм – М. и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения. Под влиянием М. происходит периодическая смена образцов массового поведения. М. присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего во внешности человека (одежда, прическа, косметика и т.д.) и непосредственной среде его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), речевом поведении, а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и т.д. Обычай ориентирован на традиции, а М. – на современность, обновление, нововведение. Мода практически не встречается в примитивных обществах, но становится распространенным явлением в сложном индустриальном обществе. Ее не удалось обнаружить в кастовом обществе. М. была ограничена аристократическим кругом людей в сословном обществе, но подчиняла себе массу людей в классовом обществе. С появлением массового производства в современное общество пришло массовое искусство и его элемент М. Она обладает свойством быстро появляться и быстро исчезать. Цикл смены вкусов и пристрастий людей очень короткий – несколько лет. Нередко на новом этапе возвращается то, что уже когда-то существовало. Цикл возвращения старого длится 20–30 лет.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
МОДА
лат. modus - мера, правило, образ) - обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей. И. Кант определял М. как "непостоянный образ жизни". Как массовое увлечение каким-либо явлением, М. известна еще с древности; М. в современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв. Изучение М. не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе М. свойственны: релятивизм (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям), иррациональность (М. обращена к эмоциям человека, ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М. практически не ограничена; М. обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). М. выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время. К функциям М. можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы повеления, формировать вкусы субъекта и управлять ими. М. дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. М. выступает как одно из средств социализации: М. как подражание данному образцу "удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией М. является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал М. классовым явлением: М. различных социальных слоев всегда различна. "Космополитичная" функция современной М. заключается в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции М., связанной с ее динамизмом: М. опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта.
Современная М. имеет две существенные особенности: М. 19-20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М. - это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной М. резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения М. большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон - ), стремление к собственному величию (З. Фрейд - ), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила. Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п.
Д.К. Безнюк
Современная М. имеет две существенные особенности: М. 19-20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М. - это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной М. резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения М. большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон - ), стремление к собственному величию (З. Фрейд - ), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила. Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п.
Д.К. Безнюк
Источник: Социология: энциклопедия
Мода
(франц. mode, от лат. modus – мера, образ, способ, наклонение). Мода. Fashion. 1. Обычаи, вкусы, стандарты поведения, предметы потребления и все то, что служит образцом и средством идентификации индивида с группой и символом престижа, а также социальной дистанцией между группами, занимающими определенное место в социальной иерархии. Модные образцы доминируют в определенной социальной общности, регулируют общение между ее членами и отвечают привычкам и вкусам членов данной общности, охраняются силой общественного мнения, а, соответственно, определяют сами эти привычки и вкусы. М. формирует социальное “лицо” членов той общности, в которой она распространена. 2. Быстро сменяющиеся обычаи на одежду, речь, музыку, парфюмерию и пр., объединяющие людей в группы и имеющие достаточно широкое распространение в обществе. 3. Процесс смены массовых кратковременных увлечений. М. выполняет регулятивную функцию, может приобретать как субкультурное, так и контркультурное значение. Она находится в сложном соотношении с обычаями и социальными нормами, но отличается от них меньшей устойчивостью и значительной вариативностью. Это периодически и спонтанно возникающее массовое поведение, обусловленное культивированием потребности в определенных масскультурных образцах как своеобразных социальных ориентирах. Она может быть основой для формирования обычаев и традиций, хотя не каждая мода обретает такое значение. М. – особый способ открытия социальной общностью более доскональных моделей, вкусов, обычаев и т. д., служащих средством собственного самоутверждения в обществе в целом. Поэтому она часто функционирует в форме социального эпатажа и может в своих конкретных проявлениях приобретать не только субкультурное, но и контркультурное значение. Принадлежность к определенной М. формирует определенное самочувствие, которое выражается в уверенности и устойчивости своего положения в обществе, а стремление к нему трактуется как “требование” самой М., образцы которой приобретают значение ценностей, а подражание этим образцам порождает стандартное поведение и объединяет ее последователей в общность, хотя и не устойчивую. Характерным признаком общности, основанной на М., есть оценочное отношение к окружающей социальной среде как “консервативной”, т. е. придерживающейся устойчивых стандартов или вообще “не культурной”, такой, которая или индифферентна к М. вообще, или не имеет возможности ей следовать. Подобное отношение провоцирует обратную оценку данной общности ее “оппонентами”. Присутствие в М. поведения элементов массовой культуры и чрезвычайно развитая инфраструктура (средства массовой информации, Дома моделей, шоу-бизнес и т. д.) дает возможность целенаправленно формировать М. вкусы, т. е. преодолевать ее стихийность, а через пропаганду дифференциации массовой и так называемой высокой М. – воздействовать даже на формирование социальной структуры общества, культивируя и удовлетворяя соответствующие культурные вкусы. М. – явление культуры и поэтому исследуется в рамках социологии культуры, изучающей проблемы влияния М. на социальную стратификацию, формы М. коллективного поведения, социального престижа и контроля, социального символизма. Наличие данных проблем порождает различные подходы к их решению. Среди последних наиболее распространены: престижно-символический, где М. рассматривается как средство социального расслоения; эстетический, где М. интерпретируется как выражение вкусов соответствующего исторического времени; ценностно-ориентационный, где М. выступает как средство формирования поведения людей в сфере потребления; эротический, где М. является средством возбуждения, знаком, чтобы обратить на себя внимание в соответствии с определенной сексуальной ориентацией и т. д. См. также Причуды, Стиль и Увлечение.