МОДЕРНИЗМ
модернизм
1) современ ные взгляды, вкусы; 2) неклассический тип социологической интерпретации общества, характерной особенностью которого является возможность плюрального существования миров, развивающихся под влиянием усложняющейся социокультурной динамики.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Модернизм
дух» Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной науки, с ее культом рационального знания и технических преобразований, с ее уверенностью в поступательном развитии общества, бесконечном прогрессе человечества.
Источник: Социология. Словарь по обществознанию
МОДЕРНИЗМ
англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и литературе XX в., характеризующееся отрицанием традиционных форм эстетики прошлого, условностью стиля, экспериментаторством. 2. Способ и форма приспособления религии и теологии к новым условиям их существования с целью преодоления кризиса веры и упрочения позиции религиозной идеологии.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
МОДЕРНИЗМ
MODERNISM) Течение в западном искусстве в период примерно с 1880 по 1950 гг., представленное такими фигурами, как Пикассо, в живописи, Элиот в поэзии, Джойс в литературе, Стравинский в музыке, и такими школами, как «Баухауз», в архитектуре. Модернисты оспаривали идею, согласно которой характер или личность можно рассматривать как нечто целостное и законченное. Они утверждали, что жизнь фрагментирована. В рамках этого течения превыше всего ценилась новизна, хотя к середине ХХ в. оно стало почти ортодоксальным. Некоторые авторы утверждают, что на смену модернизму пришел постмодернизм. См. также: Модерн. Лит.: Kumar (1995)
Источник: Социологический словарь
Модернизм
Модернізм. Modernism. 1. Направление в литературе и искусстве, отрицающее классические, эстетически обоснованные, традиционные реалистические формы и сделавшее экспериментаторство и новизну основой эстетической оценки творчества. М. в искусстве ставит своей целью фрагментацию действительности и отражение ее структуры как независимых друг от друга элементов. Фактически М. есть процесс формирования клипового восприятия действительности. 2. Процесс обратный социальной рационализации, содержанием которого является приспособление религии к новым социальным условиям с целью преодоления кризиса религиозной веры, поиска способов и средств распространения религиозных представлений, упрочения позиций религиозной идеологии в современном индустриальном обществе. См. также Мозаичная культура.
МОДЕРНИЗМ
modernism) — предпочтение "модерна" в культуре, современной мысли, стиле и т.д., особенно в архитектуре, музыке и искусстве. В архитектуре модернизм Гропиуса и Ле Корбюзье связан с предпочтением функциональности и веры в конечную способность Человека управлять своей средой. В искусстве он часто характеризовался отклонением от "реалистических" парадигм Фитерстоун (1988) суммирует основные особенности модернизма: "эстетическое самосознание и рефлективность; изменение описательной структуры в пользу одновременности и монтажа; исследование парадоксального, неоднозначного и сомнительного открыто-законченного характера действительности; замена понятия "объединенная личность" интегрированной личностью и акцент на деструктурированном, обесчеловеченном субъекте". Согласно Фредерику Джеймсону (1984), модернизм в общем смысле предполагает разрыв с парадигмой "репрезентации" в теоретическом дискурсе, в искусстве, а также с "реалистической" конфигурацией либерального капитализма. См. также Современность; Постмодерн и постмодернизм; Деконструкция.
Источник: Большой толковый социологический словарь
МОДЕРНИЗМ
неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой. К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой. (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще И. Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных - "чистого" и "практического" - разумов.); 3) позитивистские идеи (начиная от Конта - ), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как "ложное сознание"); задача философской рефлексии усматривалась в "изменении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Таким образом, идеал отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный конструктивизм. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека, позитивности "разрыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования.
В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у А. Шопенгауэра, лингвоматематическая у У. Куайна, экзстенциальная у Ж.-П. Сартра и т.п.; 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры "молодость"; акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов с предшествующей традицией); 3) пафосный отказ от классической идеи "предустановленной гармонии" (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода; 4) преодоление трактовки человека как "слепка" Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д.; пере-осмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея "сверхчеловека" Ницше, "негативный гуманизм" А. Глюксмана - и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма ( Сверхчеловек); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам, ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции; 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ("перекодирования") культуры, что в свою очередь порождало потребность в новом художественном языке. Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, - понятия мыслятся не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко
В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у А. Шопенгауэра, лингвоматематическая у У. Куайна, экзстенциальная у Ж.-П. Сартра и т.п.; 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры "молодость"; акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов с предшествующей традицией); 3) пафосный отказ от классической идеи "предустановленной гармонии" (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода; 4) преодоление трактовки человека как "слепка" Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д.; пере-осмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея "сверхчеловека" Ницше, "негативный гуманизм" А. Глюксмана - и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма ( Сверхчеловек); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам, ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции; 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ("перекодирования") культуры, что в свою очередь порождало потребность в новом художественном языке. Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, - понятия мыслятся не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия