Монотеизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МОНОТЕИЗМ (ЕДИНОБОЖИЕ)
от греч. monos - один и theos - Бог ) - англ. monotheism; нем. Monotheismus. Религии, основывающиеся на признании единого Бога (в отличие от политеизма).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

МОНОТЕИЗМ
monotheism) — вера в доктрину, согласно которой имеется только один Бог; религиозные системы веры, основанные на этой доктрине. Из главных мировых религий только юдаизм, христианство и ислам являются монотеистическими и имеют общие корни. Согласно Ленскому и Ленски (1970), концепции "высшего существа", редкие для обществ охотников-собирателей и примитивного земледелия, становятся широко распространенными в аграрных обществах. Однако монотеизм появляется только на Ближнем Востоке. Парсонс расценивает его возникновение как решающий шаг к развитию "этической универсальности". Оценка Вебером еврейских концепций ревнивого Бога — Яхве ("Ты не должен иметь Других богов, кроме меня") — и понятия "избранного народа" заключается в ответе на уязвимость племен Израиля в отношении иностранного господства — проблемы, "истолкованной" пророками как наказания всевышним Богом своего народа за поклонение лжебожествам.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Монотеизм
(от греч. monos – один и theos – бог). Монотеїзм. Monotheism. Религиозно-философское представление о существовании единого божества, отвергающее политеизм (многобожие), свойственный древним и некоторым современным народам и интерпретируемый как идолопоклонство. Зарождение философии и постепенное преодоление нею мифологического мировосприятия (политеизма), как поклонения природным (естественным) олицетворенным силам, привело, с одной стороны, к догматизации классической мифологии в форме “вторичной мифологии”, т. е. к возникновению представлений о едином боге (монотеизму), но уже не естественном, а сверхъестественном существе, а с другой – возникновению науки как формы общественного сознания. Причем теперь сверхъестественное, как непосредственно чувственно невоспринимаемое, обрело атрибут духовности, а общение с ним стало называться духовной жизнью, или духовностью. Но духовность с самого начала была более сложной по своей структуре. Она включала в себя все зарождающиеся формы общественного сознания и мышления, а религия с самого своего зарождения была отчужденной формой существования действительной духовности в силу того, что она включала в свою структуру мифологию и постоянно конфронтировала с наукой. Зарождение монотеизма стало отрицательным (в силу его отчужденного характера) результатом качественно нового исторического этапа в развитии духовной культуры.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
8.27 мб

Тайный монотеизм древней Греции в произведениях Гесиода, Гомера и Эсхила

Рузавин Андрей Андреевич
Производится построение спекулятивной теории о возможных монотеистических религиозных взглядах, существовавших в Древней Греции.
Читать PDF
247.04 кб

Исламский монотеизм и феноменальные особенности

Вагабов М. В.
В статье рассматриваются некоторые феноменальные аспекты исламского монотеизма (таухид) по сравнению с другими религиями мира, причины востребованности теоцентрических парадигматических идей в новой мировой религии, разъясняется,
Читать PDF
233.51 кб

Монотеизм и проблема изображения

Тульпе Ирина Александровна
В статье рассматривается отношение к изображению монотеистических религий. Им внутренне присуща идея уникальности акта божественного творения и онтологической инакости Творца и сотворенного.
Читать PDF
454.56 кб

К вопросу о персидских влияниях в ветхозаветном иудаизме: проблема зла, монотеизм, танатология и эсх

Кульпинов Сергей Сергеевич, Смирнов Алексей Евгеньевич
Исследуется возможное влияние персидской религии на ветхозаветный иудаизм. Анализируются генезис и эволюция ряда ветхозаветных концепций в свете современных исследований.
Читать PDF
496.82 кб

Монотеизм vs политеизм?

Магомедов Камиль Магомедович
В статье даётся сравнительный анализ монотеизма и политеизма как понятий, по которым проводится классификация религий.
Читать PDF
68.90 кб

Тенгрианство в контексте монотеизма

Кодар Ауэзхан Абдираманович
Читать PDF
221.13 кб

Проблемы взаимоотношения монотеизмов как формы взаимодействия элементов общества: иудаизм и христиан

Дубовский Г. Я.
В статье разбираются проблемы взаимоотношения монотеистических религий на примере иудаизма и христианства, когда они являются признаками самоидентификации групп населения.
Читать PDF
198.35 кб

Тенгрианство в контексте монотеизма

Кодар Ауэзхан Абдираманович
В статье анализируются два уровня тенгрианства имперский и народный древней религии кочевников азиатского материка. На имперском уровне тенгрианство имело монотеистический характер
Читать PDF
487.30 кб

Учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о первоначальном монотеизме и рецепция данного учения в творчес

Фурсов Валентин Александрович
В статье рассматриваются учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о прамонотеизме и рецепция данного учения в творчестве В. С. Соловьева.
Читать PDF
189.25 кб

Еще раз об истоках монотеизма

Саркарова Наила Ахедовна
Статья посвящена выяснению глубинных истоков монотеизма. В ней ставится под сомнение распространенная установка, согласно которой история монотеизма начинается с иудаизма, приводятся аргументы.
Читать PDF
192.32 кб

Метрика мира в различных формах монотеизма

Саркарова Наила Ахедовна
Данная статья продолжает обсуждение некоторых спорных вопросов, связанных с выяснением особенностей метрики видения мира в различных формах монотеизма, начатое в первой статье.