Московская прессаМОТ

МОСС Марсель

Найдено 3 определения термина МОСС Марсель

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МОСС МАРСЕЛЬ

Mauss, Marsel) (1872-1950) - французский социальный антрополог, работавший с Эмилем Дюркгеймом в Реакции "Annee Sociologique" оказавший влияние на Леви-Стросса, среди его наиболее важных исследований находятся "Примитивен классификация" (в соавторстве с Дюркгеймом, 1902) и «Подарок» (1925). См. Обмен подарками.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

МОСС (Mauss) Марсель

1872-1950) - франц. этнограф и социолог. Приверженец теории Дюркгейма, М. в неявной форме подверг пересмотру нек-рые ее положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к сотрудничеству между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойственное существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней соц. реальность, М. формулирует понятие о "тотальном" (целостном) человеке в единстве его биологич., психич. и соц. черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системно-структурном рассмотрении соц. объектов. Соч.: Общества. Обмен. Личность. М., 1996; Socioiogie et anthropologie. P., 1950. А.Б. Гофман.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МОСС (Mauss) Марсель

1872-1950) - французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий "нецивилизованных народов" (1901). Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925). Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Участвовал в издании журнала французской социологической школы. После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу. В 1924 стал первым президентом Французского института социологии.

Научная деятельность М. неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма , племянником, учеником и сотрудником которого он был. Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью. Большое внимание уделял социологии "первобытных" обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией. Главная работа М., ставшая классической, - "Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925) - основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем. На формирование подхода М. к исследованию "дара" повлияли идеи Дюркгейма , Зиммеля , работы Веблена , Боаса , Малиновского .

М. рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ. Дар - элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями. Существование систем дарения М. обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах Древнего Рима, Индии, Китая. С т.зр. М., дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире. М. обосновывает необходимость изучения "целостного" человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела. Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М. символов как характерной черты социальных фактов. Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения.

Идея М. о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса . Благодаря преподавательской деятельности М. было сформировано первое поколение французских полевых этнологов.

Н.Ю. Шило

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме МОСС Марсель — 0

Найдено научныех статей по теме МОСС Марсель — 0

Найдено книг по теме МОСС Марсель — 0

Найдено презентаций по теме МОСС Марсель — 0

Найдено рефератов по теме МОСС Марсель — 0