Национальный языкНАЧАЛЬНАЯ ПРИЧИНА СМЕРТИ

НАЦИЯ

Найдено 17 определений термина НАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАЦИЯ

парод, испытывающий неразделенную любовь к своему государству.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Альтернативный социологический словарь

Нация

историческая общность людей, следующая за народностью, для которой характерно единство территории, языка, культуры, менталитета, экономических связей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Нация

историческая общность людей, складывающаяся на базе общности:

- территории;

- языка;

- экономических связей;

- психологического склада характера.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Нация

этническая категория более высокого ранга, чем народ, обычно включает несколько народов. Объединение людей на основе единых стандартов литературного языка, школы и средств массовой информации. Иногда рассматривается как сугубо политическая категория (объединение).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Нация

исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

НАЦИЯ

это высокоразвитая, самая зрелая форма этноса. Наиболее развитая этническая общность с развитой системой экономических отношений, наличием литературного языка, национального самосознания, психологии и ряда других признаков, отличающих народы большинства государств мира.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

НАЦИЯ

англ. nation; нем. Nation. 1. И стор. сложившийся тип этноса, представляющий собой соц.-экон. целостность, возникающую на основе общности экон. связей, территории, языка, особенностей культуры и быта, псих, склада и самосознания. Н. развивается на основе народности. 2. Страна, государство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Нация

исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Нация

историческая общность людей, для которой характерно единство важнейших составляющих социальной жизни: 1) территории; 2) социально-государственной организации; 3) хозяйственно-экономического уклада; 4) языка, быта, культуры, религии; 5) этнического самосознания (см. этнос). Одна нация может включать несколько языковых коллективов. В то же время один язык (например английский) может использоваться разными нациями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

Нация

Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Для нации как исторической общности людей необходимо государственное сплочение населения, проживающего на данной территории и говорящего на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе.

См. также: Народность, Народ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

НАЦИЯ

1) В широком смысле понимается как территориально-государственная общность людей. Для ООН нация представляет собой субъект международного права: все современные государства официально именуют себя “нациями”. Так, Россия – многоэтническая страна, в которой основным государствообразующим этносом являются русские, составляющие свыше 80% населения. Все населяющие ее народы в своей совокупности образуют суперэтнос, ныне именуемый россиянами. (2) В узком смысле Н. рассматривается как этнос.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Нация

от лат. natio — племя, народ) — тип этноса, представляющий собой историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, развития этнического (национального) самосознания, которые составляют ее признаки. Возникает в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе экономических связей. В современной литературе нацией называют крупные этносы, имеющие автономные республики или области. Термин нередко применяется как признак наличия государственности (например, Организация Объединенных Наций).

Источник: Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 282.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие

НАЦИЯ

НАЦИЯ (от лат. natio - племя, народ), тип этноса, представляющий собой историч. общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их терр., экон. связей, языка, нек-рых особенностей культуры и характера, развития этнич. (нац.) самосознания, к-рые составляют ее признаки. Возникает в период преодоления феод. раздробленности общества и укрепления политич. централизации на основе капиталистич. экон. связей. В условиях капитализма состоит из классов с противоположными интересами, идеологиями. При социализме, ликвидирующем социальные и нац. антагонизмы, преобразуются в социалистич. Н., основа к-рых - экон., социально-политич. и идейное единство; протекает процесс расцвета и сближения Н., развития их братского сотрудничества и взаимопомощи на основе принципов интернационализма. В сов. лит-ре Н. обычно называют крупные этносы СССР, имеющие союзные или автономные республики; к заруб. Н. нередко применяется признак наличия государственности (напр., Организация Объединенных Наций).

В. И. Козлов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Демографический энциклопедический словарь

НАЦИЯ

nation) — общность чувства (Макс Вебер, 1920) или воображаемая общность (Б. Андерсон "Воображаемая общность", 1983), основанная на одном или более из следующих признаков: раса, этнос, язык, религия, обычаи, политическая память и разделяемый опыт другого. Нация существует там, где люди имеют общие претензии на принадлежность к единому целому, обеспечивая признание этого другими. Этнос оказался ни обязательным, ни достаточным условием государственности. Согласно Веберу, современные нации обычно нуждаются в государстве, чтобы защищать свою целостность и интересы, а государства — в нации, если хотят располагать лояльностью индивидуума. Однако существуют безгосударственные нации, например, шотландская, и безнациональные (или многонациональные) государства, вроде Пруссии и Советского Союза. Различия между этническими нациями (общностями происхождения) и гражданскими (ассоциациями в пределах территории) имеют главное значение для плюрализма и сосуществования, характера общества и определения гражданства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

НАЦИЯ

лат. natio - племя, народ) - полисемантичное понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию Н.: как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием.

Многозначность понятия Н. отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние на современное понимание Н. оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита. Для социально-демографического подхода Дойча ("Национализм и социальная коммуникация", 1966) характерно функциональное определение Н. как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Гелнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что Н. есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. Становление Н. непосредственно связано с распространением всеобщего образования и средств массовой информации. Н., по Гелнеру, - целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит интеллигенции. К пониманию Н. Гелнером во многом близка позиция Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), рассматривающего современные Н. как искусственно создаваемые "воображаемые сообщества". В основе этого процесса, по Андерсону, лежит феномен "печатного капитализма" со свойственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). Вместе с тем Смит ("Происхождение наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные Н. органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как этнии. По Смиту, все их разнообразие может быть сведено к двум типам: аристократическому и народному. Н., возникающие на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция, борющаяся за сохранение этнических традиций.

П.В. Терешкович

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

НАЦИЯ

от лат. natio - народ) - тип этноса (см.), характерный для развитого классового об-ва. Возникновение Н. исторически связано со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнич. (нац.) самосознания. Первые европейские Н. формировались в границах централизованных гос-в, на базе одной или нескольких близких в этнич. отношении народностей (см.), напр., франц. Н. - из северофранцузов и провансальцев. На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнич. гос-в (Австро-Венгрия, Турция, Россия); окончательное политич. оформление Н. получили здесь в рез-те возникновения более или менее однонац. гос-в (Польша, Румыния и др.) или автономий внутри многонациональных гос-в (напр., союзные и автономные республики в СССР). В странах Америки Н. формировались из групп разно-этнич. европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополии (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования - границы возникших гос-в. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся главным образом после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено. В отечественной социологии долгое время господствовало определение Н. как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономич. жизни и психич. склада, проявляющегося в общности культуры. Однако с середины 60-х гг. это определение стало уточняться и дополняться, напр., признаком нац. (этнич.) самосознания, связываться с общим понятием этноса. В настоящее время, определяя Н., часто делают упор не на этнич. признаки, а на признаки стадиальные или этносоц., отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности. К этим признакам относится унификация языка, гл. обр. в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-соц. состава, соответствующего эпохе промышленно-научн. развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономич. общности в рамках своих нац. гос-в. Лит.: Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопр. истории. 1967, № 1. В.И. Козлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

НАЦИЯ

(от лат. natio - “народ”, англ. - nation, нем. - Nation) - термин, употреблявшийся в древности и в Средние века гл.обрю для обозначения больших групп людей, связанных общим происхождением, экономическими или политическими интересами. В Новое время, особенно с Великой Французской революции конца XYIII в., термин Н. стал употребляться во французском, английском и др. западноевропейских языках для обозначения совокупности граждан одного государства, т.е. в этническом смысле, что отразилось и в производных от него - “национальность” (см.), “национализация” (см. также “Государство”). В Центральной и Восточной Европе, где процесс формирования национальной государственности задержался, термин Н. употреблялся для обозначения общности людей, живущих на одной территории и связанных в языково-культурном отношении, т.е. в этническом смысле, поэтому разработка теории Н. во многом заменяла теорию этноса (см.). Автором новой научной концепции Н. считается французский ученый Э.Ренан, попытавшийся в 1877 г. соединить этатическую и этническую трактовку Н., в частности тем, что отнес появление Н. к Средним векам, когда в Европе стали складываться национальные государства; Н. - по его определению - это прежде всего выраженное стремление определенной группы людей жить вместе, сохранять наследство, полученное от прежних поколений, и стремиться к общей цели. Вслед за Ренаном были предложены другие концепции (теории) Н., но ни одна из них не стала общепринятой.

В советской науке долгое время господствовала так называемая марксистско-ленинская теория Н. Однако К.Маркс и Ф.Энгельс не дали определение понятия Н. В марксистской (социал-демократической) литературе конца XIX - начала XX вв. были изложены две основные теории нации: австрийца О.Бауэра, считавшего Н. “Общностью культуры и характера, возникшей на основе общности судьбы”, и немецкого деятеля К.Каутского, считавшего основными признаками Н. язык и территорию. В.И.Ленин критиковал “психологическую” теорию Н.О.Бауэра и признавал “историко-экономическую” теорию К.Каутского; он разработал марксистскую теорию национального вопроса (см.), но не дал полного определения Н. В 1930-х гг. в качестве такового утвердилось определение И.В.Сталина как “исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющейся в общности культуры”; именно оно и легло в основу концепции Н. в советской науке. С середины 60-х гг. это определение Н. стало критиковаться и уточняться, напр., указанием на условность признака общности экономической жизни и признака общности психического склада (национального характера); кроме того, определение Н. стало дополняться, прежде всего - признаком национального (этнического) самосознания. По мере разработки теории этноса определение Н. стало связываться с общим понятием этноса; ученые, определяя Н., стали делать упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные или этно-социальные, отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности (см.). К таким признакам относится унификация языка, главным образом путем распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации, развитие профессиональной культуры и искусства, формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-научного развития (наличие рабочего класса и интеллигенции), наличие определенной формы государственности или сильно развитого движения за ее достижение (см. “Национальное движение”), а также определенная экономическая общность в рамках своей национальной государственности.

Согласно распространенной среди советских ученых теории Н.,она считалась типом этноса, характерного для развитого классового общества. Возникновение Н. исторически связывалось со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического (национального) самосознания, движением за создание национальной государственности. Первые европейские Н. формировались в границах централизованных государств, на базе одной или нескольких близких в этническом отношении народностей, напр., французская Н. - из северо-французов и провансальцев. “Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупное, в сущности основанное на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации” (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.20, с.345). В.И.Ленин считал образование национальных государств “тенденцией (стремлением) всякого национального движения” (В.И.Ленин. ПСС, т.25, с.259). Термин Н. и производные от него (“Национальность” и др.) в западно-европейских языках сохраняют политико-этатический смысл “общности граждан одного государства”.

На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнических государств (Австро-Венгрия, Турция, Россия и др.) или более или менее суверенных автономий внутри многонациональных государств (напр., союзные и автономные республики в СССР, республики в Югославии); все же за термином Н. сохранился этнический смысл. В странах Америки Н. формировались из групп разноэтнических европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в различной степени - с иноэтническими и инорасовыми группами - местными и привезенными из Африки (неграми). Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополий (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования - границы возникших государств, нередко проводившиеся по слабообжитым районам. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся гл.обр. после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено, и идет через трудный процесс этно-политической интеграции. Здесь термину Н., как и в странах Америки, придается политико-этатический смысл, преобладающий в международном обиходе (напр., Организация Объединенных Наций).Однако проступающая во многих регионах мира и развернувшаяся экономическая и политическая интеграция наций в Западной Европе пока не нарушает их этнические параметры.

В советской науке двумя основными видами Н. (см. Классификация этническая ) считались “буржуазные” и “социалистические”, отличающиеся классовой структурой, политическим строем и духовным обликом (идеологией). В связи с этим некоторые авторы (особенно философы 1970-х гг. стали придавать Н. более социальный, нежели этнический смысл. Считалось, что в развитом социалистическом обществе Н. достигнут полного расцвета; вместе с тем усилится их сближение между собой (см. Межэтническая интеграция), что явится шагом к предсказанному классиками марксизма-ленинизма слиянию Н. в будущем, после победы коммунизма. Однако с середины 1980-х гг. такие взгляды стали пересматриваться как из-за обнаружившейся неопределенности путей достижения коммунизма, так и из-за обострения национальных отношений в Советском Союзе и подъема национал-сепаратизма, приведшего в конце 1991 г. к развалу СССР. Дальнейшая разработка теории Н. не дала общепринятых результатов.

ЛИТ.:Бауэр. Национальный вопрос и социал-демократия. Спб, 1909.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности наций и пути образования интернациональной общности людей. МГУ, 1978.

Каутский К. Национализм и интернационализм. Петербург, 1918.

Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2.

Козинг А. Нации в истории современности. М., 1978.

Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации// Вопросы истории, 1987, N 2.

Коммунизм и нации. М., 1985.

Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. ПСС, изд. 5, т. 24; он же. О праве наций на самоопределение, т. 25; он же. Материалы по национальному вопросу. “Ленинский сборник XXX”. М., 1937.

Ренан Э. Что такое нация? Спб., 1888.

Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 21.

Gellner E. Nations and nationalism, Oxford, 1983.

Gross B.M. The state of the nation. L., 1966.

Muller H.A. Races, nations and classes, L., 1924.

В.И.Козлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено схем по теме НАЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме НАЦИЯ — 0

Найдено книг по теме НАЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме НАЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме НАЦИЯ — 0