НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Научное управление
термин Фредерика Тейлора, касающийся применения научных принципов в работе деловой или другой крупной организации.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
scientific management) — совокупность принципов управления рабочими местами, вызывающая отделение умственного труда от ручного, подразделение задач, деквалификацию, строгий контроль над рабочей силой и поощрительные выплаты заработной платы. Родина научного управления — США 1890-х гг. Его главный вдохновитель — Ф.У. Тейлор, отчего "тейлоризм" и "научное управление" часто используются как взаимозаменяемые термины. Тейлор получил инженерное образование. Его принципы менеджмента основаны на том, что рабочий проект можно объективно измерить, процесс труда разбить на составные части как различные "физические движения", точно рассчитав (путем изучения времени и движения) реорганизацию рабочих мест с целью наиболее эффективной отдачи для повышения производительности. В этом смысле управление скорее "научное", чем интуитивное. Оно выявляет законы, руководящие трудовой деятельностью и составляющие основу совокупности универсальных принципов "наилучшего способа" организации труда. Философия Тейлора покоилась на идеях классической политэкономии и психологии, которые предполагали, что индивидуумы по природе ленивы и восприимчивы к работе. Каждого следует оплачивать в соответствии с его усилиями и экономически поощрять. С внедрением научного управления профсоюзы должны устареть, кооперация на рабочих местах обеспечится применением научных принципов, а каждый рабочий станет преследовать индивидуальные интересы. Научное управление направлено на: (а) Фрагментацию труда на простые, обычные действия; (б) стандартизацию каждого действия для устранения простоев; (в) отделение замысла от выполнения посредством передачи менеджерам проектирования и контролирования работы. Принципы Тейлора прежде всего направлены на рабочее место, но его методы также подразумевали функциональное разделение менеджмента, включая отделение от собственников. Разработанная ранними сторонниками науки управления теория заключалась в определении вертикалей полномочий и промежутков управления (см. также Теория организации). Идеи Тейлора явились развитием подходов начала XIX в. к фабричной организации и механизации, особенно работ Эндрю Ура и Чарльза Баббаджа. В "Принципе Баббаджа" (1832) утверждалось: задачи, требующие квалификации, нужно разбить на компоненты и различные неквалифицированные задачи, что позволяет оплачивать каждую операцию по наиболее низкому разряду, а рабочим - исполнять только действия, соразмерные с мастерством и обучением. Социологический анализ научного управления концентрировался на двух проблемах: на его значении как идеологии, узаконивающей контроль менеджмента, и на степени, в которой оно применялось на практике в капиталистических обществах на различных стадиях развития. Как идеология оно пользуется все большим влиянием на организацию труда и идею менеджеров, несмотря на оппозицию со стороны и профсоюзов, и предпринимателей. Ведь данный подход явно расходится с предшествующим предпринимательским отношением патернализма и благоденствия, что служило мишенью для критики последователей Школы человеческих отношений к управлению, отвергавшей индивидуалистские, материальные предположения о мотивации человека и защищавшей разнообразие задач, рабочие группы и самореализацию через труд. В последнее время споры в социологии сосредоточились на важности тейлоризма как основы управления при капитализме (см. Процесс труда). Ясно, что научные принципы менеджмента никогда полностью не осуществлялись на практике. Противодействие рабочих и необходимость предпринимателей обеспечивать и согласие рабочих, и гибкость в организации труда означали отказ или изменение многих из оригинальных принципов Тейлора (см. Фордизм и постфордизм). Однако отдельные элементы, особенно деквалификация, были и все еще остаются широко применяемыми в производстве, а также в конторах (см. Технология; Мастерство). Научное управление получило влияние даже в социалистических обществах через работы Ленина и Грамши, но отделено от капиталистической идеологии, которая его подкрепляла.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.14 мб

Научная школа теории управления

Латфуллин Геннадий Рашидович
С появлением человека на Земле все его существование, функционирование и развитие обеспечивалось целенаправленным воздействием на окружающую среду.
Читать PDF
4.13 мб

Концепция научных основ управления

Коротков Эдуард Михайлович
Развитие науки и образования сопровождается возникновением потребности включить в них новые знания, естественно возникающие в теории и практике экономики.
Читать PDF
170.64 кб

Научная школа управления Г. Х. Попова

Виханский Олег Самуилович
Целью статьи является систематизированное описание зарождения и становления на экономическом факультете МГУ научной школы управления профессора Г. Х. Попова. Предметом работы является динамика развития данной научной школы.
Читать PDF
1.31 мб

Научная школа «Управление персоналом» ГУУ

Кибанов А.Я.
Рассматриваются история формирования Школы управления персоналом на базе кафедры«Управление персоналом» Государственного университета управления; основные области и наиболее значимые результаты фундаментальных и прикладных исследо
Читать PDF
611.24 кб

Научная рефлексия и социальное управление

Стрюковский Виктор Иванович
В работе рассматривается понятие научной рефлексии, влияние научной рефлексии на самосознание в самой науке и в общественной практике (политике, социальном управлении).
Читать PDF
790.76 кб

Наукометрия и Управление научной деятельностью

Орлов Александр Иванович
Попытки административного управления научной деятельностью зачастую опираются на неверные предположения, а потому приносят вред развитию науки. В статье подводятся итоги дискуссии по наукометрии и управлению научной деятельностью.
Читать PDF
170.03 кб

Роль социологии в научном управлении обществом

Зборовский Гарольд Ефимович
Рассматривается управленческая функция социологии, обращается внимание на возможности социологии влиять на процесс появления гражданского общества.
Читать PDF
392.01 кб

НАУКОМЕТРИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ

Грановский Юрий Васильевич
Продолжается процесс деградации российской науки. Одна из причин – неэффективное управление научными коллективами. Эффективность может быть повышена путем применения науковедения и наукометрии.
Читать PDF
144.52 кб

Научная школа «Интерактивные методы управления»

Князев Владимир Николаевич
В статье представлено описание истоков создания научной школы, ее развитие, основное содержание исследований, которые были осуществлены за время ее существования, перспективы развития, вовлеченность преподавателей, исследователей,
Читать PDF
582.21 кб

Научное управление обществом - императив времени

Горшков Михаил Константинович
В статье развивается идея о том, что в современном российском обществе возрастает роль интеллектуальных, информационных и социальных компонентов управленческого механизма.
Читать PDF
229.81 кб

Научный концепт "управление политическим протестом"

Касович Александр Андреевич
В статье предлагается научный концепт «управление политическим протестом». Автор доказывает, что успешный массовый политический протест обязательно должен быть технологичен.
Читать PDF
699.76 кб

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ СФЕРОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Е. А. Ковчуго
Читать PDF
273.50 кб

Научно-образовательные центры вуза: вопросы управления

Стронгин Роман Григорьевич
Рассматриваются вопросы проектного управления научно-образовательными центрами вуза, которые становятся распространенной формой интеграции учебной, научной и инновационной деятельности подразделений как самого вуза, так и его парт
Читать PDF
4.27 мб

Управление научно-образовательным процессом университета

Подповетная Юлия Валерьевна
В статье обоснована актуальность системно-синергетического подхода к управлению научно-образовательным процессом в университете.
Читать PDF
1.96 мб

Управление научно- исследовательской деятельностью в вузе

Выходцева Елена Анатольевна, Гусева Мария Николаевна, Малышкин Николай Геннадьевич
Статья посвящена рассмотрению вопросов организации вузовской науки в соответствии современной концепцией университетского образования и переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов.

Похожие термины: