НОУ-ХАУ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НОУ-ХАУ
(знаю как) – обобщающий термин для наименования конкретных технологических пояснений, необходимых для успешного внедрения того или новшества в производственной или социокультурной сфере.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

НОУ-ХАУ
от англ. know-how - знаю как) - англ. know-how; нем. know-how. Не защищенные патентами и неопубликованные знания, опыт научно-техн., управленческого, финансового или иного характера, к-рые применяют в научных исследованиях, разработках, изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентноспособной продукции.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НОУ-ХАУ
результат технического творчества, а также техническая и иная информация, необходимая для производства какого-либо товара, технические решения, выполненные на уровне изобретений, но почему-либо не запатентованные, опыт, секреты производства. Одним из основных признаков ноу-хау является элемент секретности передаваемой научно-технической информации, при этом охрана, как правило, осуществляется в договорном порядке в соответствии с условиями лицензионных договоров и прочих подобных соглашений.

Источник: Словарь терминов по социальной статистике

НОУ-ХАУ
(от англ. know how — знать как), или секрет производства, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом. (ст. 1465 Гражданского кодекса РФ).
Формы ноу-хау разнообразны: например, в технической сфере это конструкционные чертежи, результаты опытов, отчеты о научно-исследовательских работах, статистические расчеты, формулы, рецепты, инструкции по технологии, документация по изготовлению; в коммерческой сфере — картотека клиентов и поставщиков, документация о программировании, формах и способах сбыта и распространения продукции, данные о финансировании, рекламе и т.п.
Термин “ноу-хау” впервые возник в американской судебной практике. Буквальный перевод выражения означает “знать, как это сделать”, например, как наладить производство какого-либо товара или выполнить какую-либо работу, оказать услугу и т.д. Позже термин “ноу-хау” стал использоваться в странах Европы, где в связи с неопределенностью понятия стали использоваться и другие термины: например, во Франции в виде термина “savoir-fair”, а в Германии — “wissen wie”. В нашей стране термин “ноу-хау” появился в нормативных документах СССР в текстах примерных лицензионных договоров для стран экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем фигурировал в ряде законов (1990–1992 гг.), причем под разными “именами”, например: “торговый секрет” — в Законе РСФСР “О собственности в РСФСР” от 24.12.1990, “коммерческая тайна” — в Законе РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22.03.1991, “секрет производства (ноу-хау)” — в “Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик” от 31.05.1991, которые в аспекте правовых категорий воспринимались как синонимы. Другими словами, для российского гражданского законодательства термин “ноу-хау” не является новым. Правовая охрана ноу-хау возникла как альтернатива патентной охране результатов интеллектуальной деятельности, поскольку часто предприятию выгоднее не патентовать изобретение, используемое в производстве, а засекретить его, поэтому ноу-хау нередко называют секретом производства.
Для того чтобы сведения были отнесены к разряду ноу-хау, они должны иметь несколько характерных признаков. Во-первых, они должны обладать способностью быть объектом коммерческого интереса и рыночного оборота и представлять интерес для третьих лиц, готовых заплатить за них какую-то сумму, чтобы использовать эти сведения для достижения своих целей или получения прибыли. Во-вторых, эти сведения должны быть защищены правообладателем теми средствами, которые предоставляются действующим законодательством. Обладатель вправе сам устанавливать и контролировать допуск к этому производственному секрету. Лица, получившие допуск к этим сведениям по решению правообладателя, подпадают под действие законов о неразглашении коммерческой тайны, поскольку условием этого доступа должна являться конфиденциальность полученных сведений. Третьим условием являются усилия правообладателя, направленные на сохранения этого секрета производства, т.е. им должен быть принят ряд мер, направленных на защиту сведений, представляющих ноу-хау, от конкурентов и третьих лиц (например, пропускной режим на предприятии, специальное оборудование и технические средства защиты, условия о неразглашении в трудовых договорах с работниками и др.).
Коммерческая передача, обмен, распространение ноу-хау осуществляются на основе заключения лицензионных договоров. Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в России в настоящее время задается гл. 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)” Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом “О коммерческой тайне”.
И.Н. Тупицына
Лит.: Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006; Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ “О коммерческой тайне”.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.