НОВОВВЕДЕНИЕ
Нововведение (инновация)
создание, распространение и использование новых практических средств для удовлетворения человеческих потребностей. В зависимости от предмета новшества различают социальные, экономические, организационные, куль- турные, технические, технологические и иные нововведения, а по уровню новизны - радикальные и совершенствующие. На практике большинство нововведений включают разнообразные компоненты и носят комплексный характер. В жизненном цикле нововведения различают стадии: старт, рост, зрелость, насыщение потребности, финиш. Непременным условием успешности инновации является достаточный уровень инновационной культуры - степени восприимчивости личностью, группой, организацией или обществом различных новшеств (в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности превратить их в нововведения). Нововведение - это достаточно противоречивая система, в которой разные инновационно-функциональные группы (инициаторы, организаторы, разработчики, изготовители, пользователи и др.) имеют свои интересы, отличные от интересов других групп. Термин «инновация» появился в научном обороте в конце XIX в., в 1930-х гг. менеджмент наиболее успешных компаний активно разрабатывал инновационную политику своих фирм, позднее появились инновационные игры в обучении персонала, инновационные фонды и банки, в менеджменте выделился инновационный менеджмент. Инновационный потенциал менеджмента - это не только склонность персонала и топ-менеджеров к инновациям, дух поиска и творчества, но и наличие необходимых для внедрения нововведений финансовых ресурсов, возможность оплаты консалтинговых и экспертных услуг, закупки нужного оборудования, разработки инновационных проектов, стимулирование персонала в ходе инновационных преобразований [123, 136].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
НОВОВВЕДЕНИЕ
комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы (или области, где реализуется новшество) и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности. Объективной основой появления Н. являются закономерные тенденции и процессы, свойственные конкретному историческому этапу развития общества и конкретным социальным ситуациям. Под их воздействием в различных сферах жизнедеятельности людей формируются определенные потребности и интересы, которые не могут быть удовлетворены с помощью старых средств и способов деятельности. В противном случае насущная потребность остается неудовлетворенной, что приводит общественную систему к кризисным состояниям. Введение категории "потребность" позволяет рассматривать человеческий фактор в качестве движущей силы Н. - что важно для выделения социальных аспектов проблемы. В связи с этим фиксируется необходимость исследования Н. как обеспечиваемых особым видом деятельности.
Исследование Н. строится на основе следующих принципов: 1) - изучение должно быть обязательно комплексным, с учетом рассмотрения их экономических, социальных, этических, организационных и других аспектов; 2) - любые Н. должны быть рассмотрены с учетом их последствий; 3) - процесс осуществления любого Н. должен быть проанализирован во взаимосвязи всех его этапов и уровней. Исходя из системно-деятельностной концепции Н., становится возможным представить Н. как процесс разрешения объективных проблем общественного развития путем инновационной деятельности людей, которая выполняет функцию развития культуры как совокупности способов жизнедеятельности человека. Инновационная деятельность выступает как метадеятельность, трансформирующая рутинные элементы репродуктивной деятельности, способы осуществления которой не соответствуют развитию. Главной функцией инновационной деятельности в обществе является функция изменения, развития способов и механизмов его функционирования во всех сферах жизнедеятельности. Сами же Н., осуществляемые посредством инновационной деятельности, представляют собой форму общественного развития и являются неотъемлемым элементом социального регулирования. также: Инновация, Инновационный процесс, Инновационные социальные технологии.
Е.Е. Кучко
Исследование Н. строится на основе следующих принципов: 1) - изучение должно быть обязательно комплексным, с учетом рассмотрения их экономических, социальных, этических, организационных и других аспектов; 2) - любые Н. должны быть рассмотрены с учетом их последствий; 3) - процесс осуществления любого Н. должен быть проанализирован во взаимосвязи всех его этапов и уровней. Исходя из системно-деятельностной концепции Н., становится возможным представить Н. как процесс разрешения объективных проблем общественного развития путем инновационной деятельности людей, которая выполняет функцию развития культуры как совокупности способов жизнедеятельности человека. Инновационная деятельность выступает как метадеятельность, трансформирующая рутинные элементы репродуктивной деятельности, способы осуществления которой не соответствуют развитию. Главной функцией инновационной деятельности в обществе является функция изменения, развития способов и механизмов его функционирования во всех сферах жизнедеятельности. Сами же Н., осуществляемые посредством инновационной деятельности, представляют собой форму общественного развития и являются неотъемлемым элементом социального регулирования. также: Инновация, Инновационный процесс, Инновационные социальные технологии.
Е.Е. Кучко
Источник: Социология: энциклопедия
НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ)
от позднелат. innovatio) - изменение, развитие способов и рез-тов деятельности людей. Сущность Н. составляет инновационная деятельность, а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практич. средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития об-ва. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той соц. и вещественной среде, в к-рой совершается его жизненный цикл. В зависимости от предметного содержания Н. различают технич. (продуктивные, технологич.) и соц. организационные, культурные), а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство Н. включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность. Термин "инновация" вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция"; в особенности внимание было привлечено к диффузии культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. Тем самым понятие инновации оказалось включено в контекст концепции диффузионизма, к-рый пришел на смену плоскому эволюционизму в трактовке изменений культуры. В первой половине XX в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались на периферии внимания соц. наук на Западе, а инновации интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе или же как отклонение от нормы, служащее источником новых напряжений. Но экономич. наука уже в начале XX в. освоила понятие Н., обозначая им новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник "предпринимательской прибыли" и одно из важнейших средств преодоления циклич. кризисов (Й. Шумпетер). Советский ученый Н. Д. Кондратьев во второй половине 20-х гг. обнаружил примерно 50-летние "большие циклы" (за рубежом их называют "длинные волны") крупномасштабных нововведений. После кризиса 30-х гг. становится популярным среди менеджеров термин "инновационная политика фирмы"; тогда же начались, а в 50-70-х гг. получили широкий размах эмпирич. исследования технических и организационно-управленческих Н., осуществляемых фирмами и др. деловыми организациями. При этом стали активно изучаться собственно соц. факторы Н. в экономич. сфере. Социологи, стремясь преодолеть слабости функционализма, во второй половине XX в. стали смотреть на Н. как на стадию общего процесса соц. изменения, выделив в ней четыре основных элемента: "новшество", "новаторы", "агенты диффузии", "оцениватели"; критич., переломную фазу процесса составляет изменение поведения "оценивателей" соответственно тем или иным Н. Инновационный процесс - это процесс создания, распространения и использования новшества; его структура определяется внутренней, предметной логикой инновационной деятельности. Различаются две основные формы воспроизводства инновационных процессов. В случае простого воспроизводства новшество продолжает создаваться лишь в той организации, в к-рой оно возникло, а инновационный процесс подразделяется на такие стадии, как возникновение предпосылок Н. (новые потребности, идеи, на-учн. открытия и др.), создание новшества, распределение его среди пользователей, использование новшества. В случае расширенного воспроизводства добавляются стадии: распространение методов получения новшества в др. организациях и широкое его создание для насыщения потребности в нем. Инновационный процесс взаимодействует с окружающей его соц. и вещественной (в т. ч. природной) средой. Динамика этого взаимодействия выражается в жизненном цикле Н., в к-ром различают стадии: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение потребности в новшестве, финиш. Эффективность Н. во многом определяется темпами его роста (нередко они связаны с успешностью перехода от простого к расширенному воспроизводству инновационного процесса) и своевременностью его прекращения (при насыщении потребности в новшестве). Взятые в единстве инновационный процесс и жизненный цикл характеризуют Н. как целостную динамич. систему. Н. - противоречивая система. Исходным является противоречие между инновационной и рутинной деятельностью: первая отрицает вторую. Острый характер имеют противоречия внутри самой инновационной деятельности - между радикальными и совершенствующими ее видами. Ряд противоречий определяется разделением труда между участниками инновационного процесса - инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из таких инновационно-функциональных групп имеет свои интересы, нередко существенно отличающиеся от интересов др. групп. Это обусловливает и различное отношение их к Н. - инициатива, содействие, бездействие либо противодействие. Особую актуальность имеет задача интенсификации инновационных процессов. Ее решение требует широкого развития комплексных, в т. ч. социологич., исследований Н. В блок-схемы параметров таких исследований включаются: характеристики новшества (тип, конкретное содержание, потенциал, социокультурная и организационная адаптируемость и др.); организации-участницы (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновативность внут-риорганизационных и межорганизационных структур и процессов и т. д.); среда Н. (характеристики экономич. отношений, организация и стратегия управления Н. в соответствующей отрасли и т. п.); динамика Н. (параметры, характеризующие стадии инновационного процесса и жизненного цикла Н.); рез-ты Н. (его завершенность и эффективность). Комплексный характер Н. означает, что для их интенсификации необходимо проектировать не только технико-экономич., но и соц.-организационные и социокультурные параметры, развивать профессиональное консультирование управленческое (см.) относительно инновационных процессов, осуществлять специализированное обучение персонала трудовых организаций восприимчивости к Н., развитию инновационных способностей и т. п. Это предполагает применение новейших методов исследования, проектирования и обучения - таких, как инноввационные игры, диагностика реализуемости и эффективности Н., специализированные тренинги. Лит.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., 1980; Структура инновационного процесса. М., 1981; Инновационные процессы. М., 1982; Шумпетер Й. Теория экономического развития М., 1982; Нововведения в организациях. М., 1983; Проблемы интенцификации и диагностики нововведений. М., 1984; Проектирование и организация нововведений. М., 1987; Нововведения как фактор развития. М., 1987; Пригожин А.И. Нововведения как стимулы и препятствия. М., 1989. Н.И. Лапин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия