НОВЫЕ ПРАВЫЕНовые русские

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Найдено 2 определения термина НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (НРД)

new religious movements — NRM) — сектантские или общественные группы сторонников, не обязательно христианской веры, обычно прошедших через сильный конверсионный опыт. Часто оцениваются публикой и прессой с подозрением или даже недоброжелательностью. Баркер (1989) предполагает наличие не менее пяти сотен видов подобных движений в Великобритании. Это очевидное разнообразие — выраженное в различиях взглядов и в методах вербовки — было удачно осмыслено Уолшем (1984). Он делит их на движения "отрицания мира" (мунисты, хари Кришна), "утверждения мира" (трансцендентальная медитация, сайентология) и "приспособления к миру" (евангелистские, харизматические, христианские группы "рождения заново"). Первые требуют от новообращенных отказа от прошлой жизни и отделения от семьи и друзей. Внешний мир оценивается с враждебностью. Личностная идентичность растворена в коллективной идентичности общины, которая всегда имеет приоритет перед индивидуумом и поощряет раздел имущества. Вторые смотрят на внешний мир более благосклонно, имеют тенденцию к большему индивидуализму, к менее кодифицированным и артикулированным системам веры, а также организованным ритуалам поклонения. Мироутверждаюшие движения видят в каждом скрытые потенциал и силу, которые могут быть раскрыты сторонниками и почитателями. Счастье и удовлетворенность рассматриваются как нечто недоступное пониманию каждого, ведущее к принятию новых путей установления связей с миром (а не его отрицанию или преобразованию). Третьи подчеркивают важность индивидуального религиозного опыта. Евангелистские церковные группы типичны там, где коллективные отправления культов веры являются средством ощущения сильной личной причастности к духовному и священному царствам. Несмотря на разнообразие и многочисленность, НРД охватывают лишь небольшое число членов. Настрой общества против них, следовательно, не оправдан их численностью, а скорее вызван специфической ориентацией различных групп по отношению к миру. Конечно, тотальная самоотреченность их членов и разрыв семейных уз приводят общественность в негодование. НРД, похоже, усиливаются в результате общей неудовлетворенности религиозным опытом, предлагаемым традиционной христианской церковью. Возможно, также в них можно усмотреть ответ на "кризис идентичности" в период позднего модерна, изученный Гидденсом (1991). Однако ввиду относительно малого числа людей, фактически вовлеченных в НРД, и того факта, что они, кажется, обращаются главным образом к молодому среднему классу и только в течение нескольких лет, их рост не следует рассматривать как нечто такое, что серьезно компенсирует тенденцию к секуляризации. См. также Секта; Культ; Социология религии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

NEW RELIGIOUS MOVEMENTS) Группы ревностных приверженцев неортодоксальных религиозных убеждений и практик, которые иногда, но не всегда, имеют восточное происхождение. В последние годы новые религиозные движения или культы привлекают значительное внимание прессы, особенно это касается темы предполагаемого «промывания мозгов» новых участников. Тем не менее, не все культы подобного рода являются новыми — религиозные инновации в Европе и Америке имели долгую историю в XIX и ХХ вв. Однако вспышки религиозного рвения любого рода могут иметь циклический характер. Например, утверждалось, что контркультура 1960-х гг. была связана с ростом новых религиозных движений, впоследствии пришедших в упадок. Существование новых религиозных движений получает непропорционально широкую, судя по их относительно небольшим размерам, огласку. По оценкам А. Баркер (Barker, 1984), в 1982 г. насчитывалось, например, лишь 700 приверженцев Муна и 200 последователей движения «Трансцендентальная медитация». Данные, полученные П. Хиласом (Heelas, 1996), показывают, что только 5% населения США имеют убеждения, связанные с новыми религиозными движениями, а реальными членами таких движений является гораздо меньшая доля американцев. Новые движения отличаются значительным разнообразием с точки зрения свойственных им религиозных убеждений. Одни из них связаны с такими восточными религиями, как буддизм или индуизм, другие являются евангелическими христианскими, третьи имеют смешанные характеристики или определяются личными, часто идиосинкразическими убеждениями их основателей. Р. Уоллис (Wallis, 1984) выделяет различные типы новых религиозных движений — «отвергающие мир» (world-rejecting), «принимающие мир» (world-affirming) и «приспосабливающиеся к миру» (world-accommodating). Движения первого типа (такие, как Церковь Объединения, состоящая из последователей Муна) имеют тенденцию к закрытости, рассматривают внешний мир как угрожающий и предполагают отречение новообращенных от своей прошлой жизни. Новые члены таких движений, как правило, молоды, происходят из среднего класса, являются высокообразованными, однако отличаются социальной маргинальностью. Принимающие мир движения (например, «Трансцендентальная медитация») находят источник несчастий в индивиде, а не в обществе. Они не отвергают мир, а стараются наладить с ним более эффективные отношения. Такие движения пополняют свои ряды за счет социально интегрированных людей среднего возраста из всех социальных классов. Для движений, приспосабливающихся к миру (например, движения «Домашняя церковь»), религиозный опыт является не коллективным, а личным, отличающимся энергичностью и энтузиазмом. Новые религиозные движения, в частности, отвергающие мир, часто обвиняются в «промывании мозгов» своих новых членов. Каких-либо серьезных подтверждений этому нет, и в действительности процесс рекрутирования является крайне неэффективным. Лишь весьма незначительная часть входящих в контакт с этими движениями становится их участниками, при этом для большинства новых религиозных движений характерна высокая доля покидающих их ряды. Принимая во внимание небольшие размеры новых религиозных движений, можно предположить, что резкая общественная реакция на их деятельность содержит элементы моральной паники, усиливающейся характерным для некоторых движений стремлением к отвержению мира, что ведет к отречению их приверженцев от предшествующей семейной жизни. См. также: Культ; Моральные паники; Секуляризация; Социальные движения; Социология религии. Лит.: Heelas (1996)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

Найдено схем по теме НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — 0

Найдено книг по теме НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — 0

Найдено презентаций по теме НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — 0

Найдено рефератов по теме НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — 0