НРАВСТВЕННОСТЬ
НРАВСТВЕННОСТЬ
свод неписанных правил, определяющих благонравное поведение человека.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Нравственность
система реализованных моральных фактов в образе личности, группы, общества; по определению Риккерта, автономное признание должного в социальной жизни.
Нравственность
внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек (группа людей, нации), этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственность
внутреннее духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
НРАВСТВЕННОСТЬ
добровольное, самодеятельное согласование чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересами и достоинством, с интересом и достоинством всего общества.
Нравственность
принципы поведения той или иной социальной общности, основанные на совокупности нравов, обычаев, установившихся правил, практики поведения, принятые в качестве нормы большинством людей, определенным классом, населением определенной географической области, социальной группой, которые рассматриваются как неписаный закон. Нравственность регулирует социальную жизнь.
Нравственность
1) особая форма общественного знания ивид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
НРАВСТВЕННОСТЬ
система исторически обусловленных ритуалов, обрядов и обычаев, выступающих всеобщим регулятором развития жизни человека, групп, масс и социальных процессов, созидательного труда на общее и личное благо каждого. Нравственность носит надрелигиозный, наднациональный, надклассовый, надпартийный, социально-педагогический, правовой и психологический характер. Нравственность – суть фундаментальный закон развития человеческой природы: не навреди себе, ближайшему окружению, баланс материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
НРАВСТВЕННОСТЬ
1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, настрой мышления и поведения социального субъекта, один из основных способов регуляции действий человека в обществе посредством установки на непричинение ущерба (вреда) человеку, обществу, государству, среде обитания. В отличие от чисто регулятивных нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов различения добра и зла, должного и недолжного, справедливости и несправедливости; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
НРАВСТВЕННОСТЬ
то же что и мораль. Большинство исследователей не различает этих понятий. Однако в прошлом и настоящем были и есть попытки их разграничения. Гегель, усматривая в морали и Н. две ступени развития "объективного духа" связывал первую с внутренней стороной воли человека (его личными убеждениями, мотивами поведения, целями, намерениями), вторую - с диалектич. единством всеобщей и единичной воль, проявляющихся в семье, "гражданском об-ве", гос-ве. В отечественной литературе встречаются разграничения такого рода: мораль - это известные нормы сознания, а Н. - их реализаций в поведении людей; мораль - форма внешне побуждения к определенному поведению и ш троля за ним, а Н. - форма внутреннего, личностного побуждения к нему и его оценки" мораль - вся сфера действия нравственных норм тогда как Н. - лишь то в ней, что воспринимается в качестве положительной ценности; мораль - подвижный, нежесткий кодекс правил для повседневного пользования, Н. же - высшая и неизменная инстанция над ними; мораль - оценочная сторона нравственного сознания (в отличие от познавательной его стороны, этики), Н. - все отражаемое этич. наукой целое и т. д. Наряду с еще не преодоленным разнобоем в употреблении понятий морали и Н. иногда наблюдается также нечеткость в необходимом разграничении понятий Н. (морали) и этики. Лит.: Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974; Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания, М., 1974; Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М., 1978; Гусейнов А.А. Мораль//Общественное сознание и его формы. М., 1986; Что такое мораль. М., 1988; Общечеловеческое и классовости морали. М., 1990. Р.В. Петропавловский.
Источник: Российская социологическая энциклопедия