Объект и предмет исследования

Найдено 1 определение
Объект и предмет исследования
определенная социальная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование. Выделение же определенного фрагмента этой реальности диктуется наличием социальной проблемы, т. е. необходимостью разрешения социального противоречия. Определение О. и п. и. является первым шагом в разработке его программы (и непременной составляющей последней), вычленении проблемы и основывается на методологии классификации общественных наук, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. О. и.-это проблемная ситуация, «сфокусированная» в конкретном социальном явлении, процессе, отношении, сфере общественной жизни. Под объектом в конкретном социологическом исследовании понимаются реальные социальные процессы или явления, а также социальные отношения, содержащие противоречие и порождающие проблемную ситуацию. В социологическом нссдедсванпи объект может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. Социологи выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые для них представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования. П. и.-наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие изучению с помощью социологических методов. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научнопознавательных и практических целей. В качестве таковых выступают закономерности функционирования и развития различных социальных общностей (классов, наций, групп, коллективов) как субъектов определенных социальных отношений, образующих социальную сферу общества. Явление, ставшее предметом социологического исследования, понимается как тотальность, целостность, изучаемая во всех своих определяющих зависимостях и социальных комплексах, в своем функционировании и динамике. А поскольку объект это то, что содержит в себе социальное противоречие, то предмет выражает именно те его (объекта) свойства и стороны, которые наиболее рельефно «оттеняют» данное противоречие, представляет, образно говоря, «полюс социального противоречия». Например, если объектом социологического исследования выступает читательская аудитория газеты, то предметом могут стать структура, направленность, интересы, ориентации, ожидания, предпочтения, мотивы, потребности данной аудитории и ее поведение по отношению к данной газете. Вместе с тем вывод о том, что в предмете коренятся «полюса соци ального противоречия», можно сделать лишь в результате проведенного социологического исследования. На начальном же этапе, при составлении программы П. и. определяется прежде всего для уточнения угла зрения, интересующего исследователя.

Источник: Социологический справочник

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
381.63 кб

Об объекте и предмете библиотековедческих исследований

Ванеев Анатолий Николаевич, Крейденко Владимир Семенович
Авторы рассматривают разноречивые подходы к определению объекта и предмета библиотековедческого исследования, предлагая свою трактовку понятия «объект библиотечного исследования» как библиотечного процесса, и приходят к выводу, чт
Читать PDF
370.82 кб

Объект и предмет социально-педагогического исследования

Расчетина С. А.
Представлен вариант разработки объекта и предмета социально-педагогического исследования.
Читать PDF
696.95 кб

Объект и предмет исследования (о том как защитить диссертацию)

Мартишина Наталья Ивановна
Читать PDF
271.08 кб

Связи с общественностью: объектно-предметная область исследования

Герасимова Галина Ивановна
Статья посвящена проблеме научного познания связей с общественностью как современной теории и социальной практики.
Читать PDF
376.34 кб

Информационная среда как объект и предмет педагогического исследования

Мамонтова Наталья Ивановна
Статья посвящена анализу информационной среды вуза как предмета и объекта педагогического исследования. За основу приняты подходы к определению информационной среды Ю.А. Шрейдера, А.В.Кудинова, А.М. Романова, О.И. Соколовой, Т.В.
Читать PDF
127.19 кб

Методологическая культура как объект и предмет исследований в педагогике

Боликова Л. Ю., Васякина Е. Н.
В статье анализируются различные точки зрения на понятие « методологическая культура педагога », описывается её компонентный состав.
Читать PDF
159.70 кб

Культурно-досуговая программа как объект и предмет научного исследования

Солодухин Владимир Иосифович
Рецензия на книгу: Тихоновская Г. С. Теоретико-методологические основы технологии культурно-досуговых программ : монография. Москва : МГИК, 2017. 167 с.
Читать PDF
397.74 кб

Возможности объектно-предметных констелляций в исследовании местных сообществ

Макогон Татьяна Ивановна
Обосновывается возможность избрания «местного сообщества» объектом исследования в социальной философии, а обусловленные его пространством социальные взаимоотношения проживающих там людей представляют предметную направленность иссл
Читать PDF
505.91 кб

Классификация отраслей социологии по основанию объекта и предмета исследования

Фархад Назипович Ильясов
В статье рассматривается классификация отраслей социологии, основанная на понимании социологии как науки, изучающей поведение больших групп.
Читать PDF
101.57 кб

Отношение предмета и объекта научного исследования в свете критической философии И. Канта

Волков Виталий Александрович
В статье рассматривается проблема определения и отношения понятий предмета и объекта в научном исследовании. Критическая философия И.
Читать PDF
378.85 кб

Понятия объекта и предмета исследования в свете деятельностной методологической концепции

Берков Владимир
Показано, что понятия объекта и предмета исследования можно рассматривать в рамках как созерцательной, так и деятельностной методологических концепций.
Читать PDF
1.44 мб

Социальная активность в объектно-предметном поле отечественных исследований: опыт контент-анализа

Мельникова А.С.
В статье приведены результаты контент-анализа названий научных статей, размещенных на портале eLIBRARY.RU и посвященных изучению социальной активности. Проанализирована динамика выхода статей за период 2003-2018 гг.
Читать PDF
368.10 кб

Система оценки качества деятельности преподавателей вуза как предмет исследования и объект проектиро

Трапицын Сергей Юрьевич, Васильева Елена Юрьевна
Предлагаются концептуальные основы системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе, позволяющие обогатить теорию оценки научно-педагогических кадров высшей школы.
Читать PDF
231.20 кб

Педагогическое творчество и педагогическое сотворчество как предметно-объектная область исследований

Кочетков Максим Владимирович
В статье исходным является тезис о том, что сущность бытия человека проявляется в системе диалектической дополненности явлений педагогического творчества и педагогического сотворчества.