ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Образование непрерывное
Освіта безперервна. Continuing education. Процесс целенаправленного получения и усвоения знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания социально необходимого уровня общей и профессиональной подготовки.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, соответствующий потребностям личности и общества, организационно обеспеченный системой государственных, общественных и частных институтов.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ (ПЕРМАНЕНТНОЕ)
англ. education, continuing (permanent); нем. Bildung, kontinuierliche. Целенаправленное получение и усвоение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, ориентированный на формирование и обогащение творческого, профессионального и научно-этического потенциала граждан. Непрерывное образование – пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, ориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира и состоящий из трех основных преемственно связанных этапов: а) обучения, воспитания и развития, предшествующих вступлению в самостоятельную жизнь; б) учебно-познавательной деятельности в период самостоятельной жизни. в) непрерывное нравственное воспитание детей, молодежи и взрослых личным примером.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
термин, не имеющий общепринятого определения. Он отражает не столько утвердившуюся в жизни реалию, сколько идею о том, как изменить к лучшему сложившуюся образовательную практику, чтобы повысить ее социальную эффективность, т.е. сделать ее более соответствующей логике развития общества и человека на различных этапах их развития. Непрерывное образование мыслится как стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и ее всестороннее развитие и обогащение духовного мира: от детско-юношеского образования до образования взрослых. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ
принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости. Соответственно этому принципу строится и содержание образования, обеспечивающее последовательность и преемственность усвоения знаний на разных этапах О.н. Концепция О.н. сформировалась на рубеже 50-60-х гг. под воздействием начавшейся в мире научно-технич. революции. Однако по мере дальнейшей разработки этой концепции все больше подчеркивается общедемократич. и гуманистич. направление соц. функций О.н., его воздействие на классово-слоевую структуру об-ва, обществ.-политич. отношения и духовно-нравственный прогресс. Проблемы О.н. постоянно находятся в центре внимания междунар. организаций (ЮНЕСКО и др.), а также социологии образования (см.). Несмотря на большое обществ. значение принципа О.н., его практич. реализация достигнута лишь частично. Необходима единая система И.о., в основном завершена разработка ее концепции. Но ее реализация сталкивается с большими трудностями, порождаемыми консерватизмом бюро-кратич. системы управления, экономич. трудностями, низкими темпами научно-технич. нововведений, неразвитостью у значительной части населения потребности в образовании. Лит.: Аббасова О.С, Владиславлев А.П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. Ташкент, 1983; Осипова В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989. Ф.Р. Филиппов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни (Словарь согласованных терминов... 2004, с. 55).
В апреле 1991 г. впервые в России в квалификационный справочник была включена профессия “социальный работник”. Это способствовало открытию и функционированию различных учебных заведений, специальных учреждений, факультетов по профессиональной подготовке кадров специалистов социальной сферы. В настоящее время профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, экстернат и др. — и располагает многоступенчатым уровнем образования: допрофессиональное, профессиональное, послевузовское, повышение квалификации, переподготовка кадров. Социальные работники имеют возможность получать различную профессионально-уровневую квалификацию и специализацию в профессиональных образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Существует также двухуровневая система профессиональной подготовки: бакалавриат и магистратура.
Сегодня профессиональная подготовка специалистов социальной работы происходит в вузах различных направлений: университеты классического профиля, университеты, академии, институты педагогического, медицинского, технического, юридического, экономического, военного профиля и т.д.
Во многих регионах людям, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, предоставляется возможность пройти переобучение на спецфакультетах, отделениях вузов и в средних профессиональных учебных заведениях по специальности “социальный работник”.
В настоящее время можно говорить о складывающейся системе непрерывного профессионального образования в подготовке специалистов социальной работы. В частности, в системе непрерывного образования в последние годы активно развивается такой ее компонент, как образование взрослых — подготовка, переподготовка и повышение квалификации работающих в социальных службах.
Методологический аспект их образования исходит из двух основных посылок: первая утверждает, что ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому; согласно второй — обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающегося с обучающим.
Исследователи выделяют пять специфических отличительных характеристик взрослого в аспекте данной проблемы:
— осознает себя самостоятельной, самопроявляемой личностью;
— обладает запасом жизненного, профессионального, социального опыта, который становится все более важным источником
обучения его самого и его коллег;
— в основе его готовности к обучению лежит стремление с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;
— стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
— учебная деятельность взрослого в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
В связи с тем что взрослый становится реальным субъектом процесса обучения, видоизменяются роль и функции обучающего в процессе совместной деятельности, на первое место выходят функции эксперта, касающиеся технологии обучения, и организатора совместной деятельности. Кроме того, заметную роль играют функции создателя (соавтора) индивидуальных программ обучения, наставника, консультанта, творца благоприятных условий (физических и психологических) для обучения и, наконец, источника знаний, умений, навыков и качеств.
Опираясь на исследования, можно выделить некоторые принципы обучения взрослых:
— приоритет самостоятельного обучения, когда именно самостоятельная деятельность становится основным видом учебной работы взрослых;
— организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения;
— индивидуализация обучения: каждый обучающийся совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и со своими коллегами создают индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности, цели обучения и психофизиологические, когнитивные особенности каждого (при этом могут быть использованы планы и программа профессионального и личностного развития обучающегося);
— системность обучения, предполагающая соблюдение, соответствие целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов;
— контекстность обучения (термин А.И. Вербицкого): в соответствии с этим принципом обучения, с одной стороны, преследуются конкретные жизненно важные для обучающегося цели, ориентированные на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, контекстность обучения строится с учетом профессиональной, социальной деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий);
— актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний,
умений, навыков, качеств;
— эклективность обучения, означающая предоставление определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения и оценивания результатов;
— развитие образовательных потребностей: согласно этому принципу оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения того минимума, без которого невозможно достижение поставленной цели, а процесс обучения преследует цель формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения цели.
Сформулированные принципы обучения взрослых нельзя считать совершенно противоположными дидактическим принципам педагогики. Частично они их развивают, частично корректируют. Однако их действие в конкретных условиях обучения взрослых людей отличается определенной спецификой, когда обучающиеся: а) обладают достаточным практическим, социальным и профессиональным опытом; б) имеют определенный уровень подготовки в той или иной области знаний, по которой они обучаются; г) стремятся достичь поставленных целей обучения в сжатые сроки. Следовательно, эти принципы можно в значительной мере использовать в системе повышения квалификации.
Если в вузовской системе образования целями и задачами обучения является формирование специалиста (и, естественно, личности), то цель обучения в системе повышения квалификации — переосмысление уже сложившейся системы знаний, опыта, умений, навыков и т.д. Здесь происходит смена или переориентирование смысловых, операционных установок.
Следующие признаки, отличающие слушателей (обучающихся) курсов, семинаров, профессиональных школ и др., — биологический возраст, жизненный и профессиональный опыт. Эти факторы существенно влияют на характер обучения и развития личности.
Организуя педагогический процесс с данной категорией обучающихся, важно учитывать: профессионально-практический жизненный опыт обучающихся; базис предыдущей теоретической и методической подготовки; биологический возраст, пол, психофизиологические особенности; индивидуально-личностные цели обучения; осознанность перспективы применения полученных знаний; положительную или отрицательную установку (мотивацию) на обучение, образование; стремление получить как можно больше знаний в сжатые сроки; субъектно-объектные отношения в педагогическом процессе; позитивное отношение к нестандартным методам обучения и др.
В процессе переподготовки важно показать слушателям перспективу: что их ожидает в период обучения, что может ими быть использовано в работе для достижения профессионализма, мастерства и дальнейшего служебно-профессионального продвижения.
В методике обучения взрослых существенным является умелое использование активных методов и приемов, которые: усиливают интерес слушателей; поощряют их инициативу; вызывают новые идеи и мысли; способствуют коммуникации и кооперации; побуждают к дискуссиям и спорам в группах; способствуют взаимообмену, взаимоподдержке и др.
Принятие профессиональных стандартов определяет необходимость формирования коммуникаций специалиста, оценки на соответствие его профессиональных квалификаций.
Е.И. Холостова
Лит.: Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. Т. 2. М.: Институт социальной работы, 1997; Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008; Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. М., 2004; Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы: Учеб. пособие для магистров социальной работы. М.: РГСУ, 2011; Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2013.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
526.21 кб

О непрерывном образовании

Мезенцева Л.В., Зиязова Р.Н.
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы непрерывного образования, такие как этапы, цели, структура.
Читать PDF
386.50 кб

Непрерывное образование готов

Карнакова Вероника Андреевна
В данной статье рассматривается самообразование и самовоспитание представителей молодежной готической субкультуры, т.е. готов, через непрерывное образование.
Читать PDF
1.06 мб

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Римашевская Наталья Михайловна, Доброхлеб Валентина Григорьевна, Медведева Елена Ильинична
Современные геополитические вызовы обостряют проблемы перехода России к экономике, основной на знаниях. В структуре непрерывного образования ведущее место отводится сфере дополнительного профессионального образования.
Читать PDF
396.22 кб

Непрерывное образование в России

Шленов Ю. , Мосичева И. , Шестак В.
Читать PDF
424.53 кб

Технологии непрерывного образования

Браун Вадим Олегович, Ленков Сергей Васильевич
Читать PDF
243.76 кб

Непрерывное экологическое образование

Попов В. , Томаков В.
Читать PDF
287.42 кб

Непрерывное образование в Узбекистане

Цой Маргарита Никитична
Читать PDF
103.19 кб

Непрерывное образование. Второе высшее

Чернилевский Д. , Моисеев В.
Читать PDF
625.56 кб

Две структуры непрерывного образования

Колеченко Александр Кузьмич
Читать PDF
272.56 кб

Обществу знаний непрерывное образование

Орланова Анна Ивановна
В статье исследуется концепция и мировая практика непрерывного образования. Демонстрируется неизбежность перехода к системе непрерывного образования в современных условиях формирования общества, основанного на знаниях.
Читать PDF
196.79 кб

Непрерывное образование: формы и методы

Спиров Красимир Михайлов
Читать PDF
210.65 кб

Образ непрерывного образования будущего

Грешилова Ирина Александровна
Читать PDF
197.91 кб

Непрерывное профессиональное образование

Синицкая Н.
Читать PDF
845.16 кб

Непрерывное профессиональное образование

Севостьянов Владимир Семенович
В статье рассматривается развитие в БГТУ им. В.Г. Шухова системы непрерывного образования, которая реализуется по многим направлениям и в различных формах.
Читать PDF
114.39 кб

Цели и ценности непрерывного образования

Соловьева Мария Федоровна

Похожие термины:

  • Непрерывное образование по ИКТ

    Краткосрочные курсы, зачитываемые или не зачитываемые в кредит общей программы обучения, в целях развития и подтверждения компетенции и/или обновления сертификата по ИКТ.
  • Система непрерывного образования

    Lifelong education system Комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев о
  • Система непрерывного профессионального образования инвалидов

    интегрированная система профессионального образования, обеспечивающая многоуровневое допрофессиональное и профессиональное образование, профессиональную подготовку, переподготовку и повыше