ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
Образование профессиональное
(от лат. professio – специальность, занятие). Освіта професійна. Vocational education. 1. Система подготовки кадров для выполнения функциональных обязанностей в различных отраслях материального и духовного производства. 2. Характеристика уровня подготовки индивида, способного выполнять определенные функциональные обязанности в системе общественного производства. Увеличение числа образовательных учреждений на коммерческой основе без учета потребностей общества в образованных людях постепенно приводит к перепроизводству специалистов с высшим и средним специальным образованием, что не только обостряет конкуренцию на рынке квалифицированного труда, но и создает условия для так называемых “требований формальной квалификации” (т. е. когда принимают на работу не в соответствии с реальным уровнем квалификации, а по другим признакам, скажем, скорее возьмут выходца из среднего класса, чем из рабочих и т. д.).
Профессиональное образование
vocational education), образование, необходимое для конкретного вида деят-ти. В индустриальных странах потребность в неквалифицированной раб. силе сократилась и выросло число раб. мест в проф. (профессия), техн., коммерч. и адм. секторах. П.о. традиционно было связано с торговлей и ремеслами: молодые люди на неск. лет поступали в ученики к работодателям. Сегодня центр П.о. переместился с раб. мест в учреждения среднего и высшего образования, а его финансирование и обеспечение — от работодателей к гос-ву. Обучение большинству специальностей сочетает освоение трудовых навыков с учебой в техн. или академич. учебном заведении. В Германии 9 из 10 молодых людей, не поступивших в высшие учебные заведения, получают П.о., к-рое планируется на нац. и местном уровнях тремя комитетами: представителей пр-ва, работодателей и профсоюзов. В ряде стран проф. навыки группируют в т.н. семейства профессий с тем, чтобы люди, меняя работу, могли легко переквалифицироваться. В др. странах пропагандируется образование, основанное на компетентности, обеспечивающее и опред. навыки, и возможность изменения специальности. В развивающихся странах, где дети обычно работают с ранних лет, очень немн. обучаются по офиц. программе П.о., а спец. образование, необходимое для таких профессий, как врач, адвокат или инженер, для них и вовсе недостижимо из-за высокой стоимости. Учебные места для получения специальностей техников, медсестер, учителей часто ограничены. Во всем мире медленно, но стабильно растет число женщин, овладевших престижными профессиями в науке, технике, юриспруденции и бизнесе. Также становится очевидным, что одной профессии часто бывает недостаточно, необходимо продолжение образования.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
подготовка работников квалифицированного труда и специалистов высокой квалификации.
России сложились следующие уровни О. п.: начальное проф. образование для подготовки работников массовых профессий (рабочих, служащих) на базе среднего образования в профессионально-технических училищах, проф. лицеях и т. п.; среднее проф. образование, обеспечивающее подготовку специалистов среднего звена в среднеспециальных учебных заведениях; высшее образование как подготовка специалистов наиболее высокого уровня в высших учебных заведениях; послевузовское образование с целью повышения квалификации и специализации на базе более глубокой научной подготовки. Оно может быть получено в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и адъюнктуре при вузах и научных учреждениях.
В настоящее время утверждается концепция непрерывного проф. образования. Применительно к рабочим это организация ступенчатого производственного обучения персонала, процесс систематического повышения квалификации и расширения ее объема по принципу перехода от менее к более сложным профессиям, от узкой специализации к многопрофильности. Применительно к специалистам система непрерывного образования включает различные формы повышения квалификации и проф. переподготовки.
В 90-е гг., с ликвидацией централизованного планирования подготовки кадров и переходом значительной части учебных заведений на работу с использованием рыночных принципов, наступил этап формирования новых отношений между промышленными организациями и учебными заведениями, в основе которых лежит взаимная заинтересованность в высоком качестве подготовки проф. кадров всех уровней на основе оплаты заказчиком образовательных услуг.
См. также: Профессиональная подготовка, Профессионального продвижения система.
Лит.: Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. — М.: ЮНИТИ, 1999; Экономика труда и социально-трудо-вые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. — М.: МГУ, «ЧеРо», 1996.
Н. В. Авдошина
России сложились следующие уровни О. п.: начальное проф. образование для подготовки работников массовых профессий (рабочих, служащих) на базе среднего образования в профессионально-технических училищах, проф. лицеях и т. п.; среднее проф. образование, обеспечивающее подготовку специалистов среднего звена в среднеспециальных учебных заведениях; высшее образование как подготовка специалистов наиболее высокого уровня в высших учебных заведениях; послевузовское образование с целью повышения квалификации и специализации на базе более глубокой научной подготовки. Оно может быть получено в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и адъюнктуре при вузах и научных учреждениях.
В настоящее время утверждается концепция непрерывного проф. образования. Применительно к рабочим это организация ступенчатого производственного обучения персонала, процесс систематического повышения квалификации и расширения ее объема по принципу перехода от менее к более сложным профессиям, от узкой специализации к многопрофильности. Применительно к специалистам система непрерывного образования включает различные формы повышения квалификации и проф. переподготовки.
В 90-е гг., с ликвидацией централизованного планирования подготовки кадров и переходом значительной части учебных заведений на работу с использованием рыночных принципов, наступил этап формирования новых отношений между промышленными организациями и учебными заведениями, в основе которых лежит взаимная заинтересованность в высоком качестве подготовки проф. кадров всех уровней на основе оплаты заказчиком образовательных услуг.
См. также: Профессиональная подготовка, Профессионального продвижения система.
Лит.: Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. — М.: ЮНИТИ, 1999; Экономика труда и социально-трудо-вые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. — М.: МГУ, «ЧеРо», 1996.
Н. В. Авдошина
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
1. Подготовленность человека к определенному виду деятельности, профессии (см.), засвидетельствованная документом (аттестатом, дипломом) об окончании соответствующего учебного заведения. 2. Система профессиональных учебных заведений. В современных условиях О.п. - один из необходимых этапов формирования личности, предпосылка ее включения в систему обществ. и производственно-технич. разделения труда. Всеобщая доступность О.п., гибкость его структуры обеспечивает соц. гарантированность самореализации личности, возможность развития индивидуальных способностей, таланта. О.п. - одно из звеньев единой системы непрерывного образования. В России система учебных заведений О.п. включает в себя профессионально-технич., средние специальные и высшие учебные заведения различн. типов, а также многообразные формы переподготовки и повышения квалификации работников, индивидуальное, бригадное обучение и др. Реформа образования в стране ориентирована на отказ от всеобщей унификации видов и форм О.п., на максимальный учет потребностей республик, регионов в профессионально подготовленных кадрах, учет особенностей отраслей народного хоз-ва, конкретных профессий. Так, в профессионально-технич. образовании создаются учебные заведения для подготовки молодых рабочих к сравнительно простым видам труда с более коротким сроком обучения к труду средней и высокой сложности, требующему более продолжительной подготовки, и к труду наивысшей сложности (технические лицеи); вводятся различн. программы и сроки обучения для лиц с неполным и с полным средним образованием, профессиональная подготовка может сочетаться с общеобразовательной в объеме программ средней школы. Складывается также более гибкая система высших учебных заведений (ун-ты, технич. ун-ты, ин-ты и др.). Различн. варианты профессиональной подготовки вводятся в средних специальных учебных заведениях. Обществ. функции системы О.п., ее взаимодействие с соц. процессами исследуются в рамках социологии образования (см.). Особое внимание при этом уделяется соц. составу учащихся и студентов, их образу жизни, ориентация:,: личным планам, обществ. мнению населения-учащихся о системе О.п. Проводятся сравнительные междунар. исследования, позволяющие раскрыть взаимосвязь общего и частного в структуре, функциях, соц. значении системы О.п. на современном этапе развития мировой цивилизации. Лит.: Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983; Трудящаяся молодеж образование, профессия, мобильность. М., 1984; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Иванов А.И. Будущие рабочие. Рига, 1986; Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988. Ф.Р. Филиппов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия