Общежитие коечного типаОБЩЕНИЕ В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ

ОБЩЕНИЕ

Найдено 13 определений термина ОБЩЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Общение

социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Общение

сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия [92, 133].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Общение

социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом с помощью вербальных средств коммуникации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

Общение

потребность человека, важнейшее условие его трудовой деятельности, сила, организующая и сплачивающая коллектив. Общение как средство сплочения трудового коллектива выполняет познавательную, коммуникативную и регулятивную функции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Экономика и социология труда. Список терминов

ОБЩЕНИЕ

специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп и общностей осуществляющееся на основе отражения социальной действительности, опосредованное системой общественных отношений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Общение

сложный информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп, социальных слоев и т.п.), возникающий из потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, разработку принципов и стратегии взаимодействия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ОБЩЕНИЕ

англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. См. ИНТЕГРАЦИЯ, КОНТАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Общение

совмещенный процесс перехода от индивидуальной жизнедеятельности к взаимодействию, от взаимодействия к «конфликту» (противодействию) при сохранении исходных потребностей, от конфликта к согласованию с использованием коммуникативного механизма и идентификации. Результатом общения выступает переход к социальной «жизни» и, затем, к деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Методологический словарь для управленцев

Общение (Коммуникация)

Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого-л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во временно организованном коллективе; 6) внутри целого народа, независимо от его численности; 7) меж- национальное общение; 8) общечеловеческое общение. Различаются следующие виды общения: 1) по типу участников: межэтническое, международное, внутриэтническое, внутригосударственное, внутригрупповое, межгрупповое, межличностное; 2) по территории общения: местное, региональное; 3) по способу общения: устное, письменное; 4) по сфере общения и признаку возможного воздействия на характер общения со стороны государства: официальное / неофициальное, бытовое, повседневное, (внутри)семейное, производственное, спонтанное, регламентируемое / нерегламентируемое, организованное.

См. также: Межгосударственное общение, Межнациональное общение, Языковая ситуация

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ОБЩЕНИЕ

понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру. Иногда термин "О." используется и для характеристики взаимодействий между различными социокультурными системами (например, межнациональное О.) В отличие от деятельности (по терминологии Хабермаса, "стратегического поведения"), О. (как "коммуникативное поведение") не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальности. Однако в отличие от коммуникации О. предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе О. и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов О. как общность.

Фундаментальное отличие О. и передачи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура сообщения монологична, а структура О. - диалогична. М. Бубер называл О. людей "диалогической жизнью". Выявленная М. Бахтиным структура диалога в его отличии от монологического высказывания относится не только к словесной форме О. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников О., соотнесение которых и является целью диалога. В процессе О. существует не только диалог в буквальном смысле этого слова, то есть собеседование двоих, но и полилог, то есть взаимодействие многих партнеров.

О. людей имеет импровизационный для каждого участника характер. Импровизация является выражением глубинных качеств субъекта - его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения. В зависимости от различных ситуаций в роли субъекта О. могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы О.: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, О. между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение О. по характеру - непосредственному или опосредованному - позволяет выделить, как его виды, прямое и косвенное О. О. приобретает косвенный характер, когда люди начинают общаться друг с другом посредством созданных ими продуктов. В современных типах общества заметной тенденцией является стремление к разграничению межличностного О. от институциализируемых форм делового и вообще ролевого О. Более того, произошло отделение друг от друга, институализация и развертывание в особые социокультурные практики компонентов О.: трансмутации (наука), трансляции (образование и воспитание) и, что особенно существенно, коммуникации (массовые коммуникативно-информационные сети).

И.Н. Красавцева, В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Общение

взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, возникшей в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (примерно 4-я неделя жизни).

К 4-му месяцу у младенцев появляется «комплекс оживления» как первая форма общения со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнером. В таком общении, выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации).

К концу первого года жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими – предметно-действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.). Содержание общения включает многие доступные ребенку виды содействия со взрослыми.

На протяжении дошкольного возраста сохраняется типичная для предметно-действенного общения «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с текущей деятельностью партнеров. Слово лишь первоначально обслуживает эту форму общения. Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение, основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.

Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.

Общение со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к общественно-историческому опыту человечества. Организация общения, достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.

Общение особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само общение строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и другие ее виды. Благодаря общению, развертывающемуся в этих видах деятельности, у детей подросткового возраста сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Общение

информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (индивид, группа, класс и т. д.), с помощью которого на основе свойства социального отражения происходит соорганизация их жизнедеятельности и развития во всех сферах деятельности и общественных отношений. Различают виды (материальное и духовное) и уровни (межличностное и массовое) О. Через материальное О. обеспечивается циркуляция информации, заключенной в социальной предметности (вещи, продукте, товаре); сфера его проявления прежде всего материальное производство, а также распределение, обмен, потребление произведенных продуктов. Духовное О. специализировано как знаково-символическая деятельность, осуществляется с помощью слова, жеста, мимики, семантики поведения; сфера проявления духовная жизнь общества и, прежде всего, общественное сознание во всех его формах, уровнях, состояниях. Материальное О. в конечном счете детерминирует О. духовное так же, как материальное производство духовное, общественное бытие общественное сознание. Уровни организации О. соответствуют иерархии социальных субъектов. Межличностное О. служит механизмом группообразования, внутрии межгрупповых отношений; оно сориентировано преимущественно на индивидуализированных коммуникатора и реципиента. Массовое О. служит механизмом взаимодействия на уровне общества, нации, класса, слоя, механизмом развития внутрии межклассовых отношений (классовой консолидации, классовой борьбы, сотрудничества классов). В массовом О. индивиды участвуют прежде всего как социальные типы, как носители социальных ролей. Оба уровня организации О. предстают как системы, так или иначе дополняющие одна другую в классовом обществе. Система межличностного О. отличается мобильностью, динамизмом, преобладанием стихийности. Система массового О. имеет более стабильную структуру, а в ее организации преобладает сознательное начало. Если с помощью системы межличностного О. формируются прежде всего фольклор, психологические стереотипы, обычаи, слухи и т. п., то через систему массового О. распространяются преимущественно идеологические концепции, юридические и моральные нормы, произведения литературы и искусства, ведется пропаганда и т. д. 06щественное мнение формируется при участии обеих систем, под их (часто противоречивым) влиянием. Появление и развитие систем О. обусловлены классовой дифференциацией общества, генезисом его социально-классовой структуры. В антагонистических формациях организационным стержнем всей системы О. является классовый антагонизм, способный направлять и изменять соотношение регулятивных функций межличностного и массового О. Однако преобладающим в этой организации О. остается стихийное начало. Преобладание сознательного, планомерного начала в организации О., превращение его в инструмент социально-преобразующей деятельности достижимы лишь в условиях социализма. Устранение классового антагонизма из организации О. позволяет координировать регулятивные функции материального и духовного, межличностного и массового О. (хотя это не исключает возникновения противоречий между ними). Своевременное переналаживание организации О.важнейшая задача перестройки. Она требует новой культуры О. Предстоит осуществить переход от стереотипов О., сформировавшихся в условиях господства догматического единомыслия и подавления демократических форм общественной жизни, к О. в ситуации демократии и гласности, политического плюрализма, возросшего динамизма общества. В этой связи особо актуальной является проблема организации межнационального О. с целью быстрейшего исправления деформации автономий, решения накопившихся социально-экономических проблем республик, устранения возникшей напряженности в сфере межнациональных отношений, обеспечения роста национального сознания народов страны. Общая тенденция эволюции организации О. при социализме состоит в приближении ее к «производству самой формы общения» (К. Маркс, Ф. Энгельс), присущему высшей фазе коммунистической формации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

ОБЩЕНИЕ

специфич. межличностное взаимодействие людей как членов об-ва, представителей определенных соц. групп. Опосредствуется системой обществ. отношений и является их персонифицированной личностной формой проявления. О. - важная составная часть соц. бытия человека как обществ. существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как об-ва, так и личности. Человек не может существовать вне О. с др. людьми. Потребность в О. - одна из базовых потребностей обществ. индивида. Объективная необходимость О. как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться в одиночку. Производство необходимых средств существования предполагает О. индивидов между собой. Генетич. основой О. является материальная деятельность. Возникнув первоначально на основе материальной деятельности, будучи включенным в нее непосредственно, и обусловлива-ясь развитием производительных сил и производственных отношений, О. превращается в самостоятельный соц. фактор, особую соц. форму активности индивида, предметом к-рой являются отношения с др. человеком, людьми и к-рая оказывает обратное воздействие на деятельность. О. - это условие совместной деятельности. Благодаря О. достигается распределение функций между индивидами, включенными в совместную деятельность, согласование индивидуальных усилий, их координация, обмен опытом, знаниями, совместное планирование и сама деятельность, контроль за ее рез-тами. В отношении к деятельности О. выступает как организующая коллективный трудовой процесс сила, как условие формирования коллективного субъекта. Любое взаимодействие человека с предметным миром всегда опосредствовано О. Организующая роль О. проявляется не только в коллективной, но и в индивидуальной деятельности. Даже действуя изолированно, вне непосредственных контактов с др. людьми, человек все же состоит с ними в опосредствованном О., включен в обществ. связи и отношения, использует в своей деятельности накопленные в процессе ис-торич. развития человеческие знания, средства и способы труда. В межличностном О. индивидов проявляются, становятся объективно реальными, обретают свое бытие обществ. отношения. Основой О. являются материальные, групповые, соц.-ролевые отношения. Межличностное О. - это внешняя сторона, проявление действительного О., способ существования обществ. отношений, их конкретизация, "персонификация", "личностная форма". Определяясь в своих наиболее общих проявлениях системой обществ. отношений, О. как способ их реализации в каждом конкретном случае зависит также от индивидуально-личностных факторов. Являясь важной стороной жизнедеятельности субъекта, О. играет большую роль в формировании и развитии человека. Через О., непосредственное и опосредствованное, человек получает знания об окружающем его мире, "присваивает" себе обществ. ценности, созданные человечеством, познает природу и сущность обществ. отношений. Вступая в О. с людьми, индивид формирует критерии их оценки, что является также важным условием развития его самооценки самосознания. В условиях О. осуществляется коммуникативный процесс: обмен информацией, мыслями, чувствами, способами и рез-тами деятельности и т. д., - происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание. О. - важный фактор соц. детерминации поведения индивида. В процессе О. человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера и сам подвергается воздействию со стороны последнего, т. е. О. - это взаимодействие людей как субъектов. В этом специфика О. как межличностного взаимодействия. Каждый из партнеров по отношению к другому (другим) выступает и в качестве субъекта воздействия. Поэтому есть основание рассматривать О. как специфич. форму соц. активности, отражающую в отличие от деятельности иную соц. реальность, представляющую собой субъектно-объектную форму отношений. О. может быть включенным в деятельность (труд, учение, игра), либо определяться самой потребностью в О. как таковом; может быть непосредственным, т. е. осуществляться "лицом к лицу", либо опосредствованным различн. системами коммуникации; вербальным либо невербальным; социально, либо личностно ориентированным и т. д. Важнейшее универсальное средство О. - язык. В процессе О. используются также различн. невербальные средства: мимика, паралингвистические средства и т. д. В.А. Кольцова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ОБЩЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ОБЩЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ОБЩЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ОБЩЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ОБЩЕНИЕ — 0