ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ
Потребительское общество
термин, использующийся для критики общества массового потребления (или общества «всеобщего благосостояния») как фетиширующего потребление стандартных бытовых товаров и услуг в ущерб развитию духовных и интеллектуальных интересов граждан.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ (ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ)
понятие, не имеющее строгого теоретич. или прикладного, эмпирич. характера, оформившееся в амер. соц. мысли второй половины 40-х - начала 50-х гг. О.п. связано в обыденном сознании с определенной степенью развития производства, обеспечивающего для каждого члена об-ва высокий жизненный уровень. Коррелятом идеи О.п. явилось распространение обновленной экономич. теории Д. М. Кейнса с ее акцентом на проблеме спроса, а также теории и практики "об-ва всеобщего благосостояния" (соответственно представлений о соц. - а не личной - ответственности людей за тяжелое материальное положение малоимущих слоев). Индивидуальное потребление тем самым выступило в обществ. сознании важным показателем "гуманности" и "справедливости соц. устройства ("недопотребление" является сегодня устойчивым признаком маргинальности). Связь О.п. с "об-вом всеобщего благосостояния подвергается резкой критике в концепциях неоконсерватизма. В.П. Терин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия