Общественный фондОБЩЕСТВО АБСТРАКТНОЕ

ОБЩЕСТВО

Найдено 29 определений термина ОБЩЕСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Общество

функционирующая система (О.Конт)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

люди, вступающие во взаимодействие на определенной территории и имеющие общую культуру.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Общество

в смысле социологическом означает, прежде всего, совокупность людей, находящихся в процессе общения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

это целостная социальная система, основными элементами которой являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Общество

результат распада общинных образований. В отличие от общины принципиально делимо на атомарных членов (индивидуумов).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Общество

совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

система взаимоотношений между людьми, сложившихся форм их совместной деятельности. Общество выступает как историческое воплощение конкретных типов социальных систем.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по социологии

Общество

в широком смысле: совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком: исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Общество

объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) ее членов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Общество

объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Общество

структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) устойчивой целостности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми, в процессе практически-хозяйственной деятельности, в процессе социальной жизни. Объем понятия - это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ОБЩЕСТВО (СОЦИУМ)

Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, существующая, функционирующая и развивающаяся в процессе социального взаимодействия между его членами, которое невозможно без языкового взаимодейтсвия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Общество

совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Общество

группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними [6. – С. 668]. – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием [9. – С. 584].  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь.

Общество (society)

Это понятие — одно из самых важных в социологии. Общество — это группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними. Некоторые общества, например, охотников и собирателей, очень малы по размеру и насчитывают не более нескольких десятков человек. Другие очень велики и состоят из многих миллионов: например, современное китайское общество насчитывает более 1 миллиарда человек.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Общество

в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений .

Общество - 1. совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности; 2. круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов; 3. добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели; 4. та или иная среда людей, компания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины и определения (социология и не только)

Общество

В соответствии с обозначавшим уже в XIX веке добровольные объединения немецким словом Gesellschaft в эстонском языке появилось слово «общество». Среди объединений, называемых обществами, известны, например, Ученое эстонское общество (создано в 1838 году) и общество «Эстония» (создано в 1865 году). Общество – это традиционная и до сегодняшнего дня обычная часть наименования договорного общества (простого товарищества) или некоммерческого объединения; зонтичная организация может также называться центральным обществом. Эст.: selts.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь гражданского общества

ОБЩЕСТВО

англ. society; нем. Gesellschaft. 1. Сложившаяся в процессе истор. развития относительно устойчивая система соц. связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворение потребностей; О. поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т. д. 2. По Ф. Теннису -в отличие от общины (Gemeinschaft), тип организации соц. жизни с механической связью частей, составляющих соц. целое; характеризуется противоборствующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчетом, сознанием полезности и ценности. 3. В культ, антропологии - группа индивидов, отличающихся особой культурой (система ценностей, традиция) и существующая независимо от других групп, т. е. не являющаяся их подгруппой. 4. Совокупность людей, объединяющихся для удовлетворения определенных потребностей и интересов (напр., акционерное О., О. книголюбов и т. д.). См. АССОЦИАЦИЯ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ОБЩЕСТВО

SOCIETY) Это понятие является категорией повседневного знания, согласно которому «общество» эквивалентно тому, что находится внутри границ наций-государств. Хотя на практике социологи часто оперируют этой повседневной терминологией, она не вполне адекватна, так как общества не всегда соответствуют политическим границам (как в случае с «палестинским обществом»). Ограниченность традиционных теорий, уравнивавших общество и нацию-государство, стала особенно очевидной вследствие глобализации. Некоторые марксисты во избежание данного затруднения заменяли понятие «общество» понятием «общественная формация», однако на практике эти два термина тождественны. Более полезным является утверждение, что социология представляет собой анализ «социального», которое может рассматриваться на любом уровне (например, на уровне взаимодействия между двумя индивидами, на уровне социальных групп, крупных организаций или целых обществ).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

Общество

society), совокупность людей, находящихся во взаимной зависимости. Термин О. обычно применителен к достаточно значит, сооб-ву — напр., к гражданам национального государства. Довольно часто он используется в противоположность термину индивид, указывая на коллектив, частью к-рого индивид является, но рамки этого коллектива шире круга непосредственного общения индивида (члены семьи или товарищи по работе). Отношение индивида к О. является предметом постоянных дискуссий. Философы, напр. Платон, размышляли об обязанностях граждан в О. Психологи, напр. Пиаже, изучали проблемы межличностных отношений и их адаптации к О. детей. Полит, теоретики, такие, как Гоббс, обсуждали способы поддержания порядка в об-ве — силой или согласием. Социолог Дюркгейм, Малиновский и др. социальные антропологи исследовали критерии квалификации поведения как приемлемого или неприемлемого. Быть человеком — значит оказывать влияние на др. людей и испытывать их влияние, оказывать воздействие на О. и испытывать его воздействие на себе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Общество –

понятие, которое часто рассматривается как совокупность граждан страны. К. Маркс сформулировал принципиально новый взгляд на О, который позволил рассматривать О. как особый социальный организм, форму движения материи, подчиненную своим законам функционирования и развития. Специфика О. как социальной реальности выражает сумму всех связей и отношений, в которых находятся люди. В современной социологической науке О. понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных (поддерживаемых силой обычаев, традиции, закона, социальных институтов и т.д.) связей, отношений между большими и малыми группами людей, основанная на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Социальное государство является политической формой организации жизни О. Такое государство активно вмешивается в экономическую, социальную, политическую жизнь О. в целях максимального удовлетворения социальных потребностей граждан.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

Общество (Социум)

Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Общество существует, функционирует и развивается лишь при условии социального взаимодействия между его членами, которое невозможно без языкового взаимодействия. Языковое взаимодействие может осуществляться с помощью одного или нескольких языков. Разные сферы социального взаимодействия обслуживаются разными, специально отработанными стилями одного и того же языка либо разными языками. Кроме того, всегда или почти всегда социальное взаимодействие осуществляется не только внутри данного социального коллектива (социума), но и между несколькими социумами, входящими в более крупное социальное образование. Объем социума (число людей, объединенных в коллектив) в принципе определяется лишь общностью задач и реальностью социального взаимодействия (от отдельной семьи до мегасоциума). Речевое взаимодействие на одном и том же языке создает особое целостное образование - языковой коллектив, или социалему. Это любая общность людей, говорящих на одном языке. Социолингвистическая суть языковых контактов заключается в том, что контактируют не языки сами по себе, а социалемы, коллективы носителей данных языков в процессе социального и речевого взаимодействия. Общий процесс усиления социального взаимодействия постоянно расширяющегося социума до глобальных пределов усиливает процессы как языкового взаимодействия внутри микро- и макросоциума (внутри своего предприятия, своей нации и государства), так и межъязыкового внутри мегасоциума (разного рода международных и межнациональных, межгосударственных ассоциаций).

См. также: Народ, Народность, Нация

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем. В узком смысле под О. понимается исторически конкретный тип социальной системы (капиталистич. О.), определенный социальный организм, принадлежащий к такому типу (´япон. феодализм´), или определенная форма социальных отношений. О. представляет собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, их связей и отношений, основа к-рых заключена в способе, каким люди производят необходимые им жизненные средства, т. е. в обществ. произ-ве. Именно обществ. произ-во определяет переход от наиболее абстрактной характеристики О. как материального образования и системы обществ. отношений к конкретно-историч. рассмотрению его на том или ином этапе развития человечества. При этом понятие О. совпадает с понятием общественно-экон. формации. Всесторонний анализ О. имеет первостепенное значение для изучения народонаселения, к-рое является основой и субъектом обществ. произ-ва и вместе с тем важнейшим компонентом О. как материального образования, носителем обществ. связей и отношений. Будучи, т. о., непременным условием жизнедеятельности О., народонас. само неотделимо от О., возникновение и развитие к-рого определило не только превращение биологич. популяции предков людей в народонас., но и все его историч. типы (народонас. феод. О., народонас. капиталистич. О., народонас. франц. О., народонас. сов. О. и др.). Изучение народонас., в т. ч. и его воспроиз-ва, на основе марксистско-ленинской теории неразрывно связано как с обобщенным, так и с более конкретным пониманием О. См. также Законы народонаселения, Политика народонаселения, Теория народонаселения.

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову от 28 декабря 1846 г., там же, т. 27; его же, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое ´друзья народа´ и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; П летников Ю. К., О природе социальной формы движения, [М.], 1971; Лармин О. В., Методологические проблемы изучения народонаселения, М. 1974; Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М., 1974; Ковалев А. М., Общество и законы его развития, М., 1975; Система знаний о народонаселении, М., 1976.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВО

society) — 1. Вся сумма человеческих отношений. 2. Самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами (например, народ нуэр), либо давно или хорошо известное национальное государство (вроде Великобритании или США).

Несмотря на то, что это — одно из важнейших понятий в социологии, его использование сопряжено с рядом трудностей и споров, особенно во втором значении, которое легко применяется к известным национальным государствам с собственными семейными, экономическими и политическими институтами и четкими границами. Намного сложнее идентифицировать границы обществ древних империй, которые, как правило, состояли из относительно свободных различных народов, крестьянских общин и т.д., не обладавших статусом государственности (см. также Национализм). Как указывал Рансимен (1989), масштаб фактического "общественного членства" может быть весьма переменным: "член племенной группы, обитающей на границе между зонами наследования по мужской и женской линиям; или отдельной этнической и религиозной общины страны, управляемой колониальной властью; или сепаратистской коммуны, основанной в рамках государства". Где та точка, в которой исторически изменяющееся общество должно или не должно считаться тем же самым? Наконец, способность членов взаимодействовать друг с другом и на каком уровне, а также историческая степень культурной институциональной целостности также являются "тестом" на приемлемость понятия "единое общество". Даже в наиболее четких случаях определения будут иметься связи с другими обществами. Ввиду возрастающей глобализации современных социальных отношений некоторые теоретики (в частности, Гидденс) предупреждали о постоянном риске чрезмерного акцента на понятии унитарных обществ в социологии, что умаляет значение межобщественных связей, многонациональных организаций и т.д. Для Дюркгейма и некоторых функционалистов, "общество" существует и в третьем смысле. Дюркгейм развивал социологию как "науку об обществе" и видел в нем особый объект, действующий согласно "sui generis". Как предмет изучения это что-то большее, чем сумма индивидуальных составляющих частей, и обладает "нравственной силой", сдерживающей человеческих индивидуумов (см. Социальные факты как вещи). Такое толкование термина стало одним из наиболее спорных. В отличие от "классической" социологической теории, можно сказать, что современная наука все более неохотно интерпретирует теории общества подобным образом (см. Холизм; Методологический индивидуализм; Структура и воля). См. также Социальная система; Функциональные предпосылки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

ОБЩЕСТВО

исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органич. и неорганич. Существуют различн. подходы к сущности О. В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность человеческих индивидов. В основу этого понимания О. клались самые различ. мифологические, теологические, телеологические, идеалистические представления, общим для к-рых было то, что О. - это результат деятельности Бога или субъективного проявления воли человека. В середине XIX в. стали складываться представления об О. как объективной реальности sin generis, развизающейся по своим имманентным законам. Впервые этот подход к О. был сформулирован К. Марксом. Он рассматривал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия человека не может раскрыть сущности О. О. - это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в к-рых эти индивиды находятся друг к другу. Распространив филос. материализм на О., К. Маркс обратил внимание на ту материальную основу в О., к-рую отражает сознание и к-рая, следовательно, является фактором, определяющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение этого вопроса и означало открытие материалистич. понимания истории. В основу понимания О. как соц. реальности был положен принцип материалистич. детерминизма. Исходя из основных принципов материалистич. детерминизма, К. Маркс обосновал последовательную причинную зависимость основных структур об-ва. Развитие О. он понимал как последовательную смену обществ. формаций. Более глубокое обоснование О. как объективной соц. реальности сформулировал Э. Дюркгейм. Он считал объективными фактами-видами не только материальные, но и духовные элементы О. В отечеств, науке О. понимается как определившаяся в процессе историч. развития человечества относительно устойчивая система соц. связей и ношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, соц. ин-тов и т. д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребление материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма О. связана с определенной территорией и политической властью. Люди, вкюченные в данную территориально-политич. гос. систему, содержание, формы и направленность соц. действий не только самодетерминируются, и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации О. создается людьми или, вернее, властными структурами неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их соц. действия, какова властная структура, таково и О. Лит.: Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М 1996; Пушкарева В.Г. Общество//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.). Ч. II. М., 1994. Г.В. Осипов, А.Д. Налетова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Общество

способ бытия человечества, исторически развивающаяся совокупность форм совместной жизнедеятельности людей. Появившись в XVIII в., понятие «О.» приобретало различные интерпретации в зависимости от характера философской или социологической системы взглядов. Его определяли и как предельно широкую общность людей, форму наиболее общей социальной связи; и как систему отношений, связывающих индивидов, группы, общности в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры; и как совокупность социальных институтов, обеспечивающих организованное удовлетворение потребностей, сохранение и развитие культуры; и как рационально организованную форму совместной деятельности, которая, в отличие от естественноисторической общности, зиждется на конвенции или близости интересов; и как общественность, т. е. социальные группы, институты, инициативы, отличные и независимые от официальной власти, от государства. В рамках этих определений и в соответствии с контекстом объем термина «О.» варьирует от самого широкого (социальная форма движения материи, человечество в своем историческом развитии) через различные промежуточные значения (буржуазное, античное, светскoe и т. п.) до самого узкого-разновидность организации, объединения (Философское О.). Социологические концепции О. различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э. Дюркгейм в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории впервые позволило понять развитие О. как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей. Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания. Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной системой социальной регуляции, особенностями духовной жизни. Для современного этапа развития О. характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование О., пути его дальнейшего развития. Социология как наука о законах и формах социальной жизни людей изучает О. на всех уровнях его организации: социетальном, формационном, национально-государственном, общинно-групповом, вплоть до малых социальных групп.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

ОБЩЕСТВО

понятие, фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный организм (например, японское О.).

О. - основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический анализ О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме ( Идеальный тип, Идеальных типов метод). Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук.

В истории социальной философии и социологии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение О. с организмом проводилось многими мыслителями (Платон, Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта произвольного соглашения индивидов; 3) антропологический принцип рассмотрения О. и человека как части природы (Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано М. Шелером , где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "О." и "природе"; 4) теория социального действия, возникшая в 1920-е (М. Вебер - , Знанецкий - и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход к О. (Т. Парсонс - , Р. Мертон - и др.; Структурно-функциональный анализ). О. рассматривается в философской традиции в контексте его взаимодействия как с природой ( Техника, Экология), так и с индивидом как личностью. При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция О. может быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование ( История, Культура, Норма, Традиция, Цивилизация).

В.Г. Изох

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ОБЩЕСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ОБЩЕСТВО — 0

Найдено книг по теме ОБЩЕСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ОБЩЕСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ОБЩЕСТВО — 0