Очерк

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Очерк
телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии события, факта, судьбы человека. Очерку свойственна образная система повествования, ярко выраженная уже на уровне литературного сценария авторская позиция, отношение к описываемым явлениям, проблемам, людям. В телевизионном очерке собранный материал автор располагает таким образом, чтобы все его части соответствовали замыслу и определенным образом воздействовали на зрителя. Для очерка требуются большие усилия, чем для документальных передач. Автор должен уметь ждать типичной ситуации, особенно выразительных событий.

Источник: Терминологический словарь телевидения основные понятия и комментарии

Очерк
одна из разновидностей такой малой формы эпической литературы как рассказ, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях) – проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики. Очерк бывает собственно художественным, творчески типизирующим характеры в «нравоописательном» аспекте – таковы «Записки охотника» И.С. Тургенева, изображающие крепостнические нравы в деревне, очерки М.Е. Салтыкова-Щедрина, сатирически разоблачающие деградирующее дворянство и чиновничество, это очерки К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Е.Я. Дороша, рисующие социальную и национальную характерность жизни в разных местах России. Бывает очерк и по преимуществу публицистическим, выражающим злободневный интерес к определенному состоянию или тенденциям развития социальной жизни и воспроизводящий ее реальные типичные черты, а часто и значительные индивидуальные факты, но без их эмоционального претворения и заострения (домысливания). Такие очерки часто содержат общие рассуждения автора или героев, анализирующие и оценивающие изображенную жизнь. Бывает очерк и чисто документальным, предельно точно воспроизводя реальные факты и явления, часто, однако, в сопровождении прямого публицистического истолкования или оценки автора-рассказчика. Такой очерк обычно рассматривают как жанр публицистики. Некоторые исследователи подлинным очерком признают только документальный, а специфическим жанровым признаком очерка считают документальность. По композиции очерки очень разнообразны: они могут состоять из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью, а могут – из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы, или из рассуждений о них. Для придания единства столь разнородным компонентам важны активность обобщающей мысли автора, выразительность и колоритность его речи. Большую роль может играть введение рассказчика, передающего свои наблюдения, впечатления, описывающего встречи и разговоры с основными героями. Расцвет очеркового творчества в истории национальной литературы возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом общественных отношений или с возникновением нового уклада жизни, резко усиливается интерес аудитории к самооценке. Так было в Великобритании в первой половине XVIII века, когда происходило нравственное оскудение господствующих слоев и в сатирических журналах Р. Стила и Дж. Аддисона печатались социально-критические очерковые зарисовки характеров и бытовые сценки. Аналогичное явление произошло в России в конце 1760-х годов, когда стали выходить сатирические журналы (в том числе «Трутень» и «Живописец» Н.И. Новикова), разоблачавшие в очерковых формах пороки помещиков и чиновников в условиях начавшегося кризиса старого строя. К 1840-м годам, когда кризис углубился, передовая общественность остро поставила вопрос о состоянии русского общества, о нравственной деградации его верхов и угнетенном положении его низов, и тогда художественный и художественно-публицистический очерк стал одним из ведущих жанров, в эту пору возникло и само название жанра. Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский выпустили три сборника так называемых «физиологических» (изучающих «физиологию», то есть внутренние процессы общественной жизни) очерков «натуральной школы». Вся российская демократическая литература примерно до 1880-х годов увлекалась очерками, даже сатирические «обозрения» М.Е. Салтыкова-Щедрина и крестьянские поэмы Некрасова складывались композиционно из очерковых частей, объединенных единством их социально-политической «нравоописательной» проблематики. В дальнейшем все демократические писатели во главе с В.Г. Короленко, М. Горьким отдавали большую дань этому жанру. Очерк был и в советской литературе и публицистике весьма распространенным жанром. Несмотря на цензурные и общие идеологические рамки, советские очеркисты в своих лучших произведениях совершенствовали основную познавательную функцию очерковой литературы: пафос исследования, проблемности и разведывания жизни (например, «Тяжелый характер» В. Тендрякова, «Шаги по росе» В. Пескова, «Вокруг да около» Ф. Абрамова, «Деревенский дневник» Е. Дороша). Блистательные очерки А. Стреляного, В. Селюнина, Ф. Бурлацкого, Ю. Черниченко, публиковавшиеся в основном на страницах «толстых» журналов, стали одной из наиболее ярких примет времени перестройки в СССР. В этот же период очерковый жанр заметно присутствует в разделе публицистики журнала «Литературный Киргизстан». После распада Советского Союза очерковый жанр заметно деактуализируется и в постсоветской печати постепенно приходит в упадок.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
285.73 кб

Конструирование традиционности в пространстве самостроя современного Улан-Удэ: этнографический очерк

Михалёв Алексей Викторович
Статья посвящена проблеме незаконного захвата городской земли жителями «нахаловок» Улан-Удэ.
Читать PDF
0.00 байт

Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики

Яницкий Олег Николаевич
Читать PDF
1.12 мб

97. 02. 014. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). - М. . Механик

Рековская И. Ф.
Читать PDF
1.09 мб

98. 03. 022. Шютц А. Чужак: социально-психологический очерк. Schuetz A. The Stranger: an essay in So

Николаева В. Г.
Читать PDF
101.48 кб

2000. 02. 005. Фан Д. Очерк марксистской философии и гуманизма в материковом Китае. Fan D. Marxist p

Никифоров М. , Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
0.00 байт

98. 04. 025. Сикевич З. В. Русские "образ народа" (социол. Очерк) / С. -Петерб. Гос. Ун-т. - СПб. :

Уварова Т. Б.
Читать PDF
117.87 кб

2008. 02. 032. Султанова М. А. Философия культуры Теодора Роззака: очерк философской публицистики. -

Ремезова И. И.
Читать PDF
199.96 кб

Ален Турен. «Возвращение человека действующего. Очерк социологии» М.: Научный мир, 1998

Фомина Валентина Ниловна
Читать PDF
253.16 кб

Terra incognita. Хроника жизни научного сообщества тихоокеанской России Очерк первый. Под парусами "

Д. А. Литошенко
Читать PDF
284.57 кб

2013. 01. 001. Мазо А. , Тальпэн Ж. Участвовать? Зачем? Очерк социологии участия в партисипативных б

Ушкова Е. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Об идеологии (историко-философский очерк)

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Бозиев Альберт Тахирович
В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением феномена идеологии, выявлением ее объекта, целей, механизмов воздействия, проблем реализации в государствах и обществах разных типов.
Читать PDF
0.00 байт

Три типа социологического дискурса: Исторический очерк

Батыгин Г. С.
Автор рассматривает эволюцию и основные характеристики различных типов социологического дискурса: социологические доктрины, социальные обследования, социологические исследования.

Найдено книг по теме — 16