ОМБУДСМЕН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

Найдено 1 определение
ОМБУДСМЕН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
служащий/служба с полномочиями осуществления защиты детей, контроля за соблюдением их прав в соответствии с основными положениями Конвенциями ООН о правах ребенка (право на жизнь и охрану здоровья, право на воспитание в семье, право на достойные социальные условия, на образование и развитие, др.), национальным законодательством. Во время выполнения своих обязанностей омбудсмен по правам ребенка/уполномоченный по правам ребенка руководствуется, прежде всего, его интересами, принимает меры по охране ребенка от насилия, эксплуатации, пренебрежения, беспризорности. Институт специального защитника прав ребенка более характерен для демократических стран. Омбудсмены по правам ребенка как составляющая института обмудсменов по правам человека ныне существуют в более чем 60 странах мира, из них 28 – европейские, среди которых Англия, Бельгия, Греция, Дания, Латвия, Литва, Польша, Российская Федерация, Эстония. Впервые, институт обмудсмена по правам ребенка был учрежден в Северной Европе: в 1977 г. в Швеции, в 1981 г. в Норвегии. После принятия Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) детские омбудсмены появились во многих странах, свидетельствуя об осознании мировым сообществом того, что дети – одна из уязвимых категорий населения, которая не способна защищать свои права самостоятельно, и поэтому требует особого внимания, поддержки взрослых. Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, содержатся в Декларации и Плане действий “Мир, пригодный для жизни детей” (пункт 31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 года). Порядок назначения, организационно-правовой статус, кадровые и материальные ресурсы Уполномоченных по правам детей в разных странах имеют свои отличия, однако задача у них одна: сделать так, чтобы голос детей был услышан, обеспечить их защиту и соблюдение прав. Основные функции омбудсменов по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах, состоят в: обеспечении гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитии и дополнении существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка; всемерном содействии восстановлению нарушенных прав ребенка; анализе состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовке предложений по совершенствованию законодательства; повышению информированности населения, включая детей, о правах ребенка, положении детей. Для выполнения стоящих перед ними задач Уполномоченные имеют право: посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности; проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка; направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка; при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка; готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка; - привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации. В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные специалисты. Анализируя различные организационные модели омбудсменов по правам ребенка как институтов гражданского общества, Детский фонд ЮНИСЕФ определил четыре основных, а именно: институт обмудсменов учреждают на национальном уровне специальным законом (Норвегия, Швеция, Исландия, Люксембург); институт омбудсмена по правам ребенка учреждается в соответствии с законодательством по охране детства (Австралия, Новая Зеландия); должность омбудсмена учреждается в рамках существующих органов государственной исполнительной власти (Канада, Испания, Дания, Германия); полномочия омбудсменов по правам ребенка берут на себя неправительственные организации (Финляндия, Израиль). Для эффективной деятельности обмудсмена необходимо как минимум соблюдение нескольких условий: его независимость, гарантия свободы в высказывании своих взглядов, праве самостоятельно определять направления деятельности своего ведомства; доступность для детей, непосредственных контактов с ними; понятность для детей информации о деятельности омбудсмена по правам ребенка, которая распространяется через средства массовой информации. Таким образом, институт омбудсмена по правам ребенка, начиная с последних десятилетий прошлого века, заявляет о себе как об эффективном дополнительном механизме, позволяющем обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Мировая практика свидетельствует, что данный институт становится важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)