ОПРОС АНКЕТНЫЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АНКЕТНЫЙ ОПРОС
один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

Анкетный опрос
(анкетирование) – метод социальнопсихологического исследования с помощью анкет, разновидность обширной группы опросных методов, в число которых входят свободные (клинические) формализированные, групповые, индивидуальные интервью (беседы) и многочисленные заочные опросники.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Анкетный опрос
метод сбора первичных данных, используемый в социологии и социальной психологии, разновидность обширной группы опросных методов, в число которых входят свободные (клинические), формализованные, групповые, индивидуальные интервью (беседы) и многочисленные разновидности заочных опросов по анкете.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Анкетный опрос
Метод социально-психологического исследования с помощью анкет. В социальных науках (демографии, социологии, психологии) А.о. проводится В целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого. В зависимости от характера требуемой информации и способов ее получения используются различные типы А. о.: сплошной (например, перепись населения) и выборочный (охватывается возрастная группа, рабочий коллектив и т.д.); устный (интервью) и письменный (анкетирование); индивидуальный и групповой; очный и заочный (по почте, по телефону) и др.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Опрос анкетный
один из основных видов социологического опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом (в отличие от интервью он сам читает вопросы анкеты и сам фиксирует свои ответы). Различают очный (или обычный) и заочный (почтовый и прессовый) О. а. При очном О. а. исследователь может раздавать анкеты респондентам, а затем их собирать, не присутствуя при заполнении (такой вид опроса называется раздаточным). Исследователь может также присутствовать при заполнении анкеты; в зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие опросы называют индивидуальными или групповыми. В опросе почтовом анкеты с вопросами рассылаются и возвращаются по почте. В опросе прессовом анкета публикуется в прессе, респонденты вырезают ее из газеты или журнала, заполняют и отсылают исследователям. Достоинство О. а.минимум влияния интервьюера на респондента (в заочных опросах это влияние сведено к нулю). Недостаток отсутствие помощи со стороны интервьюера при заполнении сложных вопросов (для заочных и раздаточных опросов) и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы респондента ближайшего социального окружения (например, члены семьи подсказывают ответы). О. а. является наиболее распространенным видом сбора социологической информации в нашей стране.

Источник: Социологический справочник

ОПРОС АНКЕТНЫЙ
метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом [в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе] или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента. Компонентами любого О.А. являются: 1) социолог (анкетер); 2) сама анкета - ; 3) респондент.
Особенностью О.А. является то, что респондент самостоятельно работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает и самостоятельно регистрирует ответ. Преимуществом О.А. является то, что респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения, в выборе варианта ответа на вопрос. Влияние же исследователя на ход и результат О.А. сведено к минимуму. К тому же сама процедура О.А. обеспечивает полную анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом. Главным недостатком О.А. является невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Поэтому метод О.А. не является гибким. Кроме того, в О.А. есть интенция на преобладание все-таки количественных методов, что зачастую ограничивает информацию о качественных характеристиках изучаемого процесса или явления. Свое влияние оказывают необходимость ограничения количества задаваемых вопросов, пропуски в ответах, а при использовании некоторых видов О.А. (почтовый, прессовый) - низкий возврат анкет.
Разнообразие используемых в социологических исследованиях О.А. позволяет классифицировать их по различным основаниям:
По способу распространения анкет - 1) почтовый (анкета для заполнения рассылается респонденту почтой); 2) прессовый (анкета для заполнения передается респонденту через печать - газеты, журналы); 3) телетайпный (распространение и сбор инструментария и документов социологического исследования осуществляется с использованием телеграфно-телетайпной связи и E-mail, в случаях, когда объекты социологического исследования находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга и от головного исследовательского центра); 4) раздаточный (О.А., при котором социолог лично сам вручает и получает анкету от респондента); 5) интернет-опрос (когда анкета для заполнения предлагается через интернет-сайт).
По месту проведения - 1) по месту жительства респондента; 2) по месту работы респондента (в ситуациях, когда исследуются проблемы производственной жизни). По составу аудитории - 1) индивидуальный О.А. (основанный на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента анкетером); 2) групповой О.А. (где одновременно анкетируют целую группу респондентов).
По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошной (опросом охвачена вся генеральная совокупность); 2) выборочный (опрашивается только часть генеральной совокупности в соответствии с выборкой).
По масштабу исследуемых проблем - 1) широкий О.А. (касающийся многих проблем); 2) "молния" (О.А., касающийся лишь одной проблемы с небольшим количеством вопросов).
Инструментарием при проведении О.А. является анкета - совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа ( Анкета). Познавательные возможности метода реализуются в вопрос-ответном общении социолога и респондента. Поэтому главным познавательным инструментом опроса выступает вопрос, т.к. именно при помощи вопросов социологи получают в виде ответов респондентов совокупность единиц эмпирической информации, которая позволяет установить социальные факты, служит основой для построения индексов и показателей. Поэтому самый сложный этап составления анкеты - формулировка вопросов, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты.
Вопросы, используемые социологом при О.А., весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:
По форме - 1) открытые вопросы предоставляют право респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, круге ассоциаций в связи с предметом опроса, вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его. Статистическая обработка таких вопросов весьма трудоемка (необходима предварительная кодировка вариантов ответов); 2) закрытые вопросы, т.е. ситуация, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых осуществляется выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь имеет возможность более строго интерпретировать ответ, сокращается время на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами. 3) полузакрытые вопросы - дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответов к вопросу оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой ответ.
По функциям - 1) основные вопросы - формулируются для получения необходимой информации по проблеме исследования; 2) контрольные вопросы - служат для проверки искренности, правдивости ответов на основные вопросы, уточнения полученных сведений, а контроль осуществляется путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания; 3) вопросы-фильтры, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных.
По смыслу формулировки - 1) прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций; 2) личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту; 3) косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые воппросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа; 4) трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем; 5) прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.
По содержанию получаемой информации - 1) вопросы о фактах, т.е. о действиях в прошлом и настоящем. Эти вопросы могут касаться как мнения респондента относительно происходящих событий (т.е. вопросы о фактах сознания), так и нести информацию о его действиях и поведении - поступках, результатах деятельности (т.е. вопросы о фактах поведения); 2) вопросы о знаниях, т.е. о том, что знает и что может изложить респондент. Цель этих вопросов - выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Поэтому часто эти вопросы экзаменационного характера, могут содержать задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания определенных фактов, событий, имен; 3) вопросы о статусе респондента или демографические вопросы, которые позволяют получить сведения об образовании, возрасте, месте жительства респондента и др.
Для повышения достоверности ответов для респондентов на вопросы предусмотрена возможность выразить неопределенное мнение или уклониться от ответа. В практике социологических опросов сложился целый ряд возможных вариантов отказа или уклонения от ответа ("не знаю", "затрудняюсь ответить", "не думал об этом" и др.). Исходя из контекста задаваемого вопроса, доля не ответивших может включаться в содержательную интерпретацию полученной информации.
Каждый вид вопроса имеет свою специфику. Изучение этой специфики должно строится в рамках единой схемы, определяющей общую стратегию методических исследований, связанных с проблемой надежности вопроса. Речь идет о необходимости обеспечения адекватности между основными этапами исследовательского процесса (задача исследования - формулировка вопроса - использование вопроса - составление ответа и его регистрация - обработка ответа - граница интерпретации), с одной стороны, и обеспечение адекватности конструкции вопроса логическим, психологическим, социолингвистическим критериям - с другой.
Компановка вопросов анкеты в итоговую структуру называется версткой анкеты ( Анкета). Прежде, чем проводить О.А. на заданной выборке, проводится пилотаж анкеты на микровыборке с целью корректировки инструментария.
Проведение анкетирования обеспечивается анкетерами ( Анкетер). Есть общие методические требования к организации и проведению О.А. ( Опрос, Анкетер, Анкетирование), которые уточняются и доводятся до сведения анкетеров на инструктаже.
Е.Е. Кучко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
510.19 кб

Языческая толерантность: опыт анкетного опроса

Шиженский Роман Витальевич, Суровегина Екатерина Сергеевна
На основе анкетного проса рядовых участников праздника Купалы в статье рассматривается мировоззренческая самоидентификация респондентов, определяется степень толерантности современных язычников по отношению к представителям иных к
Читать PDF
562.35 кб

ОПЫТ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ "ПОВОЛЖСКОГО РОДНОВЕРИЯ"

Шиженский Роман Витальевич, Суровегина Екатерина Сергеевна
Введение: статья посвящена рассмотрению мировоззренческих особенностей членов поволжских языческих общин, «родноверов-индивидуалов», входящих в союз «Волжский рубеж».
Читать PDF
1.95 мб

Итоги анкетного опроса о качестве информационных материалов ВНКЦ

Читать PDF
2.27 мб

Динамика состояния здоровья школьников в Украине по данным анкетного опроса

Няньковский С.Л., Яцула М.С., Няньковская А.С., Титуса А.В.
Актуальность. В последние десятилетия состояние здоровья и физическое развитие детского населения ухудшаются.
Читать PDF
2.00 мб

Анкетный опрос работников сменно-вахтового труда горно-обогатительной фабрики

Красовский В.О., Яхина М.Р., Кашафутдинова Г.И., Галлиулин А.Р.
Статья анализирует результаты анкетного опроса вахтовых работников в горно-обогатительной фабрике по переносимости принятого режима труда и отдыха.
Читать PDF
267.08 кб

Уровень коррупции в городе Челябинске (по результатам анкетного опроса горожан)

Максимов Василий Петрович, Тараданов Александр Ардалионович
Частота коррупционных отношений, расчет-определение годового объема рынка коррупции в городе Челябинске в денежном выражении, среднегодовые затраты одного респондента на взятки, степень коррумпированности различных органов и уровн
Читать PDF
68.88 кб

Измерение политической активности городской молодежи (на материале анкетного опроса)

Иджаева Баира Владимировна
Статья посвящена проблеме политической активности молодежи.
Читать PDF
92.85 кб

Результаты анкетного опроса этико-правовых аспектов в ургентной абдоминальной хирургии

Ярема И. В., Пашинян Г. А., Казарян В. М., Ким П. П.
В работе представлены результаты анкетирования 500 пациентов по этико-правовым вопросам. возникающим при оказании им медицинской помощи в клинике ургентной абдоминальной хирургии
Читать PDF
139.55 кб

Интеллигенция в социальной структуре постсоветской России (по материалам анкетных опросов)

Жиганова Татьяна Михайловна
В статье аргументируется определение интеллигенции, ее признаков и структура в современной России. Изучены трансформации статуса интеллигенции в 1992-2007 гг., ее экономическая и социальная дифференциация.
Читать PDF
493.15 кб

Люди с ментальной инвалидностью как часть трудового коллектива: результаты анкетного опроса

Гарапшина Лейля Рамилевна
Статья посвящена результатам анкетного опроса, проведенного в Республике Татарстан среди руководителей, сотрудников учреждений и организаций, в которых трудоустроены люди с инвалидностью, в том числе с ментальной.
Читать PDF
640.65 кб

Результаты анкетного опроса рожениц детей с гипоксически-ишемическими поражениями головного мозга

Н.Ф. Садыкова, К.К. Саргожаев, Ж.Е. Есбергенов, Ш.У. Аязбаев
Читать PDF
142.79 кб

МЕСТО И РОЛЬ СМИ В ПОНИМАНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТНОГО ОПРОСА)

Лазутина Галина Викторовна, Узунова Татьяна Евгеньевна
Эта работа одна из цикла статей, представляющих результаты нескольких направлений исследовательского проекта «Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное» на разных его этапах.
Читать PDF
94.53 кб

Значимость факторов, характеризующих здоровый образ жизни (по материалам анкетного опроса жителей До

Щелкунов А. А., Холодный А. И.
В статье анализируются результаты анкетного опроса жителей Донецкой области, относительно значимости факторов, характеризующих здоровый образ жизни.
Читать PDF
224.90 кб

Как развиваться Федерации анестезиологов-реаниматологов России? От анкетного опроса - к программе де

Абазова И.С., Абдулаев Р.Б., Акулов М.С., Асланукова А.Н., Афончиков В.С., Баялиева А.Ж., Белкин А.А., Бутров А.В., Гельфанд Б.Р., Горбачев В.И., Горобец Е.С., Григорьев Е.В., Грицан А.И., Дашевский С.П., Дорогинин С.В., Дунц П.В., Егин А.И., Женило В.М., Заболотских И.Б., Зайцев А.В., Залесный А.С., Зильбер А.П., Каминский М.Ю., Карелов А.Е., Киров М.Ю., Китиашвили И.З., Корячкин В.А., Кохно В.Н., Кудряшов К.А., Кузьков В.В., Куликов А.В., Курапеев И.С., Лаврентьев А.А., Лазарев В.В., Лебединский Константин Михайлович, Левшанков А.И., Лейдерман И.Н., Лекманов А.У., Лубнин А.Ю., Любошевский П.А., Мазурок В.А., Макаревич А.Н., Малышев Ю.П., Марков О.В., Мартынов Д.В., Меренков В.Г., Миронов П.И., Молчанов И.В., Недашковский Э.В., Николаенко Э.М., Николенко А.В., Овечкин А.М., Овсянников А.Н., Овчинников С.Г., Осканова М.Ю., Попов А.С., Проценко Д.Н., Пятаев Н.А., Речкалов В.А., Салтанов А.И., Свиридов С.В., Ситкин С.И., Слепушкин В.Д., Смирнов Г.А., Стадлер В.В., Степаненко С.М., Сумин С.А., Сухотин С.К., Толкач А.Б., Фишер В.В., Цыпин Л.Е., Шаповалов К.Г., Шевченко В.П., Шень Н.П., Шифман Е.М., Шуматов В.Б., Щеголев А.В., Ярошецкий А.И.
Статья посвящена анализу работы и перспективам развития федерации анестезиологов и реаниматологов России.