ОПРОС ПАНЕЛЬНЫЙОПРОС ПРЕССОВЫЙ

ОПРОС ПОЧТОВЫЙ

Найдено 5 определений термина ОПРОС ПОЧТОВЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Почтовый опрос

тип опроса, в ходе которого респондент отвечает на анкету отправленную ему по почте.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПОЧТОВЫЙ ОПРОС

postal questionnaire) - см. Опросный лист. См. также Коэффициент ответа и отсутствие ответа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

ОПРОС ПОЧТОВЫЙ

англ. survey; нем. Briefumfrage. Вид заочного анкетного опроса, при к-ром анкета распространяется по почте, по специально подобранным адресам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Опрос почтовый

разновидность опроса анкетного. При О. п. анкета распространяется среди потенциальных респондентов с помощью почтовой службы как самостоятельное почтовое отправление по специально отобранным адресам тех диц, которые в совокупности, по мнению исследователей, репрезентируют социальную общность. В зависимости от цели и объекта исследования список адресов может позволять обращаться либо ко всем членам генеральной совокупности (например, при опросе всех экспертов страны по некоторой проблеме), либо к ее части в виде выборочной совокупности (например, при массовых опросах населения региона). В любом случае возникает проблема обеспечения возврата достаточного количества заполненных анкет, которая решается в каждом случае и общими, и специфическими средствами. Так, к моменту рассылки анкет списки адресатов могут устареть, и опрашиваемая совокупность получателей уже не будет идентична намеченной совокупности потенциальных респондентов. В случае экспертного О. п. проводится либо целенаправленный поиск адресатов, изменивших место жительства, либо замена одного из опрашиваемых аналогичным по ряду базовых параметров. При массовом опросе такая работа неэффективна и потому уже после сбора анкет проводится их корректировка по социально-демографическим параметрам (пол, возраст, образование и т. п.) таким образом, чтобы по этим параметрам респонденты и изучаемая социальная общность были однородны. В практике социологических исследований к О. п. прибегают в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих применить интервьюирование или другие методы, обеспечивающие получение информации от всех лиц, намеченных для опроса. О. п. может быть использован как вспомогательный метод наряду с получением основного массива информации с помощью интервью, анкетного (раздаточного) опроса. В частности, О. п. необходим для того, чтобы получить такое дополнительное количество анкет, которое с учетом данных, полученных другим способом, обеспечивает репрезентативность данных о малочисленных группах населения, интересующих исследователей. Ряд специальных методических экспериментов показал, что на вопросы, затрагивающие деликатные, интимные стороны жизни, острые общественные проблемы, респонденты отвечают более откровенно при О. п., чем при интервью или раздаточном анкетировании. Сама процедура О. п. субъективно воспринимается респондентами как анонимная, хотя объективно она таковой и не является. Для контроля возврата анкета или конверт возврата определенным образом шифруются, для этой же цели используется сигнальная карточка. Потенциальным респондентам отсылают не только конверт для возврата заполненной анкеты, но и почтовую открытку для ее последующего возвращения исследователям. Анкета и карточка возвращаются как два отдельных почтовых отправления, шифр на карточке позволяет вести учет возврата при значительном сокращении трудоемкости обработки корреспонденции и обеспечить абсолютную анонимность О. п. Это обстоятельство весьма привлекательно для исследователей только при условии обеспечения репрезентативности данных, которая непосредственно зависит от уровня возврата анкет. На участие респондентов в О. п. влияют: значение, которое они придают исследованию, убежденность, что результаты конкретного О. п. положительно повлияют на решение проблем их жизни; общий уровень социальной активности респондентов; количество контактов исследователей с ними, измеряемое числом рассылок почтовых отправлений с анкетой, а также предварительных уведомлений об опросе и последующих напоминаний; авансированное стимулирование потенциальных респондентов путем вложения для адресата вместе с анкетой различных сувениров-видовых открыток, календарей, марок, транспортных схем города и т. п. Предварительный контакт по каналам массовых коммуникаций пли путем рассылки почтой информационных писем подготавливает потенциальных респондентов к получению анкеты именно ими и знакомит их с целями, значением исследования. Рассылка анкет более одного раза (в случае неответа после первой рассылки) приобрела название «волнового» О. п. При необходимости получения значительного количества заполненных анкет при массовом опросе населения города (более 1 тыс. анкет) даже «трехволновой» О. п. оказывается, по крайней мере, вдвое экономичнее, чем интервьюирование или раздаточное анкетирование. В «двухволновом» опросе населения города возврат составляет 60-70 % от числа разосланных анкет, для отдельных категорий населения (например, школьников) он доходит до 90 %. Общая схема О. п. населения города, в котором почтовые отправления доставляются адресату через 1-2 суток после их отправления, следующая. Уведомления рассылаются в понедельник, в четверг рассылают анкеты, которые будут доставлены адресатам накануне выходных дней (для большей части населения). В эти же дни следует использовать средства массовой информации для оповещения населения города об О. п., важности участия в нем в связи со значимостью для горожан результатов исследования. Через 1-2 недели наступает время почтовых или телефонных напоминаний, последние исключительно эффективны, однако в этом случае необходимо заблаговременно определить номера домашних телефонов. Сами же адреса обычно формируются путем простого случайного отбора по спискам избирателей, которые в нашей стране обновляются через каждые 2-3 года. Через 7-10 дней после первой рассылки анкет их возврат, как правило, достигает 50 %, а к концу 2-3 недели может достичь 90 %. Общая продолжительность О. п.4-6 недель.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

ОПРОС ПОЧТОВЫЙ

разновидность опроса анкетного , отличительной особенностью которого является рассылка анкет и получение на них ответов по почте. Так, при проведении О.П. анкета распространяется среди потенциальных респондентов как самостоятельное почтовое отправление по заранее подобранным адресам лиц, репрезентирующих искомые признаки.

О.П. удобен тем, что с его помощью можно одновременно провести опрос на большой территории, даже в географически труднодоступных регионах. Следует отметить простоту организации О.П., отсутствие необходимости подбора и обучения анкетеров. Несколько человек по сути дела могут организовать и самостоятельно провести О.П. (тем более сейчас расширяются возможности использования оргтехники при проведении почтового опроса: компьютеры, аппараты для заклейки и вскрытия конвертов и др.). Еще одно ценное свойство О.П. - предоставление респонденту возможности по своему усмотрению выбирать удобное время для заполнения анкеты. Кроме того, анкета заполняется респондентом без контакта с анкетером, что автоматически снимает возможность психологических барьеров, возникающих порой при раздаточных очных видах опроса. К числу положительных характеристик можно отнести, хотя и с некоторой оговоркой, относительную дешевизну О.П.. Даже самый дорогой организационный вариант такого опроса (с неоднократной рассылкой уведомлений об опросе, маркированного конверта, анкет с инструкциями по их заполнению и даже небольшого сувенира значительно дешевле средств, необходимых для организации и проведения анкетного опроса).

Вместе с тем О.П. имеет свои недостатки. Во-первых, это неполный (низкий) возврат анкет, т.е. не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, что снижает надежность полученной информации. Однако практика О.П. и результаты специальных исследований (Ф. Квиза, Ч. Скотта, Е. Сухмана и др.) доказывают, что в основе не-полного возврата анкет лежит действие систематических факторов, связанных с тематикой опроса, образованием респондента, спецификой пола, возраста, семейного положения. Следующим недостатком О.П. является получение ответов не от тех респондентов, которым была выслана анкета. К тому же нельзя полностью исключить возможность группового заполнения анкет. Еще одним недостатком О.П. является невозможность опреативного получения информации.

В практике социологических исследований О.П. используется: 1) в ситуации ограниченности ресурсов, не позволяющих применить другие методы исследования или виды опроса, обеспечивающих получение информации от всех лиц, намеченных для опроса; 2) как вспомогательный метод в сочетании с другими; 3) в случаях, если необходимо получить ответы на вопросы, затрагивающие деликатные или интимные проблемы.

При том, что существует возможность искажения ответа респондента (под давлением мнения окружающих), на вопросы О.П. респонденты отвечают достаточно откровенно. В большей степени это связано с субъективно-психологическим восприятием условий опроса: респондент более комфортно и спокойно чувствует себя дома, работая с анкетой без свидетелей. Это повышает уверенность респондентов в анонимности опроса, хотя в действительности О.П. таковым не является по причине необходимости определения круга лиц, которые не возвратили анкету и кому ее нужно выслать повторно. Обычно сама анкета и конверт возврата шифруются. Объективное же обеспечение анонимности О.П. возможно только при использовании сигнальной карточки контроля возврата анкет, которая высылается респондентом в исследовательский центр как самостоятельное почтовое отправление, т.е. не вкладывается в конверт с заполненной анкетой. Для этого на почтовой карточке указываются данные адресата и его номер по списку адресов. В этом случае анкета и конверт возврата не шифруются. Поэтому независимая отсылка исследователям анкеты и сигнальной карточки позволяет вести учет возврата корреспонденции (со значительным облегчением этого трудоемкого процесса) и одновременно обеспечивает полную анонимность опроса.

Таким образом, главная организационная задача, требующая решения на этапе программирования и проведения О.П. - обеспечение возврата анкет (стимулирование его). На возврат анкет влияют по крайней мере две группы факторов. Первая включает различные виды контакта исследователя с респондентом (например, уведомление о предстоящем опросе, рассылка опросника, напоминание респондентам, не вернувшим анкету в срок, о необходимости ее возврата). Вторая группа факторов в большей степени связана с психологическим и содержательным оформлением всех видов контактов (персонализация их, анонимность, вознаграждение за участие в опросе, оформление самой анкеты и др.).

Предварительный контакт с потенциальным респондентом может устанавливаться посредством личного контакта по телефону или письму (открытки по почте), благодаря которому респондент узнает о планируемом О.П., настраивается на участие в нем. Задача предварительного контакта с респондентами при проведении О.П. - формирование у респондента чувства социальной полезности исследования через акцентирование особой роли, уникальности и важности мнения данного конкретного респондента. Особенно подчеркивается эффективность уведомлений, сделанных по телефону. Результаты социологических исследований показывают положительное влияние уведомлений на возврат анкет. Кроме этого, О.П. предъявляет повышенные требования к разработке всего методического инструментария и к организации процедуры самого опроса.

Следует учитывать, что достаточно важным фактором, стимулирующим возврат анкет, является интерес к рассматриваемой в исследовании проблеме.

Качество исполнения, дизайн анкеты - также немаловажный фактор повышения возврата анкет. Методические разработки показывают преимущества использования красочных почтовых марок, конвертов, интересное оформление самой анкеты, броское название. Весьма важным является обращение к респонденту, которое должно быть обязательно персонализировано. Почтовая анкета имеет традиционную структуру ( Анкета).

Особое значение имеет уведомление об опросе. Это краткий текст, где рассказывается о целях исследования, об использовании полученных результатов. Здесь же объясняется, каким образом получен адрес респондента, сообщается, когда ему будет выслана анкета. В уведомлении содержится приглашение к участию в исследовании, подчеркивается важность получения ответов. Обязательно должен быть указан адрес и телефон организации, проводящей опрос, ее название. Важная деталь - дата отправления документа. Уведомление отправляется за несколько дней до начала опроса. Одновременно же с рассылкой анкет в том же конверте высылаются другие документы, в том числе - сопроводительное письмо. Сопроводительное письмо - обязательный атрибут О.П. В нем, обращаясь к респонденту по фамилии, имени и отчеству, повторяется просьба об участии в опросе, подробно излагаются цели исследования. Необходимо обратить внимание на то, следует или нет подписывать анкету респондентом. В сопроводительном письме обязательно есть указание на адрес и телефон организации, проводящей опрос, что дает возможность респонденту получить дополнительную информацию об опросе. Возможно подчеркнуть внимание к респонденту через символическое вознаграждение за участие в опросе.

Вместе с анкетой и сопроводительным письмом респонденту высылается конверт с напечатанным на нем адресом исследовательской организации. Примерно через две недели после отправки анкет, высылается напоминание. В комплексной методике проведения О.П. рекомендуется троекратное напоминание: первое высылается через неделю после отправки анкет, второе - через три недели и третье - через семь недель. Первое напоминание высылают на специальной карточке, второе оформляется в виде письма и высылается вместе с анкетой и сопроводительным письмом, а третье рекомендуется отправлять заказным письмом.

Следует отметить, что ни один из факторов повышения возврата анкет не стоит идеализировать, придавать ему исключительное значение. Необходимо учитывать весь комплекс факторов, стимулирующих участие респондентов в О.П. и обеспечивающих качество искомой информации.

Е.Е. Кучко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ОПРОС ПОЧТОВЫЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ОПРОС ПОЧТОВЫЙ — 0

Найдено книг по теме ОПРОС ПОЧТОВЫЙ — 0

Найдено презентаций по теме ОПРОС ПОЧТОВЫЙ — 0

Найдено рефератов по теме ОПРОС ПОЧТОВЫЙ — 0