Органический ростОРГАНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КАПИТАЛА

ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 2 определения термина ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

понятие социальной философии и социологии, явившее собой в содержательной развертке концептуальную основу т.наз. органической школы в социологии конца 19 - начала 20 вв., методологической ориентацией которой выступал органицизм, отождествлявший абстрактное общество с определенным организмом биологического типа. В отличие от механицизма, рассматривающего общество как неупорядоченный агрегат элементов, подлежащих изучению независимо друг от друга, социальный органицизм рассматривал социум как состоящий из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но при этом действующих согласованно и руководимых в своих динамических трансформациях неким единым, предзаданным принципом. Аналогия между человеческим организмом и объективированной системой социальных отношений, обеспечивающей его функционирование, просматривается в трудах Аристотеля, ряда мыслителей средневековья, а также у Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо.

В начале 20 в. в программных трудах консерваторов Э. Берка, Ж.М. де Местра и др. идеальное общество интерпретировалось как подобие живого организма, функционирование которого регулируется естественным образом. Состоящее из самых разнообразных первичных ячеек (семья, профессиональные корпорации, коммуны и т.д.), социальное тело, согласно мнению идеологов консерватизма, предполагает преобладание общества над индивидом (как целого над частью). Последний имеет по отношению к социуму не столько права, сколько обязанности. По мнению этих мыслителей, О.О. присущи социальная иерархия, а также ценности, традиции и обычаи коллективистского типа, посягательство на модернизацию которых приводит к дезинтеграции всей системы.

Стремясь избежать неизбежных мировоззренческих и парадигмальных крайностей, большинство теоретиков в рамках классической социологической традиции 20 в. тем не менее остались верны идее аналогии между обществом и организмом, акцентируя человеческую, т.е. сознательную природу последнего. Согласно Дюркгейму , социальная система существует как целостность лишь в коллективном сознании, не обладая при этом физической реальностью. В то же время само это сознание не редуцируемо к феноменам сознания образующих социум индивидов. Дюркгейм первым отметил появление "органической солидарности", связывающей людей в индустриальное общество, отличающееся высокой степенью разделения труда. Для исследований в контексте социологической и социально-философской моды рубежа 20-21 вв. скорее присуще чисто образное сравнение общества с организмом, благодаря которому становится возможным экономное построение постоянно обновляющихся версий общей теории социальных систем.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

ОБЩЕСТВО ОРГАНИЧЕСКОЕ

концепция соц. философии, легшая в основу школы в социологии органической (см.) конца XIX - нач. XX в., методологич. ориентацией к-рой является органицизм (см.), отождествляющий об-во с организмом. Придя на смену механицизму в социологии (см.), рассматривающему об-во как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, соц. органицизм рассматривает об-во в динамике, как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Параллель между человеческим организмом и организацией, обеспечивающей функционирование обществ. организма, встречается в трудах Аристотеля, ряда средневековых мыслителей, Т. Гоббса и Ж. Ж. Руссо. К концу XVIII - нач. XIX в. такое представление укрепилось благодаря успехам наук о природе. В нач. XX в. концепция О.о. была взята на вооружение правоконсервативной мыслью. В трудах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда идеальное об-во мыслится как подобие живого рганизма, деятельность к-рого регулируется естественным порядком. Состоящее из разнообразных ячеек (семья, профессиональные корпорации, коммуна, регион) соц. тело предполагает преобладание целого над частью, об-ва над индивидом, к-рый имеет по отношению к нему не только права, сколько обязанности. В противовес рационалистически-индивидуалистической философии Просвещения ультраконсерваторы-радиционалисты не рассматривали об-во как механич. совокупность индивидов, вступающих друг с другом в договорные отношения: О.о. присущи соц. иерархия, неравенство, коллективные ценности, традиции и обычаи, посягательство на приводит к дезинтеграции соц. корпуса, фолетариата и соц. напряженности вызвал обращение к идее О.о. представителей соц. католицизма на рубеже веков эту идею ставят на научн. основу социологи, стремящиеся преодолеть растущую идеологич. и соц.-политич. дифференциацию об-ва на основе органической солидарности всех его частей. Отталкиваясь от консервативной концепции О.о. и опираясь на позитивистский органицизм К. А. Сен-Симона, для к-рого разделение функций соц. организма есть фактор прогресса, О. Конт стремился синтезировать эти два направления. Спенсер сравнивал соц. систему с организмом, подлежащим закону эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: так, в соц. организме части сосуществуют, оставаясь раздельными. Вслед за Спенсером многие исследователи акцентировали тождество между об-вом и организмом, ссылаясь на биологию, подыскивая все новые черты сходства. П. Ф. Лилиенфельд (Россия) считал, что роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - гос-во, единственный врач, способный бороться с болезнями соц. тела. Для А. Шеффле (Германия) экономич. жизнь об-ва была равнозначна обмену веществ в организме. Стремясь избежать крайностей такого рода, большинство теоретиков предпочли идею аналогии между об-вом и организмом, подчеркивая человеческую, т. е. сознательную, природу об-ва. Согласно Э. Дюркгейму, соц. система существует как целостность в коллективном сознании и не обладает физич. реальностью, в то же время само коллективное сознание несводимо к сознанию отдельных образующих социум индивидов. Дюркгейм указывал на появление органич. солидарности, к-рая связывает индивидов в индустриальное об-во, отличающееся высокой степенью разделения труда. Отсюда важность психологии обществ., объединяющей индивидов в соц. тело, цель к-рой - изучение коллективных представлений. Для современных исследований характерно скорее образное сравнение об-ва с организмом как одной из моделей, благодаря к-рой становится возможным построить общую теорию соц. системы. Органический подход во многом является предшественником современных системных подходов в социологии. Т.М. Фадеева.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено книг по теме ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО — 0