ОРГАНИЗАЦИОННАЯ БЮРОКРАТИЯ

Найдено 1 определение
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ БЮРОКРАТИЯ
(франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть, господство, букв.: власть канцелярии). 1) тип организации, управление в к-рой основано на безличных (деперсонализированных), письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между «ведомством» и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации, 2) система аппаратного властвования и управления; 3) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, «бюрократизма» и процедур, съедающих время. К важнейшим свойствам рациональной О.б. относятся — выхолощенность целей деятельности, относительно рациональной в средствах и частностях и иррациональной в целом, в своей общей направленности; дифференциация функций, стандартизация методов и условий работы, регламентация действий безличными правилами; «деперсонализация», т.е. исключение всех форм личных соображений из исполнения служебных обязанностей; многоступенчатая иерархия должностей и обеспеченная карьера при условии отвечающего формальным критериям исполнения обязанностей, т.е. медленное, но неуклонное продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением жалования, льгот и престижных, «символических» условий труда; строгая дисциплина труда, гарантия занятости в данной организации, т.е. защищенность от увольнения и др. Феномен бюрократии был исследован в начале XX в. Вебером, к-рый изучал генезис бюрократии, форм управления и выделил признаки и характеристики идеального типа бюрократии, систем, присущие организациям.
Лит.: 1) Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.,1998; 2)  Бюрократия // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998; 3) Бюрократия //   Большой толковый социологический словарь. Т.1. М., 1999; 4) Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2000. Д.В. Кротов

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Похожие термины: