ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
(технология от греч. techne - искусство, мастерство, умение и logos - учение, наука) - совокупность приемов, способов, методов согласования и соответствия элементов и частей в структуре целого. Т.о. обеспечивают упорядочение, совершенствование процессов и взаимосвязей внутри социальной системы. Предполагают организацию взаимодействия социальных субъектов в процессе совместного достижения поставленных целей. Т.о. применяются в социальном планировании, решении задач социального развитияу в процессе социального проектирования и управления. Т.о. используются в качестве комплексных технологий, устанавливающих отношения между разнородными социальными системами (профсоюзные организации, политические партии, профессиональные объединения и т. д.) в рамках единой социальной структуры.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
сознательное воздействие на процессы и структуры организации соц. систем с целью их оптимизации или изменения. О.т. явл., прежде всего, инструментом организационного управления. Назначение О.т. состоит в научном обосновании и обеспечении управления. Главным признаком О.т. явл. алгоритмизация управленческой деятельности, ее рац. расчленение на процедуры и операции с последующей координацией и синхронизацией. Рез-том выступают управленческие технологии и методические средства их обеспечения. О.т. сопряжены с реализацией всех традиционно выделяемых функций управления — планированием, организацией, координацией и контролем. Сфера их применения включает в себя такие управленческие задачи, как подготовка управленческих решений, выбор альтернатив (стратегии развития), экспертная оценка принимаемых решений, управленческое консультирование, контроль за внедрением соц. новшеств и др. Для каждой стадии разрабатывается соответствующая технолотя.
Лит.: 1) Валков Ю.Г., Попов А.В. Мотивационное управление: сущность социальных технологий. М., 1998; 2) Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.. Социология. Ростов н/Д. 1999; 3) Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социологические исследования. 1994. N 2; 4) Щербина В. В. Проблема технологизации социоинженерной деятельности // Социологические исследования. 1990. N 8. С.В. Ильинский, В.И.Немчина
Лит.: 1) Валков Ю.Г., Попов А.В. Мотивационное управление: сущность социальных технологий. М., 1998; 2) Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.. Социология. Ростов н/Д. 1999; 3) Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социологические исследования. 1994. N 2; 4) Щербина В. В. Проблема технологизации социоинженерной деятельности // Социологические исследования. 1990. N 8. С.В. Ильинский, В.И.Немчина
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
как объект О.т. чаще всего появляется тогда, когда достижение совместных целей становится возможным только через гармонизацию разных целей или же когда достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение совместных целей. В первом случае организовываются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — возникают общественные (союзные) организации. Таким образом, определяющей приметой О.т. является цель. О.т. выступает как целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление. О.т. возникла как инструмент решения общественных заданий, средство достижения цели. С этой точки зрения на первый план выходят организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонажа и др. Организация утверждается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С этой позиции организация имеет вид совокупности социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности, конфликтности. Организация объективируется как безличностная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа в этом значении выступает социальная транспортность, построенная на началах взаимодействия с внешней средой. Главная проблема здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, руководство. Все эти свойства имеют относительную самостоятельность, т.е. между ними нет резких границ, и технологический аспект в том смысле, что могут быть сами разделены на этапы, операции, процедуры.
Источник: Инновационные технологии государственного и муниципального управления