ОТЧУЖДЕНИЕ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОТЧУЖДЕНИЕ
чувство отвращения, которое человек испытывает к самому себе как члену общества.

Источник: Альтернативный социологический словарь

Отчуждение
чувство утраты собственности, результата собственного труда; передача чего-либо в собственность другого лица, равно как передача права собственности.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Отчуждение
отношения между социальным субъектом и какой-либо его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к объединению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс этого единства.

Источник: Краткий словарь по социологии

Отчуждение
объективный социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним; состояние индивида в обществе, характеризующееся бессилием, бессмысленностью, отсутствием норм, социальной изолированностью и самоотстранением.

Источник: Социология девиантности: глоссарий

Отчуждение (alienation)
Чувство, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими. Это понятие первоначально использовалось Марксом для обозначения проецирования человеческих возможностей на богов. Затем этот же термин он стал использовать для описания утраты рабочими контроля над природой, задачами и результатами собственного труда.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

ОТЧУЖДЕНИЕ
нем. Entfremdung; 1. По К. Mарксу - процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную, враждебную и господствующую над ними силу. О. выражается в господстве овеществленного труда над живым трудом, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктами труда, в эксплуатации, в утрате человеческой сущности. 2. По М. Симану - состояние индивида в обществе, характеризующееся бессилием, бессмысленностью, отсутствием норм (аномией), соц. изолированностью и самоотстранением. 3. В гpажданском праве - передача одним юридическим лицом другому права собственности на к.-л. имущество.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

отчуждение
1) социальный изоляционизм; 2) по К. Марксу – отделение людей от их праксиса: произведенных ими товаров, контроля за производственным процессом, производственной активности, природы, институциональных структур, друг от друга, что проявляется в дегуманизации, разрыве естественных связей между людьми, в превращении результатов деятельности людей в нечто враждебное по отношению к ним самим; 3) по М. Веберу – проявления латентных последствий рационализации, по существу, заменяющие человека нечеловеческой технологией; 4) по М. Хайдеггеру – «растворение» человека в мире: чем более действителен мир, тем менее действителен сам человек; 5) по Ж. Бодрийяру – антагонизм между Я и Другим: О. возможно, когда есть Другой. В условиях постмодерна зло О. заменяется злом одинаковости.- Литература: Маркс К. Социология. Сборник. – М., 2000; Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990; Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. – М., 1993; Его же. Бытие и время. – М., 1997; Baudrillard, J. The Transparency of Evil: Essays on Extreme Phenomena. – London: Verso, 1993.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Отчуждение
в социологии) (alienation), разобщенность с др. людьми или отстраненность от них, об-ва или от своего внутр. я. В Экономических и философских рукописях (1844) Маркс дает термину О. неск. значений; прежде всего это О. рабочего от процесса произ-ва (когда продукты, создаваемые его трудом, принадлежат не ему, а работодателю и не могут доставлять подлинного удовлетворения), О. от др. людей и внутр. разлад с самим собой. В 20 в. работа на массовом произ-ве (способы производства), напр., в автомобильной пром-ти, представляется особо отчуждающей. Рабочий вынужден работать в режиме конвейера и выполнять какую-то одну постоянно повторяющуюся операцию, не имея возможности проявить инициативу. Признание такого процесса ущербным повлекло за собой изменения на нек-рых предприятиях, где рабочие стали трудиться небольшими бригадами или производить все изделие целиком. Противоправное поведение опред. групп, напр., хулиганствующих болельщиков, иногда рассматривается как следствие О. в более широком смысле. О. также часто называется чувство беспомощности или потери ориентиров в быстро меняющемся об-ве. Сходным понятием является аномия.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Отчуждение
Відчуженість. Alienation. 1. Согласно К. Марксу – чувство враждебности, вызванное процессом превращения деятельности людей, ее результатов и, как следствие, всей системы общественных отношений в самостоятельную враждебную и господствующую над человеком силу. О. характеризуется утратой контроля над условиями, продуктами и средствами труда в силу того, что результаты собственного труда рассматриваются как чужие, получение которых навязано обстоятельствами и поэтому приводит к самоотчуждению, т. е. полной утрате человеком своей сущности, а значит и утрате контроля над собственным бытием. Социологию культуры интересует О. как духовное состояние, имеющее различные формы проявления (например, религия), его влияние на формирование социальной структуры, экономического и социального порядка и т. д. Теория О. К. Маркса оказала свое влияние на теорию аномии Э. Дюркгейма (Emile Durkheim) и Р. Мертона (Robert Merton) и решения проблем бюрократии М. Вебера (M. Weber). 2. Согласно М. Симану (M. Seeman) – чувство враждебности к чему-либо, имеющему определяющее значение в социальной жизни, сопровождаемое чувством бессилия, утратой положительного смысла и значения предмета О. и невозможностью воздействия на него, при этом предмет О. воспринимается как внешняя всевластная сила, обрывающая эмоциональные связи с миром. Состоянию О. свойственна глубокая депрессия, чувство изолированности. 3. В гражданском праве – передача одним юридическим лицом другому права собственности на какое-либо имущество. См. также Овеществление и Религия.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ОТЧУЖДЕНИЕ
(Entfremdung, Entäußerung, alienaton) — философская категория, а также понятие, используемое в праве, психологии, социологии. В философии О. труда есть результат товарно-денежных отношений, вынужденность превращения сущностной природы человека в рыночный товар.
Социально-экономическую природу О. раскрыл К. Маркс.
«Экономическо-философских рукописях 1844 года» он писал, что в условиях господства частной собственности рабочему не принадлежит ни результат, ни сам процесс труда; рабочий отчужден от других людей и от своей родовой жизни, которая перестала быть самоценностью и стала средством; труд превратился из самоутверждения в самоотрицание рабочего, в способ выключения его из жизни. Маркса не покидало убеждение в возможности преодолеть, «снять» О. путем замены частной собственности общественной. Впрочем, он сознавал, что на ранней стадии такая ликвидация может привести к «казарменному коммунизму», который «есть только форма проявления гнусности частной собственности, желающей утвердить себя в качестве положительной общности».
Исторический опыт СССР и других стран «социалистического лагеря» убеждает в верности такого прогноза. Вместо провозглашенной свободы утвердилось тотальное отчуждение советского человека: от власти, собственности, результатов труда, правдивой информации, личной безопасности. В совр. России О. сохраняется в иных формах: как О. индивидов от достойных результатов труда (низкая оплата) и законности (незащищенность от преступности, коррупции).
Большинство мыслителей в начале XXI в. скептически относится к возможности преодоления О. в современных обществах. Многие видят главную задачу в том, чтобы интеллектуально и нравственно помочь человеку достойно жить в отчужденном мире, постоянно рождающем страх. Эта задача становится еще актуальнее в условиях растущих масштабов глобальных рисков.
Лит.: Лапин Н. И. Тотальное отчуждение и общий кризис раннего социализма//Вестн. АН СССР. 1990. № 5; Маркс К Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42; Lewis Н. Freedom and Alienation. — London, 1985.
H. И. Лапин

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ОТЧУЖДЕНИЕ
философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.
В концепциях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "овещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса , осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений - отношений собственности. По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения.
В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления "самоотчуждения" человека. Так, М. Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

ОТЧУЖДЕНИЕ
отношения между социальным субъектом и какой-либо его социальной функцией, складывающиеся в рез -те разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства. В совр. социологии все концепции О. в той или иной мере связаны с разработками данного понятия в философии Гегеля и Маркса, а также с идеями Руссо. Феномен О. может возникнуть в отношениях любого социального субъекта с его функциями, однако совр. зап. социальные науки интересуются в первую очередь такими явлениями, субъектом О. в к-рых выступает человек, лишенный части своих сущностных характеристик, потеря к-рых ведет к утрате им своей природы, к обесчеловечиванию. В конце 19 — начале 20 в. Дюркгейм, противопоставляя совр. промышленное об-во традиционному, отметил утрату членами первого чувства общности, рост в нем индивидуализма и дезинтеграции и развил концепцию аномии, в к-рой описал состояние О., порожденного индустриализацией. Этот же процесс разрушения и О. традиционных связей проанализирован и в работе Тенниса «Община и общество». В дальнейшем данную тему развили М. Вебер и Зиммель. Первый подчеркнул формализацию социальной организации, ее бюрократизацию, сопровождающуюся обезличиванием человека, утратой им индивидуальной свободы. Второй же, отметив тенденции «интеллектуализации» обществ, жизни и О. индивида от социальных и культурных образований, перехода его в рац. «одномерность», считал, что они сопровождаются ростом свободы и ответственности человека. Отмеченные выше подходы к анализу О. были развиты и углублены в середине и второй половине 20 в. в работах социологов различ. направлений. Дюркгеймовская концепция аномии была использована Мертоном при анализе от/сгоняющегося (девиантного) поведения. Веберовская теория рационализации получила дальнейшее развитие в работах теоретиков франкфуртской школы, к-рые считали О. неизбежным спутником и атрибутом рационализации. В этот период на социол. концепции О. оказали заметное влияние неофрейдизм и экзистенциализм.
Под их воздействием (а также под несомненным влиянием идей марксизма) складывались представления об О. Маркузе, Фромма, Аренд и др. Маркузе разработал концепцию массового одномерного человека, к-рый, включившись в навязанную ему потребительскую гонку, оказался отчужден от таких своих социальных характеристик, как критическое отношение к существующему об-ву, способность революционной борьбы за его преобразование.
Фромм в своей концепции типов социальных характеров развивал идею о соответствии каждому типу социального характера определенного типа самоотчуждения человека. Аренд связывала О. с двумя историческими процессами: экспроприацией собственности у значит, количества «рабочей бедноты», лишившей представителей последней их «семейно-собственной частной доли мира», и укреплением совр. гос-ва, к-рое становится субъектом мн. жизненных процессов, ранее регулировавшихся самим индивидом. В противоположность взглядам Маркузе, Аренд считает, что развитие О. человека связано с лишением его частной собственности, к-рая, во-первых, обеспечивает необходимую человеку степень «скрытности», «приватности», а, во-вторых, его социализацию. Критика О. занимает значит, место и в идеологии контркультуры, в частности, в концепциях Т. Роззака и Ч. Рейча. Распространенность О. в совр. об-ве столь широка, что те или иные его формы фиксируются большинством социологов и социальных психологов (так, напр., амер. социальный психолог М. Макоби выделил особый психологический тип личности — «воин в джунглях», человек, абсолютно отчужденный от всех др. людей и воспринимающий их как потенциальных врагов). Однако никому из совр. исследователей не удалось предложить такие пути снятия О., к-рые одновременно не вели бы к развитию каких-либо др. форм О. Д. М. Носов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Отчуждение
Этот термин, восходящий к латинскому слову имеет несколько значений. В юридическом аспекте он означает прекращение права собственности, следующее за торговой сделкой или соглашением. В более широком смысле оно обозначает отдаление, увеличение расстояния или распад: вспомним о разрушении связи между людьми и богами или, в социологическом контексте, между индивидами. Например, у Жан-Жака Руссо (Rousseau, 1976) общественный договор предполагает, что каждый из членов сообщества, «сообществу в целом отдаваясь» полностью, «не отдается никому» и свои возможности и свою личность ставит «под высшее руководство общей воли». В то время как психологи изучают различные виды психозов или психической дезадаптации), немецкие философы — Иоганн Готтлиб Фихте, Фридрих Гегель и Карл Маркс — применяют другой подход. В целях упрощения запомним два основных момента.
Отчуждение прежде всего сопровождается «опредмечиванием» (иногда говорят вслед за Жаном Ипполитом об «отстранении» или об «овнешнении» (Entaiisserung). Такое вйдение предполагает отрицание как начальный момент сознания, но также — посредством разрыва или разделения (Spaltung) — примирение с собой самим, так что «работа отрицания» является необходимым этапом в построении рациональной реальности. Но в «феноменологии духа» отчуждение может быть понято как жребий «несчастного сознания», «негативное в чистом виде», отказ от себя в другом, превращение в чуждое (Entfremdung).
Хотя Маркс употребляет оба слова, предпочтение все же отдается слову Entfremdung. В ранних работах, а именно в «Критике философии права» и в «Рукописях», он рассматривает отчуждение в его религиозном, экономическом и политическом аспектах, упрекая Гегеля в идеализме. Маркс привлекает наше внимание к частной собственности на средства производства и разделению общества на антагонистические классы, говоря о нищете рабочих, основываясь при этом на работах Людвига Фейербаха, несмотря на критическое отношение к ним. Важнейшим здесь является понятие «родовая сущность». Эта концепция, антропологическая по своей сути, в дальнейшем будет отвергнута. В «Немецкой идеологии» и «Манифесте коммунистической партии» ссылки на идею «целостного человека» становятся все более редкими. В «Капитале» описываются товарный фетишизм и процесс овеществления ( Verdinglichung). Акцент делается на механизме, при помощи которого социальные отношения между людьми превращаются в отношения между вещами. И даже если моментами поддерживается идея «отстранения», можно заметить, что анализ сосредоточен на описании категорий экономических. Как можно объяснить подобное развитие мысли?
В отношении этой проблемы интепретаторы занимают две противоположные позиции. Некоторые вслед за Луи Альтюссером утверждают, что понятие отчужденного труда является домарксистским. Обнаружив у Давида Рикардо понятие о труде как источнике стоимости, Маркс якобы освободился от «онтологического шлака», перегружавшего его труды. Не вступая в бесполезную полемику, отметим, что такое представление о развитии идей Маркса не согласуется с тем фактом, что понятие отчуждения снова появляется в 1857 г. в работе Grundrisse\ намного позже так называемого «отказа» Маркса от этого понятия. Другие исследователи, например Максимилиан Рубель, считают, что это понятие лежит в сердце марксистской теории, это нечто вроде озарения, которое последующие разработки только углубляли.
Продолжая эту логику, но в более радикальной манере, Костас Акселос и Герберт Маркузе дают понять, что настоящие работы Маркса — это «Рукописи», а остальное всего лишь заблуждение. Делая вывод, подчеркнем, что в то время, как одни восхваляют Маркса-теоретика, другие разоблачают его соскальзывание в «экономизм», о котором свидетельствуют работы, написанные после 1844 г. Поскольку дебаты далеки от завершения, нам бы хотелось предостеречь читателя от крайнего радикализма в этом вопросе, один из полюсов которого представлен утверждениями о разрыве с гуманизмом, а другой — о преувеличении важности философского подхода, характеризуемого как «туманный». Понятие «отчуждение» служит демаркационной линией между этими двумя постановками вопроса, а промежуточную позицию отстаивают такие исследователи, как Карл Корш или Георг Лукач. В 1960-е гг., когда ученые придерживались более прагматичной точки зрения, такие авторы, как Мелвин Симан, Эрик Аллард или Роберт Блаунер попробовали определить «шкалу» установок, которая позволяла бы наглядно отразить разочарование в прогрессе или в мире, подчеркнув такие явления, как чувство изоляции, потери собственности или, в терминологии Эриха Фромма и Юргена Хабермаса, «почти неизбежное подчинение своего желания воле другого».

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

ОТЧУЖДЕНИЕ
alienation) — 1. Ощущение индивидуумом отрешенности от ситуации, группы, культуры и т.д. 2. Понятие, используемое Марксом в ранних работах применительно к основным отношениям капиталистического производства и их человеческим и психологическим последствиям. 3. (Производное от 2) ключевое понятие в различных интерпретациях Маркса. 4. В применении к эмпирическому исследованию у Р. Блоунера (1964) — сопоставление условий труда и удовлетворения от работы. Употребление термина в богословии и философии относится к средним векам и может быть найдено даже в классической философии Древней Греции. Его появление в современной социологии связано главным образом с критическим анализом Маркса толкования понятия Гегелем. В "Экономических и философских рукописях" (ЭФР), написанных в 1844 г., но не издававшихся до 1932 г. и не имевших широкой известности до 50-х гг. XX в., Маркс дает термину несколько значений, имеющих три центральных элемента: философский, психологический и социологический. В отличие от Гегеля, использующего "отчуждение" для сравнения "объективности" природы с человеческим сознанием, Маркс подчеркивает значение отношений между бытием человека (в его социальных производственных отношениях) и природой общественного и, следовательно, индивидуального развития. Психологический или социально-психологический аспект термина — самый распространенный в популярной, а также в социологической литературе. В простейшем значении — это ощущение неблагополучия, недостаточного участия в работе либо участия лишь в качестве инструмента. В трактовке Маркса такие индивидуальные проявления отчуждения — продукт социальных отношений. Важное значение приобретает социологический аспект понятия. При капитализме рабочие трудятся не для самовыражения и не ради собственных интересов. Этот труд, по существу, вынужденный, и люди подчинены требованиям владельцев капитала. В дополнение к связи "рабочий — процесс производства" Маркс акцентирует внимание на отношении рабочих к продуктам, создаваемым их трудом, но принадлежащим не им, а их работодателям. В самом деле, в процессе труда люди обеспечивают богатство и власть угнетающему их классу, а выпускаемые изделия являются для них отчужденными предметами. Философский аспект затрагивает специфическую концепцию природы человека, которую Маркс изображает не как нечто "застывшее" или вечное, а как общественный продукт. Он рисует отчуждение или отрешенность от "бытия вещей", подчеркивая характеристики, отличающие человека от других животных. Человеческие свойства зависят от производственных отношений, и для Маркса имеют способность к безграничному развитию в благоприятной системе социальных отношений. Маркс считает процесс производства главным в развитии человека. Следовательно, система, основанная на эксплуатации, отстраняющая рабочих от процесса производства и от создаваемых ими продуктов, — обедняет и обесчеловечивает. Она отчуждает людей от "бытия вещей" в том смысле, что отрицает всякую возможность повышения их творческого потенциала, за исключением привилегированного меньшинства. Тем самым термин анализируется с точки зрения социальной структуры капитализма, то есть частной собственности, товарного производства и классовых отношений. "Открытие" ЭФР западными учеными преобразило социологические подходы и отношение к трудам Маркса. Одни либо подчеркивали преемственность гуманистических устремлений ЭФР в более поздних научных и в меньшей мере чисто философских работах Маркса, либо доказывали, что его ранние труды глубже объясняют общественное положение человека. Другие утверждали, что Маркс намеренно изъял термин "отчуждение" из поздних работ, отчасти для того, чтобы дистанцироваться от других современных ему немецких ученых — "младогегельянцев", но отчасти и потому, что отверг гуманистические философские ценности. Последняя интерна претация содержится, в частности, в работах Альтюссера, который считает, что фундаментальный сдвиг — "эпистемологический разрыв" — в подходе Маркса происходит после 1844 г. Эта радикальная перемена влечет за собою развитие скорее научных понятий, нежели философских, гуманистических или идеологических. Противники данной точки зрения уверяют, что рукописи Маркса — "Грюндриссе" — показывают продолжение разработки данного понятия и что термин "товарный фетишизм", появившийся в 1-м томе "Капитала", происходит непосредственно от "отчуждения". В дополнение к спорам об интерпретации некоторые марксистские или находящиеся под влиянием Маркса авторы попытались применить понятие к концепции и тематике работ Фрейда по подсознанию и способам создания современным капитализмом "лжепотребности", что имело важные последствия для политики рабочего класса (например, Фромм, 1941; Маркузе, 1964). Некоторые социологи и социальные психологи попытались использовать понятие эмпирически, что повлекло за собой попытку лишить его политических и оценочных значений при переводе из сугубо марксистских в социологические рамки. Наиболее известный пример — книга Р. Блоунера "Отчуждение и свобода", где он пересматривает точку зрения социального психолога М. Симена. По мнению последнего, "отчуждение" действует при безвластии, отсутствии ценностей, отсутствии норм, изоляции и самоотчуждении. Блоунер попытался применить эту типологию, исключая отсутствие норм, к анализу исторических изменений в организации труда. Он утверждал, что при переходе от традиционного ремесленного производства к фабричному, а затем к массовому (например, в автомобилестроении) усилилось отчуждение и увеличилось число отчуждающих видов труда. Однако дальнейшее усовершенствование технологии (например, в химической отрасли) привело к ослаблению отчуждения из-за возросшего чувства автономии, участия рабочих в управлении, их осознанности и получения удовлетворения от работы. Тезис Блоунера особенно сильно критиковался марксистскими социологами, которые признавали его доказательства неадекватными, а интерпретацию данных отрывочной и односторонней. Его работу относили также к психологической, сосредоточенной исключительно на выводах о чувствах рабочих и игнорирующей структурный анализ производственных отношений — главный критерий в концепции Маркса. Наряду с этим, технологический детерминизм рассматривался, как попытка лишить понятие политического аспекта. Споры о значении понятия в трудах Маркса и о его полезности или бесполезности в социологии способствовали разработке многих плодотворных аргументов, однако адекватность применения "отчуждения" в эмпирическом социологическом исследовании так и не была доказана.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ОТЧУЖДЕНИЕ
ALIENATION) Данным понятием обозначается отчуждение (estrangement) индивидов от самих себя и других индивидов. Первоначально этот термин имел философский и религиозный смысл, однако К. Маркс трансформировал его в социологическое понятие в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Маркс считал, что человеческое отчуждение коренится в социальных структурах, лишающих людей их человеческой сущности. Он полагал, что человеческая сущность реализуется в труде, совместной созидательной деятельности, посредством которой люди преобразуют мир вокруг себя. Процесс производства является процессом «опредмечивания» человеческой сущности, в ходе которого люди производят материальные предметы, воплощающие свойственное им созидательное начало, но обладающие отдельным от своих создателей существованием. Отчуждение имеет место тогда, когда в результате опредмечивания своей сущности человек не узнает себя в своем продукте, который превращается в чужой, «не свой», «противостоящий ему в качестве независимой силы». Однако опредмечивание становится отчуждением только в конкретных исторических условиях капитализма. Источником отчуждения является присвоение одной группой людей (капиталистами) продуктов, созданных другими людьми. Маркс рассматривал отчуждение и как субъективное состояние (чувство отчужденности), и как структурную категорию, характеризующую социальный и экономический порядок при капитализме. Маркс различал четыре проявления отчуждения. (1) Рабочий отчуждается от продукта своего труда, поскольку то, что он произвел, присваивается другими и больше ему не подвластно. (2) Рабочий отчуждается от процесса производства. Работа становится чуждой деятельностью, которая не приносит внутреннего удовлетворения, навязывается рабочему извне, теряет качество самодостаточной цели и представляет собой вынужденный труд по чьему-либо приказанию. Работа, фактически, становится продаваемым товаром, вся ценность которого для рабочего состоит в возможности его продажи. (3) Рабочий отчуждается от своей человеческой природы или своего «родового бытия», поскольку первые два аспекта отчуждения ведут к тому, что его производственная деятельность лишается тех специфически человеческих качеств, которые отличают ее от деятельности животных и, таким образом, определяют природу человека. (4) Рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм трансформирует социальные отношения в рыночные, когда люди оцениваются скорее в соответствии с их рыночной позицией, а не на основании их человеческих качеств. Они начинают относиться друг к другу как к чему-то овеществленному — как к рабочему или капиталисту, — а не как к людям. Капитал сам по себе является источником дальнейшего отчуждения в рамках развитой капиталистической экономики. Это связано с тем, что накопление капитала порождает его собственные «потребности», низводящие людей до уровня товара. Рабочие превращаются в один из факторов в операциях капитала, их деятельность определяется скорее требованиями прибыльности, нежели их собственными человеческими потребностями. В рыночной экономике накопление определяется правилами рынка, которые представляют собой совокупность безличных механизмов, господствующих над всеми экономическими деятелями — как капиталистами, так и рабочими, — поскольку рынок обладает принудительной силой. Маркс отмечал, что, несмотря на то, что потребности прибыли и накопления капитала представляются живущими своей собственной жизнью, эти безличные механизмы в действительности маскируют человеческое происхождение капитала и эксплуатацию, позволяющую одному классу присваивать то, что производится другим. Со временем понятие отчуждения потеряло значительную долю своего изначального социологического смысла, вложенного в него Марксом, и стало использоваться для обозначения целого ряда явлений. Последние включали в себя всякое чувство отделения от общества и недовольства им; ощущение морального упадка в обществе; чувство бессилия перед лицом незыблемости социальных институтов; безличный, дегуманизированный характер крупномасштабных и бюрократических социальных организаций. В первых двух случаях данное понятие в большей степени сходно с понятием аномии Дюркгейма, нежели с марксистской концепцией отчуждения. В последнем случае оно соответствует веберовской точке зрения относительно бюрократической тенденции современного общества. В 1950-е и 1960-е гг. американские обществоведы подчеркивали скорее субъективную или психологическую грань отчуждения, нежели его социально-структурный аспект. Даже когда они рассматривали структурные условия, они пренебрегали марксовой социологией капитализма. М.Симан (Seeman, 1959) выделял множество различных психологических состояний, измеряемых им посредством установок шкал. Такой аспект отчуждения, как «бессилие», связан с существующим у людей ощущением невозможности влиять на свою социальную ситуацию. «Бессмысленность» («meaninglessness») — это ощущение того, что для достижения значимых целей необходимы незаконные средства. Ощущение «изолированности» возникает тогда, когда люди чувствуют свою отдаленность от норм и ценностей общества. «Отчужденность от самого себя» («self-estrangement») означает неспособность найти деятельность, которая приносила бы психологическое удовлетворение. Р.Блаунер (Blauner, 1964) связывал эти аспекты субъективного отчуждения с различными типами работы, существующими в современной индустрии, и утверждал, что решающим фактором отчуждения является производственная технология. Он считал, что старинная ремесленная работа была в гораздо меньшей степени сопряжена с отчуждением, поскольку ремесленники сами управляли своим трудом, занимались «цельными» задачами, имевшими смысл, имели возможность общения с коллегами на работе и получали психологическое удовлетворение от работы. Отчуждение достигло своего пика в условиях массового производства, работы на сборочном конвейере, соотносимых с фордизмом. Темп работы при этом был неподвластен работникам, задачи разбивались на мелкие фрагменты, а социальная общность отсутствовала. Блаунер полагал, что автоматизация будет способствовать большему удовлетворению от работы и таким образом искоренит отчуждение. Автоматизация предполагала, что работа большую часть времени будет носить рутинный характер, но в чрезвычайных обстоятельствах от индивидов будет требоваться мастерство, слаженная коллективная работа и понимание процесса в целом. Американский подход в сущности приравнивал отчуждение к существующему у людей чувству неудовлетворенности жизнью или работой, что очень далеко от оригинальной марксовой трактовки. В последнее время данный термин реже используется социологами. Многие современные марксисты не видят необходимости в его сохранении, полагая, что Маркс в своих зрелых работах отказался от понятия отчуждения в пользу понятия эксплуатации. Большинство немарксистских социологов считает, что оно стало слишком расплывчатым, а потому бесполезным. См. также: Вебер; Денежные отношения; Маркс; Разделение труда; Реификация; Трудовые установки. Лит.: Oilman (1971)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
301.46 кб

Отцы и дети» в городской семье: общение или отчуждение

Павлов Б. С., Разикова Н. И.
В статье анализируются актуальные проблемы традиционных отношений «отцов и детей» в родительских семьях.
Читать PDF
265.35 кб

Милован Джилас: отчуждение во власти

Парцвания Вахтанг Русланович
Статья посвящена творчеству югославского политического деятеля и писателя М. Джиласа с позиций анализа движущих сил и мотивов практики реального социализма. Особое внимание уделяется истокам его творческой деятельности.
Читать PDF
652.49 кб

Отчуждение труда и специфика его проявления на разных этапах исторического развития

Шетулова Е. Д.
Статья посвящена проблеме конкретных форм отчуждения в экономической сфере. Прежде всего, уточняется содержание понятия «отчуждение труда», которое раскрывается в связи с историческим развитием общества.
Читать PDF
391.29 кб

Сущность криминализации общества и государства: отчуждение от ценностей или утверждение господства?

Розов Николай Сергеевич
Читать PDF
142.35 кб

Отчуждение от себя: чревоугодие, порождающее леность мысли

Мухина Валерия
Читать PDF
89.22 кб

Отчуждение и вовлечение как основные факторы политического процесса

Иванов Сергей Сергеевич
Читать PDF
122.92 кб

Религия и отчуждение человека от общества и Природы в условиях технократической цивилизации

Политкина К. И.
Читать PDF
132.20 кб

К вопросу о теоретической эволюции понятия «Отчуждение»

Хайрулина Елена Васильевна
В современной России в настоящее время существует соблазн некритического принятия капиталистической формы устройства общества, игнорирующего недостатки, уже обнаруженные и проанализированные у нее теоретиками, что придает практиче
Читать PDF
135.18 кб

2006. 04. 009. Корра М. Отчуждение и исключение: подлинно современные условия власти. Corra M. separ

Муратова К. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Отчуждение в глобальном мире: тенденции развития

Шетулова Елена Дмитриевна
Актуальность и цели. Проблема отчуждения является классической проблемой философии. Ее базовые аспекты достаточно разработаны. Но рубеж ХХ–ХХI вв. открыл новые стороны этой классической проблемы.
Читать PDF
0.00 байт

Кризис культуры и духовное отчуждение в современном обществе: к вопросу о генезисе

Ляпкина Татьяна Федоровна
В статье рассматриваются направления использования институционального подхода в обучении искусствоведов, в контексте общей тенденции к гуманизации образования.
Читать PDF
274.24 кб

Коммунальное отчуждение труда и творчество

Бахитов Станислав Борисович
Проблема отчуждения труда остается одной из самых актуальных. В России это отчуждение имеет свою историческую специфику.

Похожие термины:

  • ОТЧУЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

    состояние индивида в обществе, характеризующееся безразличием к событиям, происходящим во внешнем мире. Проявляется в социальной изолированности, отстраненности, бессилии, в потере смысла сущес
  • Отчуждение труда

     процесс отделения работников организации как личностей от творческого процесса, продукта их труда и от других людей, к которым они относятся как к единицам товара. Творения человека, продукты ег
  • Отчуждение в сфере труда

    состояние работников, которое заключается в чувстве бессилия, ощущении, что труд не имеет смысла, в отстранении, психологической невключенности в свою работу.
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ

    понятие, характеризующее отрицательное отношение граждан определенной страны к власти, к органам государственного управления и политической системе общества в целом. Крайними формами выражения
  • Эффект отчуждения

    в отличие от эффекта присутствия, или эффекта реальности, предполагает отдаление, отстранение изображаемых лиц, событий, конфликтов и т.д. от их объективных и реальных прототипов и источников, а та
  • Отчужденная культура

    Відчужена культура. Alien culture. 1. Характеристика социального статуса культуры, которой свойственно хотя бы одно из противоречий между народной, доминирующей и официальной культурами, которые при эт
  • ТРУД ОТЧУЖДЕННЫЙ

    См. ОТЧУЖДЕНИЕ.