ОТЧЕТ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИОТШЕЛЬНИЧЕСТВО

ОТЧУЖДЕНИЕ

Найдено 9 определений термина ОТЧУЖДЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОТЧУЖДЕНИЕ

чувство отвращения, которое человек испытывает к самому себе как члену общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Альтернативный социологический словарь

Отчуждение

отношения между социальным субъектом и какой-либо его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к объединению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс этого единства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Отчуждение

объективный социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним; состояние индивида в обществе, характеризующееся бессилием, бессмысленностью, отсутствием норм, социальной изолированностью и самоотстранением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология девиантности: глоссарий

Отчуждение (alienation)

Чувство, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими. Это понятие первоначально использовалось Марксом для обозначения проецирования человеческих возможностей на богов. Затем этот же термин он стал использовать для описания утраты рабочими контроля над природой, задачами и результатами собственного труда.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

ОТЧУЖДЕНИЕ

нем. Entfremdung; 1. По К. Mарксу - процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную, враждебную и господствующую над ними силу. О. выражается в господстве овеществленного труда над живым трудом, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктами труда, в эксплуатации, в утрате человеческой сущности. 2. По М. Симану - состояние индивида в обществе, характеризующееся бессилием, бессмысленностью, отсутствием норм (аномией), соц. изолированностью и самоотстранением. 3. В гpажданском праве - передача одним юридическим лицом другому права собственности на к.-л. имущество.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Отчуждение

в социологии) (alienation), разобщенность с др. людьми или отстраненность от них, об-ва или от своего внутр. я. В Экономических и философских рукописях (1844) Маркс дает термину О. неск. значений; прежде всего это О. рабочего от процесса произ-ва (когда продукты, создаваемые его трудом, принадлежат не ему, а работодателю и не могут доставлять подлинного удовлетворения), О. от др. людей и внутр. разлад с самим собой. В 20 в. работа на массовом произ-ве (способы производства), напр., в автомобильной пром-ти, представляется особо отчуждающей. Рабочий вынужден работать в режиме конвейера и выполнять какую-то одну постоянно повторяющуюся операцию, не имея возможности проявить инициативу. Признание такого процесса ущербным повлекло за собой изменения на нек-рых предприятиях, где рабочие стали трудиться небольшими бригадами или производить все изделие целиком. Противоправное поведение опред. групп, напр., хулиганствующих болельщиков, иногда рассматривается как следствие О. в более широком смысле. О. также часто называется чувство беспомощности или потери ориентиров в быстро меняющемся об-ве. Сходным понятием является аномия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ОТЧУЖДЕНИЕ

философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.

В концепциях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "овещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса , осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений - отношений собственности. По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения.

В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления "самоотчуждения" человека. Так, М. Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

ОТЧУЖДЕНИЕ

alienation) — 1. Ощущение индивидуумом отрешенности от ситуации, группы, культуры и т.д. 2. Понятие, используемое Марксом в ранних работах применительно к основным отношениям капиталистического производства и их человеческим и психологическим последствиям. 3. (Производное от 2) ключевое понятие в различных интерпретациях Маркса. 4. В применении к эмпирическому исследованию у Р. Блоунера (1964) — сопоставление условий труда и удовлетворения от работы. Употребление термина в богословии и философии относится к средним векам и может быть найдено даже в классической философии Древней Греции. Его появление в современной социологии связано главным образом с критическим анализом Маркса толкования понятия Гегелем. В "Экономических и философских рукописях" (ЭФР), написанных в 1844 г., но не издававшихся до 1932 г. и не имевших широкой известности до 50-х гг. XX в., Маркс дает термину несколько значений, имеющих три центральных элемента: философский, психологический и социологический. В отличие от Гегеля, использующего "отчуждение" для сравнения "объективности" природы с человеческим сознанием, Маркс подчеркивает значение отношений между бытием человека (в его социальных производственных отношениях) и природой общественного и, следовательно, индивидуального развития. Психологический или социально-психологический аспект термина — самый распространенный в популярной, а также в социологической литературе. В простейшем значении — это ощущение неблагополучия, недостаточного участия в работе либо участия лишь в качестве инструмента. В трактовке Маркса такие индивидуальные проявления отчуждения — продукт социальных отношений. Важное значение приобретает социологический аспект понятия. При капитализме рабочие трудятся не для самовыражения и не ради собственных интересов. Этот труд, по существу, вынужденный, и люди подчинены требованиям владельцев капитала. В дополнение к связи "рабочий — процесс производства" Маркс акцентирует внимание на отношении рабочих к продуктам, создаваемым их трудом, но принадлежащим не им, а их работодателям. В самом деле, в процессе труда люди обеспечивают богатство и власть угнетающему их классу, а выпускаемые изделия являются для них отчужденными предметами. Философский аспект затрагивает специфическую концепцию природы человека, которую Маркс изображает не как нечто "застывшее" или вечное, а как общественный продукт. Он рисует отчуждение или отрешенность от "бытия вещей", подчеркивая характеристики, отличающие человека от других животных. Человеческие свойства зависят от производственных отношений, и для Маркса имеют способность к безграничному развитию в благоприятной системе социальных отношений. Маркс считает процесс производства главным в развитии человека. Следовательно, система, основанная на эксплуатации, отстраняющая рабочих от процесса производства и от создаваемых ими продуктов, — обедняет и обесчеловечивает. Она отчуждает людей от "бытия вещей" в том смысле, что отрицает всякую возможность повышения их творческого потенциала, за исключением привилегированного меньшинства. Тем самым термин анализируется с точки зрения социальной структуры капитализма, то есть частной собственности, товарного производства и классовых отношений. "Открытие" ЭФР западными учеными преобразило социологические подходы и отношение к трудам Маркса. Одни либо подчеркивали преемственность гуманистических устремлений ЭФР в более поздних научных и в меньшей мере чисто философских работах Маркса, либо доказывали, что его ранние труды глубже объясняют общественное положение человека. Другие утверждали, что Маркс намеренно изъял термин "отчуждение" из поздних работ, отчасти для того, чтобы дистанцироваться от других современных ему немецких ученых — "младогегельянцев", но отчасти и потому, что отверг гуманистические философские ценности. Последняя интерна претация содержится, в частности, в работах Альтюссера, который считает, что фундаментальный сдвиг — "эпистемологический разрыв" — в подходе Маркса происходит после 1844 г. Эта радикальная перемена влечет за собою развитие скорее научных понятий, нежели философских, гуманистических или идеологических. Противники данной точки зрения уверяют, что рукописи Маркса — "Грюндриссе" — показывают продолжение разработки данного понятия и что термин "товарный фетишизм", появившийся в 1-м томе "Капитала", происходит непосредственно от "отчуждения". В дополнение к спорам об интерпретации некоторые марксистские или находящиеся под влиянием Маркса авторы попытались применить понятие к концепции и тематике работ Фрейда по подсознанию и способам создания современным капитализмом "лжепотребности", что имело важные последствия для политики рабочего класса (например, Фромм, 1941; Маркузе, 1964). Некоторые социологи и социальные психологи попытались использовать понятие эмпирически, что повлекло за собой попытку лишить его политических и оценочных значений при переводе из сугубо марксистских в социологические рамки. Наиболее известный пример — книга Р. Блоунера "Отчуждение и свобода", где он пересматривает точку зрения социального психолога М. Симена. По мнению последнего, "отчуждение" действует при безвластии, отсутствии ценностей, отсутствии норм, изоляции и самоотчуждении. Блоунер попытался применить эту типологию, исключая отсутствие норм, к анализу исторических изменений в организации труда. Он утверждал, что при переходе от традиционного ремесленного производства к фабричному, а затем к массовому (например, в автомобилестроении) усилилось отчуждение и увеличилось число отчуждающих видов труда. Однако дальнейшее усовершенствование технологии (например, в химической отрасли) привело к ослаблению отчуждения из-за возросшего чувства автономии, участия рабочих в управлении, их осознанности и получения удовлетворения от работы. Тезис Блоунера особенно сильно критиковался марксистскими социологами, которые признавали его доказательства неадекватными, а интерпретацию данных отрывочной и односторонней. Его работу относили также к психологической, сосредоточенной исключительно на выводах о чувствах рабочих и игнорирующей структурный анализ производственных отношений — главный критерий в концепции Маркса. Наряду с этим, технологический детерминизм рассматривался, как попытка лишить понятие политического аспекта. Споры о значении понятия в трудах Маркса и о его полезности или бесполезности в социологии способствовали разработке многих плодотворных аргументов, однако адекватность применения "отчуждения" в эмпирическом социологическом исследовании так и не была доказана.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

ОТЧУЖДЕНИЕ

ALIENATION) Данным понятием обозначается отчуждение (estrangement) индивидов от самих себя и других индивидов. Первоначально этот термин имел философский и религиозный смысл, однако К. Маркс трансформировал его в социологическое понятие в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Маркс считал, что человеческое отчуждение коренится в социальных структурах, лишающих людей их человеческой сущности. Он полагал, что человеческая сущность реализуется в труде, совместной созидательной деятельности, посредством которой люди преобразуют мир вокруг себя. Процесс производства является процессом «опредмечивания» человеческой сущности, в ходе которого люди производят материальные предметы, воплощающие свойственное им созидательное начало, но обладающие отдельным от своих создателей существованием. Отчуждение имеет место тогда, когда в результате опредмечивания своей сущности человек не узнает себя в своем продукте, который превращается в чужой, «не свой», «противостоящий ему в качестве независимой силы». Однако опредмечивание становится отчуждением только в конкретных исторических условиях капитализма. Источником отчуждения является присвоение одной группой людей (капиталистами) продуктов, созданных другими людьми. Маркс рассматривал отчуждение и как субъективное состояние (чувство отчужденности), и как структурную категорию, характеризующую социальный и экономический порядок при капитализме. Маркс различал четыре проявления отчуждения. (1) Рабочий отчуждается от продукта своего труда, поскольку то, что он произвел, присваивается другими и больше ему не подвластно. (2) Рабочий отчуждается от процесса производства. Работа становится чуждой деятельностью, которая не приносит внутреннего удовлетворения, навязывается рабочему извне, теряет качество самодостаточной цели и представляет собой вынужденный труд по чьему-либо приказанию. Работа, фактически, становится продаваемым товаром, вся ценность которого для рабочего состоит в возможности его продажи. (3) Рабочий отчуждается от своей человеческой природы или своего «родового бытия», поскольку первые два аспекта отчуждения ведут к тому, что его производственная деятельность лишается тех специфически человеческих качеств, которые отличают ее от деятельности животных и, таким образом, определяют природу человека. (4) Рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм трансформирует социальные отношения в рыночные, когда люди оцениваются скорее в соответствии с их рыночной позицией, а не на основании их человеческих качеств. Они начинают относиться друг к другу как к чему-то овеществленному — как к рабочему или капиталисту, — а не как к людям. Капитал сам по себе является источником дальнейшего отчуждения в рамках развитой капиталистической экономики. Это связано с тем, что накопление капитала порождает его собственные «потребности», низводящие людей до уровня товара. Рабочие превращаются в один из факторов в операциях капитала, их деятельность определяется скорее требованиями прибыльности, нежели их собственными человеческими потребностями. В рыночной экономике накопление определяется правилами рынка, которые представляют собой совокупность безличных механизмов, господствующих над всеми экономическими деятелями — как капиталистами, так и рабочими, — поскольку рынок обладает принудительной силой. Маркс отмечал, что, несмотря на то, что потребности прибыли и накопления капитала представляются живущими своей собственной жизнью, эти безличные механизмы в действительности маскируют человеческое происхождение капитала и эксплуатацию, позволяющую одному классу присваивать то, что производится другим. Со временем понятие отчуждения потеряло значительную долю своего изначального социологического смысла, вложенного в него Марксом, и стало использоваться для обозначения целого ряда явлений. Последние включали в себя всякое чувство отделения от общества и недовольства им; ощущение морального упадка в обществе; чувство бессилия перед лицом незыблемости социальных институтов; безличный, дегуманизированный характер крупномасштабных и бюрократических социальных организаций. В первых двух случаях данное понятие в большей степени сходно с понятием аномии Дюркгейма, нежели с марксистской концепцией отчуждения. В последнем случае оно соответствует веберовской точке зрения относительно бюрократической тенденции современного общества. В 1950-е и 1960-е гг. американские обществоведы подчеркивали скорее субъективную или психологическую грань отчуждения, нежели его социально-структурный аспект. Даже когда они рассматривали структурные условия, они пренебрегали марксовой социологией капитализма. М.Симан (Seeman, 1959) выделял множество различных психологических состояний, измеряемых им посредством установок шкал. Такой аспект отчуждения, как «бессилие», связан с существующим у людей ощущением невозможности влиять на свою социальную ситуацию. «Бессмысленность» («meaninglessness») — это ощущение того, что для достижения значимых целей необходимы незаконные средства. Ощущение «изолированности» возникает тогда, когда люди чувствуют свою отдаленность от норм и ценностей общества. «Отчужденность от самого себя» («self-estrangement») означает неспособность найти деятельность, которая приносила бы психологическое удовлетворение. Р.Блаунер (Blauner, 1964) связывал эти аспекты субъективного отчуждения с различными типами работы, существующими в современной индустрии, и утверждал, что решающим фактором отчуждения является производственная технология. Он считал, что старинная ремесленная работа была в гораздо меньшей степени сопряжена с отчуждением, поскольку ремесленники сами управляли своим трудом, занимались «цельными» задачами, имевшими смысл, имели возможность общения с коллегами на работе и получали психологическое удовлетворение от работы. Отчуждение достигло своего пика в условиях массового производства, работы на сборочном конвейере, соотносимых с фордизмом. Темп работы при этом был неподвластен работникам, задачи разбивались на мелкие фрагменты, а социальная общность отсутствовала. Блаунер полагал, что автоматизация будет способствовать большему удовлетворению от работы и таким образом искоренит отчуждение. Автоматизация предполагала, что работа большую часть времени будет носить рутинный характер, но в чрезвычайных обстоятельствах от индивидов будет требоваться мастерство, слаженная коллективная работа и понимание процесса в целом. Американский подход в сущности приравнивал отчуждение к существующему у людей чувству неудовлетворенности жизнью или работой, что очень далеко от оригинальной марксовой трактовки. В последнее время данный термин реже используется социологами. Многие современные марксисты не видят необходимости в его сохранении, полагая, что Маркс в своих зрелых работах отказался от понятия отчуждения в пользу понятия эксплуатации. Большинство немарксистских социологов считает, что оно стало слишком расплывчатым, а потому бесполезным. См. также: Вебер; Денежные отношения; Маркс; Разделение труда; Реификация; Трудовые установки. Лит.: Oilman (1971)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

Найдено схем по теме ОТЧУЖДЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ОТЧУЖДЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ОТЧУЖДЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ОТЧУЖДЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ОТЧУЖДЕНИЕ — 0