ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
отношение работника к трудовой деятельности, ее содержанию, характеру, процессу, результатам и условиям работы. В российской социологии теоретико-методологич. основы исследования О. к т. были заложены Ленинградской школой социологии труда в 60—70-е гг. XX в. Был разработан соответствующий понятийный аппарат и методич. инструментарий.
Методологич. базой исследований стала марксистская концепция «отчуждения труда», согласно которой объективация человеком своих продуктивных способностей в капиталистич. об-ве приводит к отторжению сущностных свойств человека от него самого (продажа рабочей силы) и как результат к его опустошению и закабалению внешними силами. Главным и основным препятствием к «освобождению труда», «разотчуждению», по К. Марксу, считается частная собственность. Поскольку в условиях «реального» социализма это препятствие отсутствовало, то проблема смещалась в сторону поиска других отчуждающих факторов, таких как гипертрофия гос. собственности (проблема «план—рынок»), возникновение административно-командного типа соц. организации (проблема повышения самостоятельности трудовых коллективов), технократический уклон в организации произ-ва (проблема человека как средства произ-ва или как субъекта), неблагоприятные для работника условия и содержание труда и др.
Выявилось две точки зрения на исследование факторов, влияющих на О. к т.: характер труда как равнодействующее влияние социально-экономич. отношений (В. Я. Ельмеев, JI. П. Буева, Ф. Наумова и др.) и функциональное содержание труда или творч. возможности работы как следствие научно-технологического прогресса (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, Г. В. Осипов, И. Файнбург, С. Ф. Фролов и др.). Предлагались и варианты сочетания этих основных факторов детерминации О. к т. путем введения между об-вом и рабочим местом промежуточного звена — соц. организации предприятия (Н. И. Лапин, А. И. Пригожин, А. В. Тихонов и др.).
В немарксистской социологии труда понятие «отчуждение труда» общепринято, но исследовалось преимущественно как психологич. состояние человека, его самоотчуждение (Э. Фромм). Отсюда повышенное внимание к трудовой мотивации и факторам, влияющим на ее изменение (У. Тейлор, Э. Мэйо, Ф. Херц-берг и др.). В совр. социологии труда проблема преимущественно рассматривается как отношение индивида к данной работе на данном рабочем месте.
См. также: Включенность в организацию, Производственная самостоятельность.
Лит.: Здравомыслов А. Г., Ядов В, А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Иноземцев В. J1. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М., 2000; Становление трудовых отношений в постсоветской России. (Социологический анализ пяти случаев российского менеджмента в сравнении с практикой Канады и Германии). — М., 2004; Тихонов А. В. Организация и содержание труда как факторы формирования отношения к труду // Социологические исследования. 1976. № 1. Ядов В. А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Там же. 1983. № 3.
А. В. Тихонов

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Отношение к труду
выражение ценностей трудовой деятельности в общей системе ценностей общества и личности, а также отношение субъекта (социальной общности или индивидов) к конкретным видам трудовой деятельности, включая общественный статус и престиж данной профессии, содержание и условия труда, потребности и мотивы, связанные с данной работой, на данном рабочем месте, в данной производственной организации обусловлено историко-культурными предпосылками развития общества, социально-экономическими отношениями и характером общественного разделения труда, всей системой социально-культурных и политических факторов, влияющих на социализацию и развитие личности, конкретным социальноэкономическим характером труда, его технико-технологическим содержанием (напр., труд ремесленный малоквалифицированный, ручной, высококвалифицированный и автоматизированный), формами социальной организации (напр., на государственном предприятии или в кооперативе, индивидуальносдельный или бригадно-коллективный с оплатой по конечному результату), социально-психологическими взаимоотношениями в трудовом коллективе. К. Маркс открыл двойственную природу труда, согласно которой конкретный труд как средство обмена веществ между человеком и природой есть «естественная необходимость», не зависящая от форм социальной организации, абстрактный же труд, напротив, есть выражение его общественного содержания. О. к т. исследуется в этом последнем плане. В годы социалистической индустриализации в нашей стране активное развитие получило энтузиастическое О. к т., формировался определенный тип передового работника, готового к решительному перевыполнению устаревших норм, ударничеству, проявлению инициативы. Оставшееся в наследство от дореволюционной экономики и полупатриархального хозяйства небрежение к жесткой индивидуальной ответственности и самодисциплине труда в условиях экстенсивного развития советской экономики, а также преобладание командно-бюрократических методов руководства в организации труда, сдерживало развитие крайне необходимых в современных условиях деловых качеств работника и О. к т. как высокоответственной, самоорганизованной, пунктуальной и высокопроизводительной деятельности. В социологических исследованиях конца 60-х, 70-х гг. фиксировалась тенденция сдвига в системе жизненных ориентации работников в сторону ослабления общественно-производственных интересов и усиления интересов, связанных с внепроизводственной, семейно-бытовой и потребительской активностью. Наблюдались несомненные признаки утраты интереса к инициативному творческому труду с полной отдачей вследствие нарушения принципа оплаты по труду, штурмовщины и других изъянов в организации экономики производства. В числе важнейших задач социологических исследований изучение процессов изменения сложившегося в предшествующие годы О. к т. под воздействием научно-технологического переворота в производстве, коренной перестройки системы хозяйствования, перевода предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование, развитие производственной демократии, материального стимулирования ответственного, качественного, производительного труда и соответствующих форм его социальной организации, включая бригадно-подрядные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и многообразные формы социалистической кооперации. Важнейшие показатели ожидаемых сдвигов в О. к т.: повышение престижа добросовестного труда во всех видах его общественно необходимого разделения, перелом в наметившейся тенденции к развитию внепроизводственных интересов людей более быстрыми темпами, нежели интересов в сфере трудовой и общественно-политической активности, обогащение социальных функций труда как средства самоутверждения личности, источника материального и социального благосостояния, гражданского достоинства, развития способностей и компетентности в своей профессиональной области.

Источник: Социологический справочник

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
основное понятие социологии труда, одно из фундаментальных оснований системы ценностей личности, комплекс мотивов, связывающих личность с об-вом и культурой. В социологии труда исследуются динамика изменения отношения к труду, его особенности в конкретной обществ. ситуации, факторы, влияющие на отношение к труду, изменения в структуре трудовой мотивации. О. к т. включает в себя отношение к работе в данных производственных условиях, отношение к профессии, восприятие труда как одной из основных жизненных ценностей. Различаются объективные и субъективные показатели О. к т. Объективные характеристики выражаются в рез-те трудовой деятельности через соответствующие данному виду труда показатели работы, инициативы, дисциплины а исполнительности. На основе этих показателей разрабатываются эмпирически проверяемые критерии О. к т. Структура мотивов трудовой деятельности характеризует субъективную сторону О.к.т. В комплексе мотивов выделяют ориентацию на заработок, на отношения с коллегами по работе, на содержание самого труда, на его обществ. значимость. Существуют и др. мотивы, связанные с условиями труда, с соц.-экономич. преимуществами, обеспечиваемыми данной работой. В структуре трудовой мотивации выделяются "ядро" и "периферия" Они могут меняться местами, "ядро" может включать в себя периферийные мотивы и т. д. Эти трансформации связаны с изменениями условий трудовой деятельности человека, этапами его профессиональной карьеры, особенностями образа жизни, процессами, происходящими в об-ве. Структура трудовой мотивации складывается в течение жизни человека и отражает особенности его социализации. Интегральным эмпирич. показателем отношений к труду является удовлетворенность трудом. О. к т. - рез-т всей совокупности отношений, характеризующих данное об-во на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на О к т. В социологии труда выделяются факторы общего характера, к-рые определяются экономия., соц.-политич. системой об-ва, особенностями его культуры и идеологии, и специфич. факторы, к котрым относятся содержание труда, его условия, заработная плата и т. д. Эти факторы преломляются в структуре личности рабочего, к-рая является конкретным носителем того или иного отношения к труду. В связи с этим одна из главных задач социологии труда - определение соц.-психологич. характеристик О. к т., выявление типов работников, типов трудовой мотивации. Нарастание процесса отчуждения в об-ве выражается в преобладании "несоциализированного" работника, не имеющего достаточных навыков трудовой деятельности в своей профессии, развитого чувства ответственности, и рассматривающего работу только как средство к жизни. Противоположный тип характеризуется вовлеченностью в трудовую деятельность, где О. к т. - одна из основных сфер самоутверждения и самореализации. Между этими крайними позициями располагается реальное многообразие типов О. к т., обусловленных устойчивым сочетанием соц.-демографич., культурных, соц.-психологич. характеристик. Наиболее традиционным является изучение влияния соц.-демографич. характеристик на и. к т. Установлено, что совокупность таких характеристик, как пол, возраст, семейное положение, уровень образования и квалификации издают предпосылки определенного О. к т., к-ро реализуется в процессе трудовой деятельности личности. В отечественной социологии сложились две концепции, объясняющие О. к т. Одна связывает его с существующими в об-ве распределительными отношениями и устанавливает зависимость О. к т. от заработной платы. Однако одно только отношение материального стимулирования не способно изменить О. к т., сформировавшееся в период распространения уравнительных тенденций - и нетрудовых доходов. Др. концепция связывает О. к т. главным образом с содержанием самой деятельности, самоуправлением и самоорганизацией в процессе производства. Наиболее полно влияние организационных моментов на О. к т. раскрывается в ходе деловых и инновационных игр. Такой подход к О. к т. обосновывает необходимость изменения хозяйственного механизма, осуществления соц.-экономич. и политич. реформ. Лит.: Человек и его работа. М., 1967; Сознание и трудовая деятельность. Киев, Одесса, 1985; Ключевой вопрос социологии труда. М., 1988; Kohn M. et al. Stratification, work and values: A Polish-United States comparison//Amer. sociol. review. 1981. Vol. 46; Watson T. Sociology, work and industry. L., 1985. О.М. Здравомыслова

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
характеристика типа духовной связи индивида с предметом, средствами и продуктом труда, а также с производственной средой (ситуацией). В социологии принята точка зрения, что О. к т. не ограничивается связью индивида с его непосредственным занятием. Оно выражает фундаментальную связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда – престиж профессии, труд как высшую социальную ценность и способ признания человека в обществе, осознание трудового долга и т. п., получает субъективно-индивидуальное выражение в высказываниях и поступках человека. О. к т. определяется объективными и субъективными факторами.
Объективные факторы – это содержание и характер труда, социально-экономические, технико-организационные, социально-гигиенические и социально-психологические условия труда, тип общественного устройства. Субъективные факторы – это система ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Мотивационное ядро О. к т. включает три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как к определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. Факторы, воздействующие в этом случае на О. к т., – форма и размер заработной платы, условия и организация труда, круг должностных обязанностей, степень рутинности работы, уровень запросов личности и т. д.
В эмпирическом исследовании О. к т. фиксируется в объективных (качество и производительность труда, уровень дисциплины, экономное отношение к сырью, инструментам и др.) и субъективных (ценностные ориентации, трудовые установки, структура мотивов, удовлетворенность работой и т. д.) показателях. О. к т. – эволюционирующая характеристика трудовой деятельности. Его изменение может быть связано с изменениями условий трудовой деятельности, этапами профессиональной карьеры, особенностями образа жизни, процессами, происходящими в обществе, а также с утратой действующей концепцией О. к т. своих объяснительных возможностей. В отечественной социологии в исследовании феномена О. к т. можно условно выделить пять этапов, когда несмотря на неизменность методологического принципа историзма, подходы к его изучению несколько изменялись, что было связано с накоплением эмпирического материала и необходимостью поиска новых, более совершенных и адекватных методик для исследования.
1-й этап – с начала становления советского государства до середины 1960-х годов – период, когда происходило становление и укрепление социалистических форм труда. О. к т. исследовалось с точки зрения качественных различий в положении работника в производстве при капитализме и социализме. Объявление социологии буржуазной наукой приостановило исследования.
2-й этап – середина 1960-х годов – период, когда исследовались различия среди трудящихся по степени воплощения нового О. к т.: изучались характер и содержание труда, условия труда, уровень и содержание квалификации работника, удовлетворенность трудом. Согласно концепции А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, положенной в основу программы исследования «Человек и его работа», существуют объективные и субъективные стороны О. к т. В объективном плане оно определяется характером и содержанием труда, а в субъективном –типологическими особенностями личности работника. В самом общем виде О. к т. определялось тремя факторами. Во-первых, оно обусловлено социально-экономической природой общества, системой общественного разделения труда, социальной структурой и содержанием общественного сознания. Во-вторых, О. к т. обусловлено технологическими или функциональными особенностями содержания того или иного конкретного вида трудовой деятельности. В-третьих, О. к т. связано с особенностями социально обусловленной структуры личности работника: содержанием и интенсивностью потребностей и запросов личности, характером жизненных идеалов и устремлений, а также индивидуальными склонностями и т. д. Общий вывод исследования заключался в следующем: при социализме содержание труда в функциональном смысле является ведущим мотивационным фактором, следовательно, чем выше творческие возможности труда, тем больше удовлетворенность трудом.
3-й этап – 1970-е годы – период, когда стали разрабатываться новые подходы к исследованию проблемы. Методологически важным явилось сомнение относительно абсолютизации мотивационного значения содержания труда и недооценки заработной платы. В ходе новых исследований 1972–1976 гг. (под руководством В. А. Ядова) были выявлены следующие тенденции. Во-первых, в структуре ценностных ориентаций произошел статистически значимый сдвиг в сторону повышения общественных мотивов, связанных с содержательными сторонами работы (ее общественной полезностью), а в структуре ситуативных социальных установок зафиксирован сдвиг в сторону повышения значимости условий труда. Во-вторых, наблюдалось сближение ситуативных социальных установок, связанных с работой, при различии этих установок в сфере быта и досуга, что говорит о воздействии на структуру мотивов образа жизни, а не только производственных факторов. В-третьих, ведущие детерминанты, дифференцирующие ситуационно-социальные установки, в большей мере связаны с социально-демографическими факторами, и в меньшей – с различием в содержании труда.
4-й этап – 1980-е годы. Прослеживаются тенденции к пересмотру устоявшейся концепции О. к т. Отмечается, что О. к т. представляет собой единство ценностно-нормативной и деятельностной сторон, при этом ведущей является первая. Исследование О. к т. на данном этапе требует переноса акцента на анализ ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Подчеркивается необходимость четкого разделения понятий «О. к т.» и «эффективность труда». 5-й этап – 1990–2000-е годы – ознаменовался радикальными изменениями во всех сферах исследовательской деятельности. Отмечают, что кризис общества, потеря ценностных ориентиров, разрушение идеалов не могли не отразиться на трудовой этике, обусловив кризис труда. Сопоставление интервью с работниками 1960-х и работниками «нулевых», представленное в книге «Человек и его работа в СССР и после» (2003), свидетельствует о том, что комплекс мотивации, выявленный в исследовании 1960-х годов, значительно изменился в своем содержании. Речь идет о взаимодействии четырех групп мотивов: материальной заинтересованности, восприятии содержания труда, мотивов коллективистского плана и общего смысла трудовой деятельности. Материальная заинтересованность приобрела всеобщий характер и выразилась в преобладании инструментального отношения к работе как к средству к жизни. Так, в ответ на вопрос «Что повысило бы Ваш интерес к работе?» решительно все в первую очередь называют увеличение заработной платы. В восприятии содержания труда значение смыслообразующих мотивов сохранилось, но приобрело иное вербальное выражение. Теперь эти мотивы в большей мере связаны с личностной перспективой приобретения более значимой специальности, успешной карьеры и др. Мотивы коллективистского плана обусловлены новыми акцентами в трудовой этике и общей нравственно-психологической атмосфере, что связано с акционированием предприятий (организаций) и превращением их в «коллективную собственность». В сознании работника сформировался образ «хозяина» предприятия (фирмы), от которого зависит предоставление работы. Осознание наемным работником общего смысла трудовой деятельности происходит по линии ощущения им полной зависимости от работодателя. Общая идеологическая установка наемного работника –«деньги за время»; у него нет общих интересов с администрацией предприятия (фирмы), и нет более декларации относительно его роли в обществе, к которой он раньше мог апеллировать. Очевидно, что прежние концепции, несмотря на стройность и разработанность, не могут лежать в основании программ исследований, так как не соответствуют современным условиям, а новые – еще предстоит разработать, осмыслив социально-экономические изменения, происходящие в сфере труда в изменяющихся экономических условиях.
Лит.: Человек и его работа / под ред. А. Г. Здравомыслова и др. – М., 1967; Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. – М., 1973; Шкаратан О. И. Эффективность труда и отношение к труду // Социол. исслед. – 1982. – № 1; Ядов В. А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социол. исслед. – 1983. – № 3; Неймер Ю. Л. От кризиса общества к кризису труда // Социол. исслед. – 1992. – № 5; Соколова Г. Н. Социология труда: учебник для вузов. – Минск, 2002; Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после: учеб. пособие для вузов. – М., 2003. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
135.54 кб

Отношение к труду и личность наемного работника

Слюсарянский Марк Абрамович
В работе анализируются факторы социализации личности и их влияние на отношение к труду работников промышленных предприятий и структуру мотивов трудовой деятельности.
Читать PDF
451.29 кб

Отношение рабочих промышленных предприятий к труду

Шиняева Ольга Викторовна, Артемьева Татьяна Владимировна
Актуальность и цели.
Читать PDF
193.52 кб

Отношение к труду в условиях трансформации российского общества

Старков Анатолий Михайлович
Читать PDF
114.86 кб

Отражение глобализационных процессов на культуре и отношении к труду

Хаируллина В. Г.
В статье рассматриваются проблемы взаимосвязи между творческим составляющим элементом труда, культурой и глобализационными процессами современности.
Читать PDF
282.86 кб

Психологические факторы отношения к труду и себе безработных граждан

Тугушев Рашид Хасьянович, Сазонова Вера Георгиевна
Возникшая в условиях рыночной экономики безработица не является следствием чьего-то злого умысла.
Читать PDF
468.10 кб

Факторы отношения к труду работников промышленных предприятий Южного Урала

Одяков Сергей Вячеславович
В статье анализируются факторы, влияющие на отношение к труду и удовлетворенность трудом работников промышленных предприятий Южного Урала (Челябинской области).
Читать PDF
129.22 кб

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Тарабарина Татьяна Ивановна
В статье дается характеристика понятия «отношение к труду» применительно к детскому возрасту. Кроме того, представлены исследования ученых по проблеме формирования положительного отношения к труду у дошкольников.
Читать PDF
822.48 кб

Протестантская парадигма и трансформация отношения к труду и собственности

Костина Наталья Петровна
В статье анализируется трансформация ценностных установок по отношению к труду и собственности в рамках средневековой культуры и культуры нового времени.
Читать PDF
461.76 кб

Ценностные ориентации и отношение к труду: опыт социологического исследования

Бурлаченко Дмитрий Сергеевич
Приведены данные социологического исследования, проводившегося на территории Камчатского края, на предмет удовлетворенности трудом и отношения к труду.
Читать PDF
339.79 кб

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ КАК К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Головчин М. А., Соловьева Т. С.
Читать PDF
303.54 кб

Проблема ценностного отношения к педагогическому труду в сочинениях Н. А. Добролюбова

Мураева Ольга Геннадьевна
Данная статья посвящена описанию взглядов Н. А. Добролюбова, яркого представителя общественно-педагогического движения России второй половины XIX века, на актуальную проблему ценностного отношения к педагогическому труду.
Читать PDF
126.90 кб

Роль народного искусства в развитии ценностного отношения к труду у младших школьников

Фомина Елена Викторовна
В статье на основе анализа работ, посвященных проблеме усвоения школьниками базовых ценностей, выделяется труд как ценность и рассматриваются условия формирования ценностного отношения к труду средствами народного искусства.
Читать PDF
545.92 кб

Современное представление об отношении осужденных к труду в исправительных учреждениях

Александров Борис Владимирович
В статье рассматривается один из таких важных элементов процесса приобщения осужденных к труду, как их отношение к указанной деятельности.
Читать PDF
111.06 кб

Формирование положительного отношения детей младшего дошкольного возраста к труду взрослых

Поротникова Е.А.
В современной дошкольной педагогике определились многовариантные аспекты к формированию положительного отношения к труду взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова и М.В. Крухлет и др.
Читать PDF
661.84 кб

СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Александров Борис Владимирович
в учреждениях, исполняющих наказания, на протяжении длительного периода к основным средствам перевоспитания человека относился труд, который наряду с другими средствами эффективно использовался в воспитательном процессе.