patron-client relationship) - длительные, часто договорные, отношения, при которых могущественный или влиятельный человек обеспечивает вознаграждение и услуги более скромным и более слабым людям в обмен на лояльность и поддержку. Возможен и взаимный обмен некоторыми услугами. Такие отношения характерны для простых или традиционных обществ, но могут существовать и между государствами. Понятие охватывает персонифицированные отношения и включает случаи как принуждения, так и согласия. Оно имело особое значение для понимания отношений крестьянства (см. Крестьяне) с другими группами в обществе — землевладельцами или политическими деятелями. Обычно патрон оказывает покровительство, услуги или защиту, получая лояльность, политическую поддержку и, возможно, экономический контроль. Это выходит за узкие рамки и нередко влияет на стиль национальной политики, когда избирательная поддержка достигается за счет того, что политический деятель либо предоставляет, либо обещает покровительство. Таким образом, система клиентелизма — один из способов вовлечения широких слоев населения в национальную политику. Моузелис (1986) противопоставляет ему популизм как форму политической инкорпорации в разных странах Латинской Америки и на Балканах.
249.57 кб
Патрон-клиентские отношения в партийных системах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии
В статье рассматривается феномен патрон-клиентских отношений в современных партийных системах стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.