ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ
ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ
англ. reification; нем. Versachlichung. Форма соц. отношений, при к-рой результаты человеческой деятельности приобретают самостоятельный статус, противостоящий их производителю, а личностные связи между людьми превращаются в связи вещные; происходит обезличение людей и наделение вещей их свойствами. См. ОТЧУЖДЕНИЕ, ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ, ФЕТИШИЗМ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
овеществление
1) по К. Марксу – объективация; производство людьми в процессе труда материальных благ, необходимых для их существования, что выражает человеческую индивидуальность: человек овеществляет себя в процессе производства, контролируя произведенные товары; 2) по К. Марксу – характер отношений между людьми в капиталистическом обществе, ведущий к отчуждению, в форме товарного фетишизма: индивиды оценивают друг друга как свойства товара, как естественные вещи; 3) по Д. Лукачу – процесс, в ходе которого люди утрачивают контроль над произведенными предметами, отчуждение приобретает тотальный характер, сами человеческие отношения утрачивают свою уникальную гуманистическую ценность и превращаются в товары; люди отрицают себя в товарах, которые начинают их контролировать. По существу, понятие «reification»противоположно понятию «objectification»; 4) по М. Фуко – процесс трансформации индивидов и их тел в объекты медицинского надзора, что было весьма существенным фактором в развитии западной медицины. В обществе постмодерна на О. особенно влияет медикализация. - Литература: Маркс К. Социология. Сборник. – М., 2000; Lukács, G. History and Class Consciousness. – Cambridge, Mass.: MIT Press, 1968; Фуко М. Рождение клиники. – М.: Смысл, 1998.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Овеществление
Уречевлення. Materialization. 1. Согласно К. Марксу – процесс деперсонализации или материализации целесообразной человеческой деятельности, включающей в себя всю гамму человеческих сущностных сил: знания, волю, интересы, потребности и т. д., сопровождаемый отчуждением человека от человека, человека от результатов своего труда и самого труда и человека от общества. О. – понятие, объясняющее процесс превращения свободного (от личной зависимости, т. е. занятого наемным трудом) человека в вещь в результате того, что продав свою рабочую силу, он фактически утрачивает и социальную свободу. Иными словами, наемный труд приводит к обесцениванию социальной значимости людей. Цена их труда, измеряемая уровнем заработной платы, является одновременно и их социальной ценой. О. – процесс, обратный по своим социальным последствиям опредмечиванию, т. е. обретению человеком в результате своего труда подлинной социальной ценности. Для К. Маркса, в условиях господства частной собственности на средства производства в процессе труда происходит деперсонализация (овеществление) отношений между людьми и одновременное олицетворение вещей (результатов труда). В результате общественные отношения между людьми принимают вещественную форму и воспринимаются теперь как такие, в которых вещи находятся в отношении друг к другу и к людям. Поэтому обмен товарами не осознается людьми как форма обмена результатами их собственной деятельности, а только как обмен вещами, скрывающий личностный аспект их отношений как производителей товаров. Таким образом, общественные отношения воспринимаются как свойство вещей, а не как способность людей, обмениваясь результатами своего труда, одновременно обмениваться деятельностью (опытом). Исходя из сказанного, овеществленные общественные отношения можно считать особой культурой общественных отношений, отличающейся обезличенностью (деперсонализированностью), исключающей волю и интерес человека как субъекта социального действия и определяющей характер его социального поведения. О. – объективная основа для мистификации и мифологизации социальных процессов и явлений, а также основа социального
отчуждения во всех его формах. См. также Опредмечивание.
отчуждения во всех его формах. См. также Опредмечивание.