ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ
англ. memory; нем. Gedachtnis. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Различают виды памяти: двигательную, сенсорную, эмоциональную, образную, словесно-логическую, долговременную, кратковременную.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Память
memory), способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из осн. св-в нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Исследования П. имеют междисциплинарный характер. Психологи выделяют два осн. типа П. Кратковрем., или первичная, П. сохраняет врем, информацию, необходимую в наст, время. Она связана с вниманием и мышлением; в последнее время ее рассматривают как раб. в отличие от долговрем., или постоянной, П., к-рая содержит информацию, не требующуюся сиюсекундно, но к-рую можно восстановить, если того требует текущий процесс мышления. Визуальные образы, события личной жизни, знания значений слов и навыки физ. поведения — все это можно отнести к долговрем. П. Механизм кратковрем. П. имеет, по-видимому, электромагнитную природу и включает врем, активацию мозгом обрабатываемой в данный момент информации, т.е. того, о чем человек думает. Изучение нарушений памяти может пролить свет на нек-рые из этих вопросов. Совершенно особое социальное явление, крое может быть названо коллект. П., связано с формированием мифов и стереотипов.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Память
в самом общем смысле памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие прекратилось. В процессах памяти выделяют четыре самостоятельные фазы: фиксация, сохранение, считывание и воспроизведение следа. По длительности процессы памяти подразделяются на три категории: так называемая мгновенная память – кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд; кратковременная память – процессы запечатления, которые длятся несколько минут; долговременная память – долговременное, возможно, в течение всей жизни сохранение следов. Кроме того, процессы памяти можно охарактеризовать с точки зрения их модальности, т. е. в каких анализаторных системах протекают данные мнестические процессы. Соответственно можно выделить зрительную, слуховую, тактильную, двигательную, обонятельную память. Существует также аффективная, или эмоциональная, память, или память на эмоционально окрашенные события.
Нарушения памяти бывают различных видов, причем в литературе описаны случаи не только ослабления (см. Гипомнезия) или полного выпадения памяти (см. Амнезия), но и ее патологического усиления (гипермнезия). Нарушение памяти может распространяться на всю поступающую информацию независимо от ее модальности (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную), тогда эти нарушения относят к модально неспецифическим. В ряде случаев память может избирательно нарушаться на сохранение информации, поступающей только из одного анализатора. К таким модально специфическим нарушениям относят нарушение зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной и двигательной памяти. В таких случаях данный дефект не существует отдельно, а проявляется в составе более сложных нарушений.
Нарушения памяти бывают различных видов, причем в литературе описаны случаи не только ослабления (см. Гипомнезия) или полного выпадения памяти (см. Амнезия), но и ее патологического усиления (гипермнезия). Нарушение памяти может распространяться на всю поступающую информацию независимо от ее модальности (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную), тогда эти нарушения относят к модально неспецифическим. В ряде случаев память может избирательно нарушаться на сохранение информации, поступающей только из одного анализатора. К таким модально специфическим нарушениям относят нарушение зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной и двигательной памяти. В таких случаях данный дефект не существует отдельно, а проявляется в составе более сложных нарушений.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.