ПАНСЛАВИЗМ
ПАНСЛАВИЗМ
от греч. pan - все и slavus - славянин) - англ. panslavism; нем. Panslaunsmus. Идейное и соц.-полит. движение, возникшее в XIX в., направленное на культ, и полит, объединение всех славянских народов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ПАНСЛАВИЗМ
Идеология, сложившаяся в России как следствие поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.), а также подавления Польского восстания (1863-1864 гг.) и переставшая существовать как активная идеология после Октябрьской революции 1917 г. П. базируется на противопоставлении славян другим европейским народам. П. был ориентирован на сплочение всех славянских народов с целью сохранения своих специфических черт.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Панславизм
(от греч. pan – все). Панславізм. Panslavism. Социальнополитическое и идеологическое движение, основывающееся на представлении о духовном единстве славян (данное представление восходит своими корнями к идее М. В. Ломоносова об уровне духовных возможностей славян), сформировавшееся в ХІХ в. с целью культурного и политического объединения всех славянских народов. П. продолжает свое существование в идеологии партий, имеющих в своем названии слова, производные от слова “славянин”.
Панславизм
Национальная идеология, сложившаяся в России как следствие поражения в Крымской войне (1853-1856), а также подавления Польского восстания (1863-1864). Она базируется на представлении о культурноисторических типах народов, в частности, славянских, которые противопоставляются другим европейским народам. По теории П., надлежит сплотиться всем славянским народам, чтобы сохранить свои специфические черты. Как активная и действенная идеология П. перестал существовать после Октябрьской революции.
-пандвижения
См. также: Пандвижения
-пандвижения
См. также: Пандвижения
ПАНСЛАВИЗМ
идеология, политика и практика единения и взаимной поддержки славянских народов. П. сложился в России в середине XIX в. под влиянием идеологии славянофильства и был поддержан славянскими народами Чехии, Сербии, Болгарии и др. славянских стран. П. базировался на идеях общности культурных и исторических судеб народов. Славянские народы связывали также генетическая и языковая общность, общие геополитические интересы и цели, нередко общая угроза. Идеи единства, братства славянских народов были неоднократно продемонстрированы в XIX и XX вв. Панслависты активно поддерживали освободительную борьбу южнославянских народов против турок. Наибольшая активность П. проявилась в период русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), когда он оказал сильное давление на российское правительство, побуждая его к более активным внешнеполитическим действиям.
В конце XIX в. в движении П. наблюдался некоторый спад, вызванный особенностями социально-политического развития России (канун буржуазно-демократической революции). Позднее накануне и в период Первой мировой войны произошло некоторое оживление П., что было связано с появлением «неославянского движения» — национал-патриотической реакции буржуазно-помещичьих кругов России и буржуазных слоев других славянских народов на усиление германской империалистической экспансии. Впоследствии П. как активная и действенная идеология проявился в годы борьбы с гитлеровской Германии, но затем утратил свое влияние. в отличие от других пандвижений, П. изначально не был агрессивным, он не был направлен против других народов, а имел защитный, оборонительный характер (в основном от турецкой и германской угрозы).
В конце XIX в. в движении П. наблюдался некоторый спад, вызванный особенностями социально-политического развития России (канун буржуазно-демократической революции). Позднее накануне и в период Первой мировой войны произошло некоторое оживление П., что было связано с появлением «неославянского движения» — национал-патриотической реакции буржуазно-помещичьих кругов России и буржуазных слоев других славянских народов на усиление германской империалистической экспансии. Впоследствии П. как активная и действенная идеология проявился в годы борьбы с гитлеровской Германии, но затем утратил свое влияние. в отличие от других пандвижений, П. изначально не был агрессивным, он не был направлен против других народов, а имел защитный, оборонительный характер (в основном от турецкой и германской угрозы).
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.