ПАРАДИГМА

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Парадигма
знание, которое дает обобщенную модель постановки проблем и их решений.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

ПАРАДИГМА
признанное всеми научное достижение, которое в течении определенного времени дает научному обществу модель постановки проблем и их решений.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Парадигма
общепризнанная всеми представителями социологической науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

Парадигма
многообразие единиц (знаков, знаковых структур), используемых в построении текста. В языке парадигма организована, и состав элементов соотнесен друг с другом.

Источник: Методологический словарь для управленцев

ПАРАДИГМА
комплекс теоретических принципов, принятых в качестве модели, образца для классификации исследуемых средств, форм и систем тех или иных связей, в том числе информационных.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Парадигма
единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Парадигма
(от лат. paradigma – пример, образец). Научное обобщение теоретико-методологических достижений, по принципам которого в определенный исторический период организуется исследовательская практика в данной области знании (дисциплине).

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Парадигма
1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Парадигма
определенный теоретический подход в научном исследовании, совокупность методических и методологических установок, представлений, которыми исследователь руководствуется в своей практической деятельности. П. - краткое описание основных понятий, концепций, подходов в объяснении самого общества и различных социальных явлений

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Парадигма
1) краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо области знаний или теоретического подхода; 2) в методологии наук — представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми научным сообществом организуется исследовательская практика.

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

ПАРАДИГМА
paradigm) - 1. Тот или иной пример либо показательный случай концепции или теоретического подхода, например, резюме Мертона (1949), иллюстрирующее дискуссию о силе и западнях функционального анализа в социологии. В некоторых разделах философии "случай парадигмы" рассматривается как обеспечение "остенсивного определения" концепции. 2. См. Научная парадигма.

Источник: Большой толковый социологический словарь

парадигма
paradigm греч. paradeigma ‘образец’ para- ‘около’ + deik- ‘показывать’. - Совокупность общих представлений, доминирующих в какой-либо научной области, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. В настоящее время в гуманитарных науках доминирует антропоцентрический подход, благодаря которому междисциплинарная теория межкультурной коммуникации оформилась в самостоятельную парадигму.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ПАРАДИГМА
от греч. paradeigma - образец) -англ. paradigm; нем. Paradigma. 1. Краткое описание (компактная структура) основных понятий, допу- щений, предложений, процедур и проблем к.-л. самостоятельной области знаний или теоретического подхода. 2. В методологии наук - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с к-рыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный истор. период. 3. В античной и средневековой философии - характеристика взаимоотношения духовного и материального мира. 4. В лингвистике - система форм одного слова, отражающая его изменения (напр., склонение существительных, спряжение глагола и т. п.).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Парадигма
основополагающая теория, исследовательская программа, располагающая совокупностью убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития [23.– С.361]. –определенная совокупность фундаментальных оснований научного знания. Парадигма – это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решения. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки [9.– С.70]. –теория, теоретическая мысль, принятая в качестве образца постановки, обоснования, решения проблемы в рамках того или иного предмета исследования [29.– С.374].

Источник: Социология. Словарь.

Парадигма
одно из центральных понятий современной философии и социологии науки. В широкое употребление термин введен Т. Куном в работе «Структура научных революций», где ученый дал более тридцати определений парадигмы. В самом общем виде – это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. В современной западной социологии образования выделяют четыре парадигмы: функционалистскую, структуралистскую, радикально-гуманистическую и феноменологическую. В зарубежной социологии науки можно выделить две парадигмы: мертонианскую, основанную на работах Р.К. Мертона, и когнитивную, начало которой положили представления о науке Т. Куна.

Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru

ПАРАДИГМА
PARADIGM) Происхождение этого термина в том виде, в каком он используется в социологии, связано с работой Т. Куна, посвященной характеру научного изменения (Kuhn, 1970). Согласно Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые являются общими способами видения мира и определяют, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории приемлемы. Парадигмы обеспечивают то, что Кун называет «нормальной наукой», вид науки, которой исследователи привычно занимаются изо дня в день. Однако со временем нормальная наука порождает ряд аномалий, которые не могут быть разрешены в рамках существующей парадигмы. Кун утверждает, что в этот момент происходит внезапный разрыв традиции, и старая парадигма сменяется новой, ведущей к новому периоду нормальной науки. В социологии этот термин имеет еще более неопределенный смысл, обозначая социологические школы или метатеории, каждая из которых является относительно автономной и обладает собственными методами и теориями. См. также: Метатеория.

Источник: Социологический словарь

Парадигма
этот термин введен Т.Куном в книге «Структура научных революций» для обозначения системы научных убеждений и стандартов научной деятельности, принятых за образец в конкретном научном сообществе. Этот образец включает в себя теоретические стандарты, критерии оценки исследовательской практики, методологические нормы, образцовые решения исследовательских задач и общее «мировоззрение». В социологии и философии науки термин «парадигма» часто используется, чтобы очертить границы некоторого научного сообщества как объединенного корпусом знаний и представлений о мире и научном познании, чтобы структурировать системы идей с точки зрения реализации социального порядка и социального контроля в науке. Так парадигма становится наиболее очевидным и наименее признаваемым принципом стратификации научного сообщества, хотя при этом она принципиально рассматривается не как эпистема, а как сциентистская идеология, объясняя нам не прирост знания, а кратковременное сохранение социального единства научного сообщества.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Парадигма
 (от греч. «paradeigma» – «пример, образец») - система основных научных достижений (концепций, теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика учёных в данной области знаний или дисциплине в определённый исторический период.
Понятие парадигмы введено Т. Куном (США), выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины:
1. Препарадигмальный этап, предшествующий установлению парадигмы.
2. Этап доминирования парадигмы, т.е. «нормальная наука».
3. Этап кризиса парадигмы.
4. Этап научной революции, заключающийся в смене парадигмы, переходе от одной парадигмы к другой.
В дискуссиях о применимости понятия о парадигме к различным наукам (например, к социологии и психологии) американские и западноевропейские авторы, в частности, Б. Скиннер, Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл и другие, высказывали мнение о том, что в начале XX века произошла смена интроспективной парадигмы (психология сознания) бихевиористской (психология поведения). На наш взгляд, подобное утверждение выглядит односторонне и не учитывает многообразия процессов формирования и развития тех или иных научных дисциплин.

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

ПАРАДИГМА
термин, введенный в науковедение амер. историком науки и философии Куном и означающий признанное всеми научное достижение, крое в течение опред. времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений [1]. Кун выступил против метафизической позитивистской концепции науки, лишавшей последнюю внутр. динамики и развития. С т. зр. куновской концепции развитие научного познания представляет собой процесс революционной смены П.: накопление «аномалий» — фактов, противоречащих принятой П. исследования, подрывает ее авторитет, стимулирует выдвижение новых конкурирующих теорий, ведущих между собой борьбу за лидерство, к-рая заканчивается победой одной из них, превращающейся в новую П. В совр. зап. социологии это понятие используется для диагноза ее совр. состояния и определения перспектив создания единой П. Преобладает т. зр., что социология относится к разряду «мультипарадигматических» дисциплин, для к-рых характерно наличие не одной, а нескольких П. Так., напр., амер. исследователь Дж. Ритцер выделяет три основные П. зап. социологии [2] : «фактуалистскую П.», куда он включает структурный функционализм (Функциональный подход в социологии) и конфликта социального концепции; «дефиционистскую П.» (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология) и парадигму социального бихевиоризма {обмена социального концепция и бихевиористская социология). М. С. Комаров

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

парадигма
1) квинтэссенция области знания, выраженная через основные понятия; 2) по Т. Куну, который дал более двадцати определений П., - совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых в течение определенного исторического периода. П. определяет, что ученым следует изучать, а что нет. Доминирование конкретной П. определяется не только валидностью ее научного инструментария, но, как считают П. Бурдье и Дж. Ритцер, политическими и идеологическими факторами. П. в принципе определяет, что ученым следует изучать, а что нет. Увеличение представлений о сути предметного поля социологии способствовало становлению ее полипарадигмального характера. Концепция П. особенно востребована в постмодернизме, ибо предполагает нелинейность, качественные скачки в развитии научного знания, возможность перехода к принципиально новому теоретико-методологическому инструментарию в противоположность линейному поиску новых, «лучших» аргументов. -Литература: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Бурдье П. Поле науки // П. Бурдье. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб., 2007; Ritzer, G. Explorations in Social Theory. From Metatheorizing to Rationalization. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2001; Mitrovic, L.R. Makers of New Paradigms in Sociology. Belgrade: Institute for Political Studies, 2009; Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для ВУЗов. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Экзамен, 2007.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ПАРАДИГМА
греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну .
В своей книге "Структура научных революций" Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П.
В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.
Е.В. Хомич

Источник: Социология: энциклопедия

ПАРАДИГМА
совокупность филос, общетеоретич. и метатеоретич. оснований науки. Термин введен Т. Куном. Согласно концепции Куна, тот или иной качественный этап в развитии науки - рез-т не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции является понятие П. Оно неоднозначно. Неоднозначно и отношение различн. групп ученых к этому понятию. Сложилось различн. отношение к философии науки Т. Куна и исходному ее понятию - П. Одни ученые отождествляют его с понятием "теория", вторые сводят понятие П. к группе теорий, третьи делают акцент на когнитивных компонентах науки, включая теории и методы, четвертые рассматривают теорию парадигмы как метатеорию и т. д. Кун считает, что любая наука данного времени определяется специфичностью П., включающей различн. по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфич. методах исследования. В развитии науки Кун выделяет четыре стадии. Это стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия в развитии науки - период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей П. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научн. данных не может быть объяснена с т. зр. существующей П. Наступает кризис, к-рый приводит к научн. революции. Старая П. отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научн. фактов, теорий, методов и т. д. Обычно в социологии науки выделяются три вида П.: первый - П., обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки, ограничивающие на качественном уровне одно научн. знание от др. (философию от социологии, социологию от экономики и т. д.); второй - П., проводящие существенные различия между стадиями в развитии науки (система социологич. знания в СССР в 20-30-х, 50-70-х, 70-80-х гг.); третий - П., дифференцирующие научн. сообщества в рамках одной и той же науки, находящейся на одном и том же историч. этапе ее развития (три вида П. современной западноевропейской и амер. социологии. См. Социология западная). Если наука не обладает парадигматич. статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от др. научн. дисциплин и поэтому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигматическим статусом, если она имеет П., признанную в рамках данного научн. сообщества. Это монопарадигматический статус науки. После научн. революции обычно складывается ситуация парадигматического дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой старая П. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных П. Парадигматические статусы науки в ряде случаев могут совпадать с историч. логикой развития науки. Эта логика, если отвлечься от нек-рых специфич. историч. особенностей и этапов, свойственна социологич. науке, к-рая, минуя стадию монопарадигматического статуса, прошла путь развития от допарадигматического к многовариантному статусу. В социологич. П. объектом социологии являются соц. реальность и ее стратегич. элементы. Критериями разграничения П. социологии как науки с многовариантным парадигматическим статусом выступают качественно отличные друг от друга стратегич. элементы, интерпретация взаимодействия к-рых позволяет понять природу соц. реальности. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социологического знания//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 г. (Наукометрический анализ)//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. Г.В. Осипов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Социально-философская парадигма в исследовании методологии управления культурой организации

Разманов В. В.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Читать PDF
0.00 байт

Современная парадигма социального менеджмента

Наумов Олег Васильевич
Читать PDF
311.75 кб

Институциональная парадигма социологических исследований книжного дела

Маслов Михаил Сергеевич
Обосновывается эвристичность институциональной методологии социологического анализа состояния и проблем книжного дела в современной России. Происходит осмысление книжного дела в качестве социального института.
Читать PDF
187.35 кб

Парадигма модернизации в социальной теории

Любимцев Константин Владимирович
В предлагаемой статье проводится анализ эволюции модернизационной парадигмы в социальных науках и прослеживается трансформация теоретических оснований классических и неклассических концепций модернизации.
Читать PDF
0.00 байт

Парадигма деятельностной мотивации социального работника

Соловьева Л. В.
Читать PDF
120.66 кб

Самообразование парадигма XXI века

Зборовский Г. , Шуклина Е.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №03-06-80046.
Читать PDF
282.30 кб

В. Котеста. От государства-нации к глобальному обществу: изменяющаяся парадигма современной социолог

Ефременко Дмитрий Валерьевич
Читать PDF
892.21 кб

Новая парадигма управления международными проектами: ключевые аспекты руководства и работы в команде

Гусева Н. И.
Статья посвящена рассмотрению новой парадигмы управления международными проектами, основанной на использовании преимуществ культурного многообразия.
Читать PDF
0.00 байт

Консервативная парадигма и критика теории прогресса в социологии Питирима Сорокина: актуальность для

Дугин Александр Гельевич
В статье приводится классификация социологических взглядов Питирима Сорокина в контексте консервативной идеологии.
Читать PDF
231.44 кб

Модернизационная парадигма в ракурсе анализа социологического дискурса Н. Г. Чернышевского

Никифоров Ярослав Александрович
В статье рассматриваются составляющие, выступающие ключевыми элементами системы трансформационных изменений во всех моделях модернизации, воспроизводящимися социальной наукой середины XX – начала XXI в.
Читать PDF
621.82 кб

Социально-демографическая парадигма человеческого потенциала как элемент утилитарной архитектуры

Дружинин П. В., Кабанов А. Н., Живов М. В.
Читать PDF
237.29 кб

Благополучие семьи: парадигма комплексного институционального подхода

Елютина Марина Эдуардовна, Климова Светлана Владимировна
В статье анализируется современное состояние изучения благополучия семьи в отечественной социологии, излагаются программные положения для разработки теории благополучия семьи на базе эмпирических исследований, обосновывается включ

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Новая экологическая парадигма

    предложенная в 1978 г. американскими социологами У. Каттоном (W. Catton) и Р. Данлэпом (R. Dunlap) система принципов, утверждающая фундаментальную зависимость человека и общества от биофизической среды обита
  • ПАРАДИГМА ЭТНИЧЕСКАЯ

    (национальная) (от греч. paadigma - “образец”, англ. - paradigm, нем. - ethnishe Paradigm) - вид ориентации людей в сложной социальной жизни путем создания идеальной, по их мнению, модели иерархии социальных явлений - в
  • Структурно-функциональная парадигма

    теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
  • СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЯ, или семиосоциопсихологическая парадигма

    далее - ССП), разработанная Т.М. Дридзе , рассматривает социальную коммуникацию как обмен действиями порождения и интерпретации текстов, т.е. как текстовую деятельность, в ходе которой выясняется, с
  • КРЕАТИВНАЯ ПАРАДИГМА

    (КП) – специфический подход в теории и практике управления, который, по определению, предполагает созидательную, творческую позицию участников совместной деятельности. Практика взаимодействия и
  • парадигма культурная

    cultural paradigm. - По Э. Шейну (Edgar Schein, 1985), американскому исследователю менеджмента и корпоративной культуры, отношение индивида к окружающему миру, представления о природе, человеке, смысле его деятельн
  • Парадигма символического интеракционизма

    теория, согласно которой общество – это продукт повседневного взаимодействия индивидов.
  • Парадигма социального конфликта,

    теория, согласно которой общество воспринимается как арена неравенства, порождающего конфликты и изменения.
  • НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА

    scientific paradigm) — "универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых" (Кун, 1962). Кун критиковался за разнообразие
  • Парадигма социальная

    образец, модель, характеристика принципиально нового подхода в социологии, выходящего за пределы традиционного социологического знания, примером чего является структурно–функциональный подхо
  • ПАРАДИГМА ВЗАИМООБМЕНА

    в общей теории действия Парсонса способ рассмотрения систем человеческого действия любого уровня - будь то уровень индивида сложных целостностей, как соц. система или культура, - в терминах четыре
  • ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАДИГМА

    система предписаний и правил, определяющих общие когнитивные параметры и стратегию исследовательской деятельности. И.с.п. представляет собой признанную определенным научным сообществом модель
  • Когнитивная парадигма в социологии науки

    направление в социологии науки, которое когнитивную (познавательную) сторону науки ставит в прямую зависимость от социальной. Возникла в Великобритании в начале 70-х годов ХХ века. Основателями сч
  • Мертонианская парадигма в социологии науки

    направление в социологии науки, возникшее под влиянием работ Р.К.Мертона об «этосе науки» и профессиональном признании в науке, получившее наибольшее распространение в 60-е годы ХХ в. Крупнейшие пр
  • ПАРАДИГМА ДИАГНОСТИКИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

    исследование городской среды, направленное на конструирование комфортных для горожан условий жизнедеятельности; на основе экоантропоцентрической парадигмы, разработанной Т.М. Дридзе. В этой пар
  • парадигма интегральная (объединительная)

    парадигма, комплексно изучающая макро-микро реалии, агентно-структурные взаимодействия или использующая теоретический синтез ряда научных подходов, представителями которой, в частности, являют
  • парадигма мобильностей

    по Дж. Урри – парадигма, предполагающая «широкий анализ роли, которую движение людей, идей, предметов и информации играет в социальной жизни». Эта по сути «постдисциплинарная парадигма» позволяет
  • парадигма системной исключительности и системной адаптируемости

    по О.Н. Яницкому - теоретические инструменты, детализирующие доминирующий взгляд на мир и принципы внутренней и внешней политики обществ тоталитарного и посттоталитарного типа по следующим ключе
  • парадигма социального поведения

    область социологического знания, представители которой изучают воздействие поведение индивидов на среду в контексте ее изменений, оказывающих, в свою очередь, воздействие на поведение людей. В р
  • парадигма социальных действий

    по М. Веберу - «Социология… есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». В рамках данной парадигмы были созданы тео