ПАТРОНИМИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПАТРОНИМИЯ
от греч. patronymia - наименование по отцу) - англ. patronymia; нем. Patronymikon. 1. Обычай, согласно к-рому дети наследуют имя отца. 2. Группа семей, происходящих от общего предка, сохраняющих определенное хозяйственное и общественное единство.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Патронимия
(от греч. pater – отец и onyma – имя), в ономастике термин «П.» служит для обозначения родственной или территориальной группы, наименование которой содержит указание на происхождение от общего мужского предка (например, шотл. Мак’Грегор, славян. Васильковичи).
В этнологии (этнографии) термин «П.» используется многозначно, и различными авторами определяется по-разному. Тем не менее, можно выделить два его основных значения: 1) унилинейная генеалогическая родственная группа (см. унилинейность), ведущая счёт родства и своё происхождение по отцовской линии (см. патрилинейность) от общего хорошо памятного реального мужского предка-эпонима и часто именующая себя по этому общему предку. Локализованная часть такой группы обычно составляет костяк общины. В этом значении термин «П.» аналогичен значению термина «патрилинидж». Подобная группа, имеющая в своей основе женский счёт родства и линию происхождения (см. матрилинейность), наименование по женскому предку, называется матронимия и является аналогом матрилиниджу. 2) объединение родственных больших и малых семей, главы которых ведут своё происхождение от общего мужского предка, носящее общее патронимическое наименование, т.е. имя этого предка. По существу, структура такого типа является одной из форм общины. В этом значении термин «П.» аналогичен одному из значений термина «клан». Оба типа структур характеризуются рядом общих черт, что и обусловило их выделение в особую категорию. Поскольку эти группы были связаны общим происхождением, то они сохраняли, во-первых, тесные родственные и идеологические связи, включая общий культ; во-вторых, довольно прочное хозяйственное единство, которое выражалось в совместном владении хотя бы частью всей совокупности земель, принадлежащих входившим в группу семьям, и проявлялось в родственной взаимопомощи; в третьих, нормы взаимозащиты (см. кровная месть), экзогамии или эндогамии. Разрастаясь, патронимии обоих типов сегментируются, вследствие чего возникают патронимии нескольких уровней или порядков.
Термин «П.» используется преимущественно в русскоязычной науке. Он был введён в научный обиход в 1931 г. М.О.Косвеном первоначально в ономастическом значении. Позднее им же была разработана концепция П., в которой после дальнейших уточнений шло разграничение между первым и вторым и значениями термина. В силу того, что М.О.Косвен менял свои взгляды на сущность, происхождение, стадиальную принадлежность предложенной им категории, впоследствии среди исследователей, принявших концепцию П., велось и до сих пор ведётся много споров, особенно о соотношении П. и рода.
Вместе с тем существует мнение, что понятие «П.», так же как и понятие «род», либо не охватывает всего многообразия конкретных родственных группировок, либо требует столь широкой трактовки, что теряет всякую содержательность, а значит и теоретическую ценность. В пользу отказа от термина «П.» приводили то обстоятельство, что все обозначаемые им родственные группировки уже ранее имели свои, более устоявшиеся в международной этнологической традиции обозначения: патрилинидж, клан. Однако термин «клан» более многозначен, чем термин «П.», поэтому использование последнего представляется более правильным.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия