смена работником профессии, специальности, вызванная личными интересами, обусловленная технологическими и структурными изменениями в производстве.
Изменения в технологиях формируют потребность в П. т.: а) они трансформируют пропорции в отраслевой структуре рабочей силы; б) совершенствуют технику, технологию и организацию произ-ва, что приводит к невостребованности одних профессий и потребности в других; в) порождают необходимость универсализации рабочей силы путем постоянного проф. обучения и переобучения.
П.т. работником предполагает полное переключение с одного вида работы на другой, проф. переобучение на своем нынешнем предприятии или на другом в связи с переходом на другое место, нередко пространственно удаленное (см.: движение рабочей силы), вследствие отсутствия работы по специальности. Многообразие проявления форм П. т. в совр. России связано с научно-технологическим прогрессом и еще более с развитием ее инфраструктуры — торговли, системы разнообразных услуг.
Исторически на первых этапах развития крупной промышленности в течение трудовой деятельности одного поколения изменения в проф. структуре были малоощутимы, чтобы разглядеть тенденцию к П. т. В совр. об-ве на период жизни одного поколения приходится несколько перемен профессии, специальности — 2—3 и более раз. Развитие высоких технологий делает этот процесс достаточно болезненным, обесценивая труд работников массовых индустриальных профессий. Смягчение такого рода травмы достигается в той или иной мере значительным расширением масштабов образования и повышением уровня общего, специального среднего и высшего образования, а также многообразными формами проф. обучения, переобучения и повышения квалификации.
В совр. России П. т. заметно отстает от ее темпов в высокотехнологичных странах. Интенсивный переход к высоким технологиям обязывает заблаговременно предусматривать соответствующие инвестиции для осуществления соответствующей соц. политики.
См. также: Гуманизация труда.
Лит.: Анчишкин А. И. Наука. Техника. Экономика. — М., 1989; Кайда-ловД. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие личности. — М., 1978; Соколова Г. Н. Экономическая социология. — Минск, 1995.
ПЕРЕМЕНА ТРУДА
ПЕРЕМЕНА ТРУДА
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
ПЕРЕМЕНА ТРУДА
изменения в общественных комбинациях труда и функциях работников, вызываемые переворотами в техническом базисе производства. Последние формируют потребность в П. т. по следующим причинам.
Во-первых, создавая более прогрессивные отрасли производства, перевороты резко изменяют пропорции в отраслевой структуре рабочей силы.
Во-вторых, изменяя коренным образом технику, технологию и организацию производства в той или иной отрасли, они приводят к исчезновению одних профессий и возникновению других, связанных с использованием техники более высокого уровня.
В-третьих, они порождают необходимость универсализации рабочей силы путем постоянного профессионального обучения и переобучения. П. т. может осуществляться во времени, в пространстве, а также одновременно во времени и пространстве. При рассмотрении П. т. во времени необходимо различать полное переключение с одного вида работы на другой, осуществляемое в больших интервалах времени, и чередование различных видов деятельности. П. т. в пространстве связана с управлением комплексами автоматических систем, включающих разнообразные виды работ.
Многообразие форм проявления П. т. зависит от степени развертывания научно-технического прогресса. Взаимосвязь между переворотами в техническом базисе производства, с одной стороны, изменениями в общественных комбинациях труда и функциях работников – с другой, составляет содержание закона П. т. Если на первых этапах развития крупной промышленности в течение трудовой деятельности одного поколения изменения в профессиональной структуре были мало ощутимы, чтобы разглядеть тенденцию к П. т., то на современном этапе одного поколения возникает потребность в смене профессии 2–3 и более раз. Природа крупной промышленности постоянно революционизирует разделение труда внутри общества и непрерывно бросает массы капитала и массы рабочей силы из одной отрасли в другую, обусловливая тем самым П. т., движение трудовых функций, всестороннюю подвижность работников. По мере превращения науки в непосредственную производительную силу производство требует все более образованных и универсальных работников. Степень искусности занятого населения становится предпосылкой эффективного производства, главным условием накопления богатства, залогом сохранения достижений предшествующего овеществленного труда в труде живом. Основное требование закона П. т. в его идеальном выражении состоит в том, чтобы так называемого частичного работника заменить индивидом, обладающим абсолютной пригодностью для изменяющихся потребностей в труде. Полное осуществление этого требования недостижимо, однако по пути его осуществления с большим или меньшим успехом идут практически все цивилизованные страны. Данное требование достигается в той или иной мере значительным расширением масштабов и повышением уровня общего, специального среднего и высшего образования, а также многочисленными и многообразными формами профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации.
Лит.: Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие личности. – М., 1978; Анчишкин А. И. Наука. Техника. Экономика. – М., 1989; Соколова Г. Н. Экономическая социология. – Минск, 1995; Соколова Г. Н. Экономическая социология: учебник для вузов. – М.; Минск, 2000. Г. Н. Соколова
Во-первых, создавая более прогрессивные отрасли производства, перевороты резко изменяют пропорции в отраслевой структуре рабочей силы.
Во-вторых, изменяя коренным образом технику, технологию и организацию производства в той или иной отрасли, они приводят к исчезновению одних профессий и возникновению других, связанных с использованием техники более высокого уровня.
В-третьих, они порождают необходимость универсализации рабочей силы путем постоянного профессионального обучения и переобучения. П. т. может осуществляться во времени, в пространстве, а также одновременно во времени и пространстве. При рассмотрении П. т. во времени необходимо различать полное переключение с одного вида работы на другой, осуществляемое в больших интервалах времени, и чередование различных видов деятельности. П. т. в пространстве связана с управлением комплексами автоматических систем, включающих разнообразные виды работ.
Многообразие форм проявления П. т. зависит от степени развертывания научно-технического прогресса. Взаимосвязь между переворотами в техническом базисе производства, с одной стороны, изменениями в общественных комбинациях труда и функциях работников – с другой, составляет содержание закона П. т. Если на первых этапах развития крупной промышленности в течение трудовой деятельности одного поколения изменения в профессиональной структуре были мало ощутимы, чтобы разглядеть тенденцию к П. т., то на современном этапе одного поколения возникает потребность в смене профессии 2–3 и более раз. Природа крупной промышленности постоянно революционизирует разделение труда внутри общества и непрерывно бросает массы капитала и массы рабочей силы из одной отрасли в другую, обусловливая тем самым П. т., движение трудовых функций, всестороннюю подвижность работников. По мере превращения науки в непосредственную производительную силу производство требует все более образованных и универсальных работников. Степень искусности занятого населения становится предпосылкой эффективного производства, главным условием накопления богатства, залогом сохранения достижений предшествующего овеществленного труда в труде живом. Основное требование закона П. т. в его идеальном выражении состоит в том, чтобы так называемого частичного работника заменить индивидом, обладающим абсолютной пригодностью для изменяющихся потребностей в труде. Полное осуществление этого требования недостижимо, однако по пути его осуществления с большим или меньшим успехом идут практически все цивилизованные страны. Данное требование достигается в той или иной мере значительным расширением масштабов и повышением уровня общего, специального среднего и высшего образования, а также многочисленными и многообразными формами профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации.
Лит.: Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие личности. – М., 1978; Анчишкин А. И. Наука. Техника. Экономика. – М., 1989; Соколова Г. Н. Экономическая социология. – Минск, 1995; Соколова Г. Н. Экономическая социология: учебник для вузов. – М.; Минск, 2000. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.