Петр ЛомбардскийПЕТРОВ Михаил Константинович

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович

Найдено 2 определения термина ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович

1867- 1931) - русский социолог, правовед. Окончил Киевский ун-т и семинарию, учрежденную в Берлине для подготовки профессоров римского права для России. Преподавал в Петербургском унте до 1918 г. Был депутатом I Гос. думы. В 1918 г. эмигрировал в Польшу, где преподавал в Варшавском ун-те. Сторонник психологич. учения о праве. Он полагал, что в его основе лежат человеческие эмоции, имеющие активно-пассивную природу. Поэтому представления человека о гос-ве и нормах права существуют независимо от самого гос-ва. Соч.: Очерки философии права. СПб., 1900; О мотивах человеческих поступков. СПб., 1904; Введение в изучение права и нравственности. СПб., 1908. З.Т. Голенкова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович

1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. В 1898-1918 возглавлял кафедру в Петербургском университете. Депутат I Государственной Думы. Был в составе ЦК партии кадетов. Основатель психологической школы права. С его именем связано возникновение социологии права. После 1917 - в эмиграции. Занимал кафедру в Варшавском университете. Покончил жизнь самоубийством. Рукописи П. погибли в период Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания. Основные работы: "Очерки философии права" (вып. 1., 1900); "Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология" (1905); "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (тт. 1-2, 1909-1910) и др. Среди его учеников - Гурвич и Сорокин , которые много сделали для распространения идей П. в Западной Европе и США. В Советском Союзе идеи П. были использованы М.И. Рейснером при изучении "революционного подсознания".

П. исходил из задачи возрождения естественного права как науки о правовом регулировании человеческого поведения. В этом он видел духовно-практический способ совершенствования общественных отношений. Согласно П., право оказывает влияние на социокультурную среду, само выступая как ее продукт. Среда трактуется П. в терминах социальной психологии, способных объяснить проявления человеческой активности.

Человеческая деятельность, по П., суть функция психики. Существуют только психические процессы, остальные социальные образования являются лишь их внешними проекциями. Стимулами и цензорами поведения выступают эмоции этически-морального и правового характера, выражаемые через императивные нормы, закрепленные в культуре и подразумевающие воздаяние за поступок со стороны общества и (или) государства. В отличие от пассивных познания и чувства и активной воли, эмоции носят активно-пассивный характер (индивидуально-социальный). Основная регуляция поведения задается в сфере индивидуально-психического самосознания, так как представления человека о государстве и нормах права существуют независимо от самого государства. Для обозначения его институциализации П. вводит понятие интуитивного права. Последнее исходит не из внешнего авторитета государства (как позитивное право), а основывается на проекции психологически обосновываемых прав, свобод и обязанностей граждан. Тем самым психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают само явление власти, делая возможным возникновение права позитивного. Для нормального протекания общественной жизни необходимо проведение активной правовой политики, основывающейся на специальной психолого-социологической науке - эмоциональной социологии. Последняя должна изучать механизм правового управления мотивами (их стимулирование и подавление), т.е. мотивационное действие права, а также вырабатывать способы воспитательного воздействия на народную психологию, т.е. педагогическое действие права. Отсюда задачи политики права: 1) регуляция индивидуального и коллективного поведения через правовое воздействие; 2) совершенствование человеческой психики, ее очищение от антисоциальных склонностей. Культивирование человеческого в человеке, рационализация его деятельности и мышления, стандартизация его поведения и их институциональное закрепление характеризуют, согласно П., прогресс общества.

В целом философская позиция П. может быть охарактеризована как психологизированная версия неокантианства со значительными вкраплениями установок позитивизма. Неокантианские основы теории П. наиболее отчетливо проявляются в его последовательно критической позиции ревизии понятийно-категориального аппарата социального знания, обосновании правил теоретической работы. С этих позиций им подвергнуты критике крайности натуралистического редукционизма ("хромые" теории) и формальный логицизм ("прыгающие" теории), превращающие социологию, по мнению П., в "музей научной патологии". В конечном итоге П. предлагает свою версию правового нормативизма, характерную в целом для русских социологов-неокантианцев.

В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович — 0

Найдено научныех статей по теме ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович — 0

Найдено книг по теме ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович — 0

Найдено презентаций по теме ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович — 0

Найдено рефератов по теме ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович — 0