ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович
1867- 1931) - русский социолог, правовед. Окончил Киевский ун-т и семинарию, учрежденную в Берлине для подготовки профессоров римского права для России. Преподавал в Петербургском унте до 1918 г. Был депутатом I Гос. думы. В 1918 г. эмигрировал в Польшу, где преподавал в Варшавском ун-те. Сторонник психологич. учения о праве. Он полагал, что в его основе лежат человеческие эмоции, имеющие активно-пассивную природу. Поэтому представления человека о гос-ве и нормах права существуют независимо от самого гос-ва. Соч.: Очерки философии права. СПб., 1900; О мотивах человеческих поступков. СПб., 1904; Введение в изучение права и нравственности. СПб., 1908. З.Т. Голенкова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
(1867–1931) Русский ученый-правовед и социолог неокантианского направления. Основатель русской школы психологии права. Согласно его взглядам, социология исследует участие человека в разнообразных общественных процессах и явлениях.
В основе анализа лежит изучение психологической деятельности индивида. Содержание любого изучаемого социологического явления заключается не в объективном отношении, а в психике индивида, который изучает данное явление или процесс. Данная мысль была ведущей при анализе П. власти, права в современном ему обществе во время экономических кризисов и т.д. Он доказывал, что в основе права и его развития лежат психические переживания личности. Основные социологические идеи изложены им в работах “Очерки и философии права” (1990), “О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях” (1904), “Введение в изучение права и нравственности” (1907) и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович
(1867-1931) - рус. социолог, представитель социологии права. В работах «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (тт. 1-2, 1909-1910) ставит задачу возрождения естественного права как важнейшего духовно-практического способа совершенствования общественных отношений. Социокультурная среда трактуется П. как совокупность психических процессов, объясняющих проявления человеческой активности. Стимулами поведения выступают эмоции морального и правового характера, выражаемые посредством императивных норм, закрепленных в культуре и подразумевающих воздаяние за поступок со стороны общества (государства). Согласно П. основы регуляции поведения задаются в сфере индивидуального самосознания. Т. наз. «интуитивное право» обосновывает поведение граждан не авторитетом государства и права, а психологическими и эмоциональными представлениями человека о государстве и правовых нормах. Т.о., согласно П. социология призвана исследовать механизм правового управления мотивами, их стимулирование и подавление; разрабатывать способы воспитательного воздействия на народную психологию (педагогическое право).

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович
1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. В 1898-1918 возглавлял кафедру в Петербургском университете. Депутат I Государственной Думы. Был в составе ЦК партии кадетов. Основатель психологической школы права. С его именем связано возникновение социологии права. После 1917 - в эмиграции. Занимал кафедру в Варшавском университете. Покончил жизнь самоубийством. Рукописи П. погибли в период Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания. Основные работы: "Очерки философии права" (вып. 1., 1900); "Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология" (1905); "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (тт. 1-2, 1909-1910) и др. Среди его учеников - Гурвич и Сорокин , которые много сделали для распространения идей П. в Западной Европе и США. В Советском Союзе идеи П. были использованы М.И. Рейснером при изучении "революционного подсознания".
П. исходил из задачи возрождения естественного права как науки о правовом регулировании человеческого поведения. В этом он видел духовно-практический способ совершенствования общественных отношений. Согласно П., право оказывает влияние на социокультурную среду, само выступая как ее продукт. Среда трактуется П. в терминах социальной психологии, способных объяснить проявления человеческой активности.
Человеческая деятельность, по П., суть функция психики. Существуют только психические процессы, остальные социальные образования являются лишь их внешними проекциями. Стимулами и цензорами поведения выступают эмоции этически-морального и правового характера, выражаемые через императивные нормы, закрепленные в культуре и подразумевающие воздаяние за поступок со стороны общества и (или) государства. В отличие от пассивных познания и чувства и активной воли, эмоции носят активно-пассивный характер (индивидуально-социальный). Основная регуляция поведения задается в сфере индивидуально-психического самосознания, так как представления человека о государстве и нормах права существуют независимо от самого государства. Для обозначения его институциализации П. вводит понятие интуитивного права. Последнее исходит не из внешнего авторитета государства (как позитивное право), а основывается на проекции психологически обосновываемых прав, свобод и обязанностей граждан. Тем самым психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают само явление власти, делая возможным возникновение права позитивного. Для нормального протекания общественной жизни необходимо проведение активной правовой политики, основывающейся на специальной психолого-социологической науке - эмоциональной социологии. Последняя должна изучать механизм правового управления мотивами (их стимулирование и подавление), т.е. мотивационное действие права, а также вырабатывать способы воспитательного воздействия на народную психологию, т.е. педагогическое действие права. Отсюда задачи политики права: 1) регуляция индивидуального и коллективного поведения через правовое воздействие; 2) совершенствование человеческой психики, ее очищение от антисоциальных склонностей. Культивирование человеческого в человеке, рационализация его деятельности и мышления, стандартизация его поведения и их институциональное закрепление характеризуют, согласно П., прогресс общества.
В целом философская позиция П. может быть охарактеризована как психологизированная версия неокантианства со значительными вкраплениями установок позитивизма. Неокантианские основы теории П. наиболее отчетливо проявляются в его последовательно критической позиции ревизии понятийно-категориального аппарата социального знания, обосновании правил теоретической работы. С этих позиций им подвергнуты критике крайности натуралистического редукционизма ("хромые" теории) и формальный логицизм ("прыгающие" теории), превращающие социологию, по мнению П., в "музей научной патологии". В конечном итоге П. предлагает свою версию правового нормативизма, характерную в целом для русских социологов-неокантианцев.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия