ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

Найдено 1 определение
ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
логич. схема построения эксперимента, проверки объяснительной гипотезы. В соц. науках наиболее часто используются следующие виды П.э.: 1) эксперимент "до - после" без контрольной группы; 2) эксперимент "до - после" с контрольной группой; 3) эксперимент "только после" с контрольной группой; 4) эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой. В эксперименте "до - после" без контрольной группы исследователем создается или изыскивается определенная ситуация, перед введением экспериментального фактора и после его воздействия производится измерение (часто методом опроса) зависимой переменной, а также основных неэкспериментальных переменных. Гипотеза проверяется сравнением значений зависимой переменной до и после воздействия экспериментального фактора. При этом трудно достичь внутреннюю валидность, доказать, что именно экспериментальный фактор вызвал фиксированные изменения в зависимой переменной. Трудности возникают и в связи с применением опроса для измерения зависимой переменной - проведение первого опроса (до воздействия экспериментального фактора) может в значительной мере повлиять на рез-ты второго опроса (после воздействия экспериментального фактора). Применение опроса создает ряд трудностей и для достижения внешней валидности: даваемые в ходе исследования ответы могут существенно отличаться от реальных мнений и оценок. Эксперимент "до - после" с контрольной группой предполагает образование или изыскивание двух равных по своим основным показателям групп (см. Группа контрольная), в одной из к-рых (экспериментальной) вводится в действие экспериментальный фактор, а в другой (контрольной) - нет. В обеих группах производится измерение интересующих исследователя признаков до и после воздействия экспериментального фактора. Этим намного увеличиваются возможности достижения внутренней валидности - если группы выравнены по составу и внешним условиям деятельности, то и влияние неэкспериментальных факторов (в т. ч. и предварительного опроса) должно быть в обеих группах одинаковым. Гипотеза считается доказанной, если в экспериментальной группе зависимая переменная претерпела больше изменений, чем в контрольной. Все неэкспериментальные факторы не удается практически выравнять. Поэтому следует для уменьшения влияния неконтролируемых обстоятельств пользоваться не одной, а двумя или тремя контрольными группами и провести повторное исследование (в целях достижения внешней валидности с различн. соц. группами). В эксперименте "только после" с контрольной группой не возникает проблем, связанных с предварительным измерением зависимой переменной (эффектов первого замера), поскольку измерение производится лишь после первого воздействия экспериментального фактора. Гипотеза проверяется сравнением значений в зависимой переменной в экспериментальной и контрольной группах. Однако различие в значениях может быть вызвано не только эспериментальным фактором, но и др. обстоятельствами, тем более что нет точных данных о состоянии рассматриваемых групп до экспериментального воздействия. Поэтому существует ряд П.э., где комбинированием измерений "до" и "после" в точно выравненных группах пытаются, с одной стороны, уменьшить негативное влияние предварительного измерения, а с другой - компенсировать отсутствие данных до воздействия экспериментального фактора. К числу подобных П.э. относится эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой. В обеих группах производится лишь одно измерение, но на разных стадиях эксперимента: в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора, в контрольной группе до его воздействия. Гипотеза проверяется сравнением рез-тов этих измерений, т. е. экспериментальная и контрольная группа рассматриваются, в сущности, как одна. Требования относительно выравненности групп и экспериментальной ситуации при этом настолько строгие, что в социологии удается лишь в очень редких случаях получить надежные рез-ты при этом П.э. Все описанные выше П.э. однофакторные (одновариантные). Многофакторные (многовариантные) П.э. предполагают воздействие двух, трех или даже большего количества экспериментальных факторов. Логика построения П.э. остается в основном той же, но применяется не один, а несколько вариантов экспериментального воздействия, проверяются гипотезы относительно влияния различн. комбинаций экспериментальных факторов. Это влечет за собой увеличение числа экспериментальных и контрольных групп. Реализация многофакторных планов реального эксперимента требует значительных материальных и временных ресурсов, знаний и опыта. Большие возможности заключает в себе проведение мысленных экспериментов по многофакторному П.э. П.А. Вихалемм.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
497.53 кб

Планирование экспериментальной работы

Сиденко Алла Степановна
Читать PDF
700.50 кб

Планирование эксперимента в измерительных задачах постурологии

Ординарцева Наталья Павловна
Рассмотрен подход с позиций теории планирования эксперимента к измерениям в постурологии (стабилометрии).
Читать PDF
188.00 кб

Робастное планирование эксперимента в медицинских исследованиях

Г. В. Табунщик, Е. В. Кирсанова
В статье исследуется зависимость показателей здоровья детей от степени загрязненности района проживания.
Читать PDF
229.79 кб

Планирование эксперимента при спектральном определении магния в водах

Барсуков Владимир Иванович, Дмитриев Олег Сергеевич, Барсуков Александр Андреевич
Применен метод математического планирования эксперимента для выбора оптимальных параметров атомно-абсорбционного спектрофотометра при определении магния в минеральных питьевых и лечебных водах.
Читать PDF
321.77 кб

Методология планирования и реализация эксперимента в обработке средств данных Excel

Ершова Н.М.
Приведены результаты расчетов, подтверждающие целесообразность отказа при планировании эксперимента от кодирования факторов и использования нелинейных моделей регрессии.
Читать PDF
1.14 мб

Сличения стандартных образцов: планирование эксперимента и обработка результатов измерений

Осинцева Е.В.
Настоящая статья посвящена описанию общих принципов экспериментальных исследований и обработки результатов измерений, проводимых в рамках одного из способов оценивания взаимозаменяемости стандартных образцов – парного сличения ста
Читать PDF
3.05 мб

Анонимная угроза и план ее воплощения: экспериментальное исследование представлений автора

Злоказов Кирилл Витальевич, Рыбъякова Екатерина Алексеевна, Степанов Роман Иванович
В статье обсуждается организация, ход и результаты экспериментального психолингвистического исследования анонимной угрозы.
Читать PDF
632.37 кб

Игарка Ивана Леонидова - архитектурный эксперимент 1920-х (город-линия) и предощущение планетарного

Бухарова Екатерина Александровна, Нендза-Щикониовска Кинга
Игарка первый советский город за Полярным кругом строилась как город-эксперимент с 1929 г.
Читать PDF
206.81 кб

Математическое планирование эксперимента при поиске оптимальных условий концентрационного анализа ко

Краснова М. А., Полозкова А. П., Соколова И. А., Басиева Т. X.
Читать PDF
461.19 кб

Планирование in silico скрининга и экспериментальное изучение гипогликемических производных цикличес

Васильев П.М., Спасов А.А., Ленская К.В., Поройков В.В., Филимонов Д.А., Анисимова В.А.
Статья посвящена поиску новых производных циклических гуанидинов с гипогликемической активностью методами in silico и последующего экспериментального тестирования.
Читать PDF
307.60 кб

Экспериментальные исследования в медицине и здравоохранении: планирование, обработка данных, интерпр

Холматова К.К., Харькова О.А., Гржибовский А.М.
В статье рассматриваются основы планирования, организации, проведения и статистического анализа данных экспериментальных исследований в медицине и здравоохранении.
Читать PDF
4.04 мб

Методологический подход к планированию эксперимента при выборе качественных реакций для подтверждени

Пурим Ю.Б., Круглякова М.Л., Буланова Л.Н., Агапкина М.В., Стронова Л.А., Боковикова Т.Н., Герникова Е.П.
Необходимость подтверждения подлинности действующих или вспомогательных веществ многокомпонентных лекарственных средств, в том числе с использованием качественных реакций, влечет за собой необходимость проведения исследований по в
Читать PDF
144.03 кб

Профильное обучение: о результатах экспериментальной деятельности; индивидуальный учебный план; псих

Свиридова Елена Михайловна, Онишко Светлана Владимировна, Левушина Оксана Владимировна
В статье отражены позитивные результаты экспериментальной деятельности образовательного учреждения по реализации многопрофильного обучения в рамках ГЭП и сформулировано поле затруднений, выявленное в практической деятельности.
Читать PDF
4.14 мб

Виртуальный образовательный комплекс по курсу «Методы планирования эксперимента» в среде дистанционн

Гусева Е.В., Батыргазиева Д.Р.
В настоящее время информационные технологии проникли во все сферы деятельности человека, к числу которых относится и сфера образования.
Читать PDF
3.40 мб

Экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной техноло

Гасанова Диана Имиралиевна
Считая задачу развития познавательной активности чрезвычайно актуальной, автор в данной статье представил конкретный экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии.

Похожие термины:

  • ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

    1) разработка последовательности действий, необходимых для проведения экспериментов; 2) раздел математической статистики, в котором разрабатываются методы оптимизации планов экспериментов для о
  • планирование экспериментов

    Целая наука, цель которой – получить наиболее надежные выводы наиболее дешевым (во всех смыслах этого слова) способом.