ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович

(1856-1918), деятель росс. и междунар. с.-д. движения, философ, пропагандист марксизма. Уделяя большое внимание общим проблемам историч. материализма, П. подверг критике теорию социально-историч. факторов, указывая, в частности, что ´очень ошибаются те социологи и экономисты, которые видят в росте населения коренную причину общественного развития´ (Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 172). Вместе с тем он признавал большое влияние фактора нас. на обществ. развитие. П. защищал марксистское положение о том, что рост (или убыль) нас. зависит от устройства данного об-ва, к-рое, в свою очередь, определяется его экономич. структурой. П. выступал против утопич. попыток сконструировать закон народонас. социалистич. об-ва. Ему принадлежит заслуга подробного критич. рассмотрения взглядов непосредств. предшественников Т. Р. Мальтуса. П. проанализировал критику мальтузианства Н. Г. Чернышевским и внес свой вклад в разоблачение этой реакционной теории народонаселения.

Соч., т. 1 - 24, М.-Л., 1923 - 27.

Казаков Л. Т., Урланис Б. Ц., Проблемы народонаселения в русской марксистской мысли, М., 1975.

Г. М. Коростелев.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович
1856-1918) русский социальный философ, революционер и видный теоретик. Социально-философские взгляды П. развивались на основе революционно-демократич. идей А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Е. А. Добролюбова. Изучение марксизма привело П. к перевороту в воззрениях. От прежнего отрицания политич. борьбы он пришел к признанию первостепенного значения политич. борьбы для русского революционного движения. П. считал материализм синонимом обществ. науки, к-рую нередко называли социологией. Он был крупным философом, исследователем в области истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма. На его работах, среди к-рых выделяется книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), воспитывалось целое поколение русских марксистов. Чтобы развенчать тезис народников о том, что в России именно крестьянство является главной революционной силой, П. подчеркивал отсталость и реакционность крестьянства. Наблюдая пассивное отношение русской буржуазии к революционному движению, он выступал за приобщение ее к борьбе против абсолютизма. Он рассматривал предстоящую русскую революцию в соответствии с европейскими образцами, как традиционно бурж.-демократич. Отсюда его политич. принципы, сказавшиеся позднее и на его позициях по отношению к империалистич. войне, Февральской и Октябрьской революциям. Главная идея, к-рую П. стремился ввести в обиход революционного теоретич. мышления, связана с пониманием и объяснением объективной закономерности и необходимости историч. процесса. С.М. Брайович.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович
1857-1918) - русский мыслитель, один из основоположников социал-демократизма в России, философ, социолог, теоретик искусства и проблем религии. Основные философские сочинения: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895); "Очерк по истории материализма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории" (1898) и др.
Наряду с Лениным , П. выступал как активнейший субъект процесса концептуальной адаптации учения Маркса к условиям российской действительности. Исследования П. в области истории философского материализма, в сфере диалектического постижения предпосылок, источников и оснований общественной жизни, его убежденность в закономерном характере исторического процесса, в границах которого "народ, вся нация должна быть героем истории", необходимо привели его к полемике с идеологией, теорией и практикой большевизма, к отрицанию ленинского подхода в интерпретации марксовых положений. Так, в границах ленинской схемы (слепка с модели "конца классической философии" Маркса и Энгельса - ) постулировалось сохранение "в сухом остатке" философской эволюции - материалистической диалектики и логики (т.наз. "логико-методолого-гносеологическая" версия философии марксизма). По мысли же П., точнее говорить об иной, т.наз. "системно-онтологически-мировоззренческой" трактовке современной философии. В границах адекватной интерпретации последней (по П.), подлинная философия есть совокупность синтетических идей, объединяющих результаты человеческого опыта на данной ступени интеллектуального и общественного развития, - интегральная сумма постигнутого бытия данной эпохи. П. трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов "зрелого" капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов как легитимной и позитивной формы экономической модернизации социума политической волей новой правящей элиты. Осудив октябрьский (1917) переворот в России, П. подтвердил свою репутацию виднейшего представителя социал-демократической версии русского освободительного движения. В своих работах по эстетике П. отстаивал идеалы реализма в искусстве как способа художественного освоения действительности.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
(1856–1918). Русский философ и социолог, представитель марксистского направления в отечественной социологии; историк общественной мысли; деятель российского и международного социалистического движения. Статья П. “К вопросу о роли личности в истории” (1898) затронула проблему личности, ее места и роли в историческом процессе.
В том же контексте изучал проблему героя, которая приобретала все большую остроту в условиях нарастания массовых процессов и социальных конфликтов. Для социологии важны работы П., в которых он рассматривает исторический процесс: диалектические противоречивые отношения между историей и психологией, целесообразный характер психологии по отношению к законам истории. П. рассматривал общественное сознание как процесс, участники которого, будучи способны осознать себя как причину грядущих событий, крайне редко проявляют способность осознавать себя в качестве следствия, т.е. продукта тех событий, которые уже произошли. Разрабатывая концепцию личности, выявил закономерность, получившую название случайности второй степени: уникальные свойства личности, оказавшейся в силу объективных обстоятельств в центре исторических событий, придают последним особые черты, определяют их конкретное лицо. Под влиянием таких личностей, положительных или отрицательных, в обществе формируются вкусы и настроения, системы ценностей и приоритетов, которые, сложившись, в свою очередь, начинают оказывать существенное воздействие на развитие разных сфер жизни. Однако причины подобного рода не являются первостепенными по их воздействию на объективный ход истории. П. внес свой вклад в разработку вопросов методологии научного предвидения. Задачей последней он считал не составление точных прогнозов общественных процессов, а выявление действующих в них тенденций. Опираясь на эту методологию, П. выступил против социалистической революции исходя из незрелости рабочего класса и слабого экономического развития России. Будущий прогресс России он целиком связывал с развитием капитализма, усилением мощи рабочего движения, его борьбой за низвержение абсолютизма. Никакие поспешные эксперименты по насаждению социализма, с помощью самого дикого насилия и террора не обеспечат его осуществление. Рабочий класс должен решительно противодействовать появлению на этой почве деспотизма и тирании, произвола и беззакония, экономического тупика и застоя. Из отечественных теоретиков марксизма П. больше других уделял внимание социологической проблематике, которую тесно связывал с конкретными условиями в России и задачами революционного движения конца XIX — начала XX в. Известен своей критикой теории народничества и принципов субъективной социологии.
В его трудах получили освещение многие проблемы социологического знания и были заложены основы по крайней мере 3 направлений в марксистской социологии и психологии, таких как социология личности, социология искусства и социальная психология.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович
(1856-1918) - русский социальный философ, теоретик марксизма, деятель российского и международного социалистического движения. Окончил гимназию в Воронеже, в 1873- 1876 гг. учился в юнкерском артиллерийском училище и в Горном институте (Петербург). Участник революционных народнических организаций. В 1880-1917 гг. находился в эмиграции, жил в ряде стран Западной Европы. Создатель марксистской группы «Освобождение труда», член Интернационала, поддерживал российскую социал-демократию. Перевел на русский язык ряд работ основоположников марксизма (см. Маркс). В 1917 г. вернулся в Россию. Автор трудов по вопросам философии, истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма. В 1883-1903 гг. им были написаны основные философские произведения, раскрывавшие смысл марксистской социальной теории, - «Очерки по истории материализма», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории ». Многие работы П. в советский период были признаны образцовыми для марксистской литературы, некоторые их положения и выводы получили статус официальных формулировок в советском обществоведении и научно-атеистическом религиоведении. Как теоретик П. стоял на позициях философского материализма и диалектики. В философии диалектического материализма он видел революционное учение о преобразовании общества, поэтому особое внимание в его трудах уделялось применению диалектического метода к познанию общественной жизни. Согласно взглядам П., развитие производительных сил влечет за собой изменения в укладе производственных отношений, что приводит, в свою очередь, к смене надстроечной (политической и юридической) организации общества. В совокупности все эти процессы составляют содержание общественного бытия людей, которое находит отражение в их общественном сознании. К числу основных форм отражения общественного бытия сознанием людей в классовом обществе П. относил и религию. Истоки религии П. возводил к анимистическим верованиям первобытности. Религиозные системы последующих эпох объяснялись эволюцией анимизма. Закреплению религиозных представлений способствует ограниченность человеческих возможностей, зависимость от природных и социальных условий существования. В отсутствии или при неразвитости иных способов объяснения мира религия длительное время сохраняется в качестве наиболее распространенной формы сознания. Состав религии П. определил как «более или менее стройную, т. е. более или менее свободную от противоречий, систему представлений, настроений и действий» («О так называемых религиозных исканиях в России», 1909). Представления образуют, по выражению П., «.мифологический элемент религии»; настроения относятся к области религиозного чувства; действия - к области культа религиозного. Эта характеристика стала фундаментальной в указании основных элемент о в религии отечественным религиоведением советского времени. П. считал, что неравномерность социально-исторического развития может привести к различным последствиям воздействия религии на общество. В каких-то случаях религия способствует консолидации и положительному решению социальных задач. Однако иллюзорный характер религиозного мировоззрения в конечном счете препятствует правильному осознанию социальных целей и противоречит прогрессу общества. Совершенствование общества в социалистическом направлении лишает религию оснований и ведет к ее исчезновению, как полагал П. В статье, посвященной книге русского социолога Л. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» (1889), П. выразил позицию по вопросу о религии следующим тезисом: « ... в настоящее время уже никто из людей, имеющих хоть некоторое понятие о научном мышлении, не станет ссылаться на божью волю как на причину явлений природы или общественного развития». Отвечая в 1907 г. на анкету французского журнала «Mercure de France», свою точку зрения на будущность религии он назвал «социально-эволюционной», согласно которой судьба религиозных идей и чувств зависит от научного и общественного прогресса. Впрочем, им допускалось, что «еще могут быть и будут, по всей вероятности, пережитки, которые породят ублюдочные, полуматериалистические, полуспиритуалистические концепции мира».

Источник: Социология религии. Словарь.

Похожие термины:

  • ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1856–1918)

    Русский философ и социолог, представитель марксистского направления в отечественной социологии; историк общественной мысли; деятель российского и международного социалистического движения. Ст