Племенной язык / диалектПЛЕМЯ и ПЛЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Племя

Найдено 11 определений термина Племя

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Племя

форма этнической общности и социальной организации нескольких родов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПЛЕМЯ

Форма этнической общности, характерная для первобытной стадии развития человечества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Племя

этническая общность низшего порядка, объединяемая родственными отношениями, единым хозяйством и, обычно, одним языком.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Племя

тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя, для которой характерно наличие кровнородственных отношений, единство языка и культурных обычаев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Племя

Форма этнической общности, характерная для первобытной стадии развития человечества.

См. также: Этнос. Подсистема языка, см. Языковая подсистема

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ПЛЕМЯ

англ. tribe; нем. Stamm. Тип этносоциальной общности, характеризующийся коллективной собственностью, общим языком, специфической соц. организацией (общеплеменное собрание, вождь, совет и т. д.), общеплеменными обычаями, культами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Племя

исторический тип этноса, внутренняя структура которого создается по принципу кровного родства; небольшой численности, определяющейся слабым развитием производительных сил; не имеет общего языка и постоянной территории.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Племя

такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПЛЕМЯ

ПЛЕМЯ, тип этноса и социальной организации доклассового общества. Отличается прежде всего внутр. структурой - обычно четким делением на экзогамные роды и фратрии, и в целом - эндогамией. Др. признаки П.: наличие племенной терр., определ. экономич. общность соплеменников, самосознание и самоназвание. П. обычно имело свой диалект к.-л. языка. Близкородств. племена нередко объединялись в группы или союзы. В 80-х гг. 20 в. П. сохранились гл. обр. в отсталых р-нах развивающихся стран Азии, Африки и Америки и в пережиточных формах как реликты коренного нас. в развитых странах (напр., индейцы в США). По мере развития и консолидации группы П. могут дать начало народностям.

В. И. Козлов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Племя

tribe), термин, обозначающий пастушеское об-во или об-во примитивного земледелия, члены крого связаны общим происх., а также имеют общие культурные (культура) или лингвистические (язык) х-ки. Иногда выступает как синоним простого или примитивного об-ва. В англ. яз. этот термин впервые был использован применительно к евреям Ветхого завета. В 19 в. понятие П. стало все чаще употребляться антропологами (антропология) с целью классифицировать один из типов безгос. об-ва, устроенного более сложно, чем об-ва охотников и собирателей, но не имеющего полит, централизации и основанного на кровном родстве (напр., в Африке). Такое понимание проистекает из концепции социальной эволюции и ныне мн. антропологами отвергается. Взамен предлагается понятие этническая группа как более емкое по содержанию. Споры относительно значения термина П. продолжаются.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПЛЕМЯ

(англ. - tribe, нем. - stamm) - один из типов этнической и социопотестарной общности, неодинаково понимаемой разными, в том числе и отечественными исследователями.

До 1960-х годов в этнографии СССР П. рассматривалось как присущий всей классической первобытности тип этнической общности или этноса (см.), приходящий на смену первобытному человеческому стаду и с переходом к классовому обществу уступающй место следующему типу - народности (см.). При этом, вслед за Л.Г.Морганом и Ф.Энгельсом, был выделен ряд отличительных черт П.: представление о дальнем реальном или фиктивном родстве соплеменников, наличие племенной территории, языковой (диалектной) и культурной общности, общеплеменной власти, племенного самоназвания и самосознания. Однако уже тогда было обращено внимание (С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров и др.) на то, что этнические параметры П. (язык, культура, самосознание) формируются ранее, чем его социопотестарная общность (организация власти).

В дальнейшем понятие П. как этнической и социопотестарной общности, свойственной первобытнообщинному строю, подверглось переосмыслению. Была выдвинута точка зрения, согласно которой в охотничье-собирательских коллективах (в частности, у аборигенов Австралии), как правило, еще не было П. даже как этнического единства, а существовали лишь аморфные “ предэтнические общности”, или “протоэтносы”, только самым зачаточным образом фиксировавшие родственную и культурно-языковую близость локальных групп - общин (В.Ф.Генинг, В.В.Чеснов, В.А.Шнирельман). К этому близок взгляд, по которому в таких обществах первичной этнической общностью была община, П. же - только вторичной и формирующейся (В.Р.Кабо). Тогда же было высказано мнение, что и в более поздних первобытных обществах в роли основной этнической единицы выступало не П., а соплеменность (см.), понимаемая как группа родственных племен, живущих по соседству, говорящих на диалектах одного языка и обладающих значительной культурной общностью (Н.Н.Чебоксаров, С.А.Арутюнов, В.Ф.Генинг). Приведенные взгляды в значительной мере подтверждаются фактическими данными о раннепервобытных П., существовавших только в форме этникосов (см.) с их действительно нередко размытыми границами. Понятие П. стало использоваться главным образом применительно к позднепервобытным этносам, уже сложившимся как особые этносоциальные организации (см.), а тем самым и как более дискретные этникосы (Ю.В.Бромлей).

В эпоху класообразования многие П. консолидировались в этносоциальные союзы П. и собственно этнические семьи племен или “метаплемена”, в которых происходило их формирование в государства и народности (см. Метаэтническая общность ). Однако подчас и после этого даже у оседлых земледельцев сохранялось воспоминание о таких образованиях (или самих разросшихся П.), напр., в “варварских королевствах” германцев или первых славянских княжествах. Еще большая устойчивость П. и их союзов сохранилась у большинства кочевных скотоводов Евразии и Северной Африки, долгое время прослеживаясь у них и в классовом обществе. У пуштунов, луров, бахтиаров, белуджей, арабских бедуинов, туарегов Сахары и т.д. из-за специфических природных условий вплоть до капиталистического времени оставались или остаются в силе племенные формы этнической общности. Пережитки таких форм существовали и у некоторых народов СНГ, напр., туркмен.

Тенденция пересмотра понятия П. как основного типа этнической общности первобытности еще раньше, чем в отечественной этнографии, выявилась в ряде работ западных ученых. Некоторые из них, напр., М.Фрид, пошли особенно далеко, подвергнув сомнению собственно этнические функции П. и истолковав как вторичные, порожденные контактами с классовыми обществами, этносоциальные функции П. Однако всеобщего признания в западной литературе такие взгляды не получили.

Термин П. имеет и более широкое, бытовое значение - потомство, род, народ. В последнем смысле его английский эквивалент широко употребляется в англоязычной литературе для обозначения таких уже давно миновавших племенной уровень развития народов, как многомиллионные хауса и йоруба в Западной Африке или таких “зарегистрированных” П., учитываемых переписями Индии, как многомиллионные сантачи, гонды и др.

ЛИТ.: Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.

Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей// ВФ, 1964, N II.

Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых//Сов.этнография, 1967, N 4.

Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970.

Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества// Расы и народы, 1972, N 2.

Шнирельман В.А. Протоэтнос охотников и собирателей// Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.

Першиц А.И. Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях// Там же.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.

Fried M. The Notion of Tribe. Menlo Park. 1975.

Л.Е.Куббель,

А.И.Першиц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено схем по теме Племя — 0

Найдено научныех статей по теме Племя — 0

Найдено книг по теме Племя — 0

Найдено презентаций по теме Племя — 0

Найдено рефератов по теме Племя — 0