ПОДАРОК
ПОДАРОК
англ. present/gift; нем. Geschenk. Предмет, передаваемый в дар, связанный с обычаем дарить, часто строго санкционированным, как правило, предполагающим ответный дар. Различают передачу П.: как добровольный поступок, выражающий позитивную оценку человека, к-рому предназначен дар; как стремление установить хорошие отношения с неким субъектом, проявить любовь, уважение и т. д.; как выражение солидарности, взаимопомощи в определенных ситуациях (свадьба, новоселье, юбилей и т. д.). П. - важный элемент установления и поддерживания соц. отношений.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
подарок
1) дар чего-либо, как правило, связанный с традицией выражения почтения, солидарности или с ритуалом, посвященном обретению определенного социального статуса; 2) предмет дарения; важный компонент церемониального института особенно в военных обществах; в современных обществах подарок выступает как символ выражения желания поддерживать определенное социальное взаимодействие, при этом характер подарка, как правило, зависит от социальной дистанции взаимодействующих. Литература: Гофман А.Б. Классическое и современной: Этюды по истории и теории социологии. – М., 2003.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Подарок
gift), предмет, передаваемый одним человеком (или группой людей) др. человеку (или группе) без непосредственного прямого возмещения. Важность П. как осн. ср-ва создания и поддержания социальных связей признана социологами (социология) и антропологами (антропология). П. могут способствовать установлению опред. обязательств между людьми и группами, принимающих разл. формы, однако обычно сохраняется принцип взаимности: человек, преподносящий П., рассчитывает на ответный жест через нек-рое время. Акт дарения иногда считается более важным, чем сам П., т.е. П. обладают символической ценностью — напр., обмен рождественскими открытками в странах Зап. Европы вызывает сильные ответные чувства благодарности, не сравнимые с реальной стоимостью самих открыток. П. имеют огромное значение в таких ритуалах, как брак, или в религ. обрядах (напр., преподнесение П. членам религ. сект или приношение даров божествам). П. могут быть приурочены к календарным праздникам или быть неотъемлемой частью обрядов перехода, когда происходит изменение социального статуса; они служат ср-вом поддержания социальных связей на расстоянии, как в традиц. системе кула на о-вах Тробриан, описанной Малиновским. П. могут также служить мерилом обществ, положения и престижа (напр., потлач у сев.-зап. индейцев или ритуальное празднество при забое свиней у горцев Новой Гвинеи). На значение П. как осн. ср-ва создания и поддержания социальных связей впервые указал франц. социолог Марсель Мосс в работе Эссе о дарении (1925). Осн. мысль Мосса о взаимности в дарении развил Леви-Строс, исследуя формы брачного союза, основанные на системе родства, при к-рой группы мужчин обмениваются женщинами как подарками.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия