ПОДХОД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Подход
процедура, в которой при построении методов, проектов деятельности предварительно вводится «онтология», исходным основанием которой служит содержание понятия, соответствующего названию подхода.

Источник: Методологический словарь для управленцев

ПОДХОД
комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории П. обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В развитии науки и научной деятельности Кун назвал эти периоды научными революциями. В более широком смысле, вся наука представляет собой особый П. к миру, базовой парадигмой которого являются развернутые представления о природе или онтология природы. Природная или натуралистическая парадигма настолько утвердилась в мировоззрении и в содержании образования, что только философы, методологи и историки науки помнят о том, что наука в современном виде существовала не всегда, что она оформлялась как особый П. к миру в 16-18 вв., что сама онтологическая картина природы является продуктом развития науки, а не непосредственной данностью. Натурализм три века конкурировал с другими подходами: теизмом, деизмом, гилозоизмом и т.д. В самой науке возникали, конкурировали между собой и исчезали самостоятельные надпредметные П. (механицизм, позитивизм), предпринимались попытки распространить дисциплинарные и предметные парадигмы и синтагмы на науку в целом (физикализм, социологизм, психологизм, биологизм).
Категория П. до 20 в. была продуктом методологической рефлексии и философской критики, поэтому подходные характеристики либо обсуждались как отрицание иного П., который описывается ретроспективно (Платон и софисты, Аристотель и античные физики, Ф. Бэкон и Аристотель, эмпириокритицизм Маха и эмпиризм Локка), либо формулировались как аргументы в полемике (номинализм - реализм, корпускулярная и волновая теории света, дарвинизм - ламаркизм). Методологи 20 в. помимо этого занимаются непосредственным конструированием П., причем не только новых, но и тех, которым они противопоставлены. Так например, Поппер формулирует положения историцизма, приписывает историцизм как П. целому ряду философов и мыслителей прошлого, анализирует проблемы историцизма, а в качестве ответа на эти проблемы предлагает парадигму "открытого общества". Методологизация практически всех сфер мышления и деятельности в 20 в. обеспечила множество подходных предложений разного масштаба.
С начала 20 ст. как П. в различных сферах культуры разрабатывались: феноменология, экзистенциализм, структурализм , тектология , научная организация труда . Затем появились кибернетика, общая теория систем, синергетика, СМД-методология и т.д. Разрабатываются различные П. в конкретных науках, где они либо сменяют друг друга как этапы (например, описанная Куном революционная смена парадигмы в физике, или кейнсианский этап в экономике), либо сосуществуют, не нарушая дисциплинарной целостности, но создавая полипредметность в рамках одной дисциплины (например, бихевиоризм, гештальтизм, или культурно-историческая концепция в психологии). Иногда П., возникшие как междисциплинарные, сворачиваются в предмет (экология, кибернетика, семиотика), иногда разворачиваются в метатеорию (общая теория систем), или просто становятся идеологией некоторого широкого движения (например, системное движение за рамками общей теории систем, или "зеленое" движение вненаучной экологии).
Принципиальное значение для интеллектуальной ситуации второй половины 20 в. приобретает оппозиция натуралистического и деятельностного П.: первый рассматривает мир (универсум) как природу, данную (или берущуюся) в субъект-объектных познавательных схемах, а второй - как мир мышления и деятельности, требующих привлечения различных схем знания. П. манифестируется в эпистемологии и истории (генезисе или развитии) мышления. О ставшем или становящемся П. можно говорить только тогда, когда объявлены и обоснованы его принципиальные отличия от иного П. хотя бы в одном из трех эпистемических пространств: в парадигме (онтологические картины, схемы и описания объектов); в синтагме (способы и методы доказательства, аргументации, языки описания, объяснения и понимания); в прагматике (цели, ценности, задачи, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления элементов синтагмы и парадигмы). Основное противоречие и парадокс феномена П. состоит в том, что П. присутствует в деятельности и мышлении как в рефлексируемом, так и в нерефлексируемом виде. В периоды формирования П. хорошо осознается, что представления об объекте, да и сам объект как особая организованность, задаются и определяются не только и даже не столько его объективными характеристиками, сколько средствами и методами нашего мышления и нашей деятельности, а потом (в периоды функционирования ставшего П.) об этом забывают. Методологическая рефлексия замыкается в рамках П., и сам П. становится нефиксируемым. Мышление и деятельность адептов П. подчиняются "эпистемической машине", заданной парадигмой и синтагмой, нечто новое может производится этой машиной только в рамках дозволенного прагматикой П. Так например, изобретения и достижения периода 18-19 вв., были продуктами "эпистемической машины" научного П., сконструированной поколением методологов науки от Ф. Бэкона и Декарта до Ньютона, которые сменили познавательную парадигму, и участвовали в подходной революции. В 20 в. цикл жизни П. сокращается. Научные (подходные) революции и нормальная наука укладываются в годы жизни человека или карьеры ученого, а иногда и не один раз. Это обстоятельство требует от участников процессов деятельности и мышления навыков методологической рефлексии, своеобразного "расподхоживания" по аналогии с гегелевским распредмечиванием.
В.В. Мацкевич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
512.46 кб

Социально-педагогический подход к пониманию структуры гражданской культуры будущего учителя

Лаптева Ирина Дмитриевна
Статья предлагает теоретический анализ структуры гражданской культуры. Особое внимание автор уделяет анализу различных подходов к определению понятия «гражданская культура».
Читать PDF
214.20 кб

Гендерный подход в социологии: теоретический анализ и модели исследования

Шаламова Ольга Александровна
Исследуется становление и развитие гендерного подхода в социологии, в том числе процесс институализации гендерных исследований в нашей стране.
Читать PDF
224.24 кб

Социологический подход к анализу процесса управления персоналом в кризисной ситуации

Янкина Ирина Анатольевна
Статья посвящена оценке текущей ситуации и обоснованию перспективного направления развития антикризисного управления персоналом. Статья базируется на результатах социологических исследований персонала организаций г.
Читать PDF
393.34 кб

Корпоративный ресурс: гносеологический подход

Цибриенко Р. Я.
Читать PDF
156.64 кб

Деградация и кризис: социокультурный подход

Хоружая С. В.
Читать PDF
61.51 кб

Гендерный подход в социологии

Каменская Е. Н.
Читать PDF
329.63 кб

Концептуальный подход к определению сущности насилия

Свиридов В. С.
Читать PDF
462.88 кб

Интеллигенция в функциональной структуре общественной деятельности: социально-технологический подход

Саппа Н. Н.
Читать PDF
382.05 кб

Художественная жизнь как сфера культурной безопасности современной России: социокультурный подход

Маршак А. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Ценностно-ориентированный подход к формированию организационной культуры российских предприятий

Капрова Ю. А.
В статье обосновывается необходимость изучения и развития ценностноориентированного подхода к управлению в качестве формирующей модели организационной культуры предприятия и всей системы управления, основанной на ценностях.
Читать PDF
293.89 кб

Комплексный подход к определению инвалидности

Реут Маргарита Николаевна
Единого целостного подхода к решению проблем инвалидности в контексте общего развития не существует.
Читать PDF
359.37 кб

Социологический подход к оценке стиля руководства

Перфильева Марина Борисовна
Социологический подход к оценке стиля руководства исходит из того, что «оптимумом» стиля управления является ориентация на согласованное использование этических и прагматических критериев: стремление к выгоде и следование долгу.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ

    подход к анализу многомерной социологич. информации, ориентированный прежде всего на автоматизацию процесса построения многомерных группировок и основанный на представлении данных всех видов (
  • БИХЕВИОРАЛИЗМ или ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

    behaviouralism or behavioural approach) — теоретический и эмпирический подход в американской политической науке, который подчеркивает важность социологических и психологических детерминантов политических дейс
  • Бихевиоральный подход в социальной работе

    В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики: - ее цель – помочь чело
  • Цивилизационный подход

    построение типологии общественных систем, исходящей из определенных, качественно различающихся между собой технико-технологических базисов.
  • Глобальный подход

    изучение внешнего мира и места, которое занимает в нем наше общество.
  • ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

    behavioural approach) - см. Би-хевиорализм.
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

    system approach) - см. Политическая система.
  • Деятельный подход в изучении личности

    социологическая теория, которая исходит из того, что изучение иерархии видов деятельности, ее структуры и характера является основой для раскрытия феномена "личность".
  • ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

    action approach) — подход в индустриальной социологии, подчеркивающий влияние на труд акторов рабочей ориентации, в том числе и формирующейся вне рабочего места, и направленный против более детерминист
  • Деятельностный подход

    подход, в рамках которого при построении онтологического обеспечения нормирования в качестве исходного положения вводится существование «деятельности».
  • Диагностический подход в современной социальной работе

    Исторически функциональный подход возник в теории и практике американской социальной работы как альтернатива предшествующему диагностическому подходу. Если диагностический подход у теоретико
  • СИТУАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ

    сформировался под влиянием общего ситуационного подхода в управлении, а также активно развиваемой игротехнической методологии. Ключевым положением здесь выступает рассмотрение процесса управл
  • Адаптивный подход

    представление о социализации, согласно которому жизнь взрослых - это ряд кризисов, к которым необходимо приспосабливаться.
  • гендерный подход

    gender approach. - анализ социальных и культурных процессов и явлений с учетом гендерных ролей и гендерной асимметрии. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты хар
  • Драматургический подход

    рассматривает социальную деятельность как спектакль, в котором деятели как исполняют, так и режиссируют свои действия, стремясь управлять передаваемыми другим впечатлениями [26.– С.237].
  • Экологический подход

    ecological approach). Один из подходов в анализе урбанизма, подчеркивающий “естественный” характер расположения городских районов, в том числе и имеющих резко различные характеристики.
  • Экологический подход в социальной работе

    Концепция работы с клиентом, в основу которой положена идея взаимодействия клиента и его окружающей среды. Окружающая среда включает в себя социальные и физические условия жизни клиента. При этом
  • Функциональный подход

    подход, основанный на изучении функций системы, т. е. алгоритма поведения системы.
  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

    Впервые концепция такого подхода появилась в различных международных документах после проведения III Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Найроби, 1985). Gender mainstreaming означает необходимост
  • коммуникативный подход

    communicative approach. - Подход к обучению языку, делающий упор на функционировании языка и коммуникативной компетенции.