ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
англ. culture, political; нем. Kultur, politische. 1. Совокупность соц. институтов, норм, образцов поведения, традиций, ритуалов, характерных для данной системы. 2. Характер полит, знаний, взглядов, убеждений индивида, умение применять их в процессе обществ.-полит. деятельности.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
political culture) - нормы, убеждения и ценности в политической системе. Обычно предполагается, что особая политическая культура создается в результате продолжительного исторического развития и что ее отличительный характер оказывает глубокое влияние на форму и эффективность, то есть политическую систему, с которой она связана. Термин чаще всего ассоциируется с системным подходом (см. Политическая система), бывшим в моде в 1950-1960-х гг. в США (например, Дж. Олмонд и С. Верба "Гражданская культура", 1965) и сыгравшим важную роль в стимулировании кросскультурного сравнительного исследования политических культур (например, различие Олмонда между "партисипационной", "подчиненной" и "местнической" политическими ориентациями). Один из основных постулатов теоретиков политической культуры состоит в том, что в основе либеральных демократий, типа Великобритании и США, лежит гражданская культура, - смесь партисипационных ориентации, смягчаемых политическим послушанием. В этом и причина, и следствие политической стабильности и эффективности этих систем по сравнению с другими. С различных теоретических позиций, однако, политическая культура может также включать кулътурную и идеологическую гегемонию. В этом контексте ее роль считается не столько признаком политической эффективности, сколько консервативной силой, предотвращающей социальный переход к более благоприятным условиям (см. также Культура; Политическая социализация).
Источник: Большой толковый социологический словарь
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
POLITICAL CULTURE) Данным понятием обозначаются установки, убеждения и правила, лежащие в основании политической системы. Они определяются как историей системы в целом, так и опытом ее членов. Понятие политической культуры применяется для описания различий между национальными политическими системами, а также при анализе этих систем в поведенческих терминах, заимствованных из психологии и социологии. Исследования политической культуры сосредоточиваются на ее содержании и на процессах социализации и интернализации политических ценностей (включая различные агенты политической социализации, такие, как семья, образование, средства массовой коммуникации и политические партии), а также на совместимости политической культуры с ценностями и установками более широкой национальной культуры, культуры элиты и массовых культур. Предпринимались также попытки найти общие элементы политической культуры, связанные с общими политическими структурами; например, Г. Алмонд и С. Верба (Almond and Verba, 1963) выявили наличие в пяти странах общих элементов «гражданской культуры», утверждая, что они являются жизненно важным компонентом стабильных демократий. На индивидуальном уровне политическая культура предполагает принятие политического авторитета и уважение к нему и вместе с тем обособленность и независимость от него. Понятие политической культуры оказалось слишком общим для того, чтобы использоваться в сравнительном исследовании. См. также: Господствующей идеологии тезис; Гражданская религия; Демократия; Идеология. Лит.: Almond and Powell (1978)
Источник: Социологический словарь
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
совокупность политич. взглядов, знаний и убеждений, отражающих коренные интересы различн. соц. групп, наций, народностей, а также характер, способ духовно-практич. деятельности граждан, направленный на закрепление, воспроизводство и развитие политич. и соц. ин-тов, норм. К.п. формируется в рез-те осознания различн. соц. и этнич. группами собственных политич. интересов, разработки на этой основе политич. взглядов, теорий, ценностных ориентации, дающих определенное толкование механизмов обществ. развития, формулирующих программы и цели политич. деятельности. Ядро К.п. составляет политич. идеология. Идеологич. установки и концепции по коренным соц. проблемам придают К.п. системность, внутреннее единство. Принципиально важен для понимания соц. природы К.п. анализ соотношения проявляющегося в ней классового интереса с обществ. интересами в целом. Содержание конкретно-историч. типа К.п. может быть адекватно раскрыто лишь с учетом ее отношения к предшествующему соц.-историч. и политич. опыту, а также с учетом взаимодействия с иными типами политич. культур одной эпохи. В истории нередки случаи, когда этнос к.-л. этнич. группы (архаические нравы, особенности нац. мировосприятия) приходят в противоречие с политич. культурой этой же группы. Подобные случаи чреваты затяжными конфликтами выход из к-рых - в нахождении гармонии между самосознанием отдельной нации, народности и общепринятым в данном гос-ве характером политич. культуры. Общий критерий уровня прогрессивности К.п. заключен в степени совпадения политич. интересов, к-рые она отражает, с интересами об-ва в целом. Если, с одной стороны, К.п. выступает как форма отражения в политич. взглядах, убеждениях, концепциях положения определенных соц. групп в системе обществ. отношений (их интересов и потребностей), то с другой - она получает выражение в определенном характере, способе деятельности людей в сфере политич. отношений. В политологич. литературе существует большое разнообразие дефиниций К.п. Это обусловлено в первую очередь тем, что сама конструкция К.п. до сих пор не операционализирована: з нее закладываются разнородные по смыслу и значению структурные компоненты (традиции. мифы, отношения, события, факты и т. п.). Напр., важнейшими чертами амер. политич. культуры декларируются принципы традиционализма, стабильности, эгалитаризма, универсализма и инструментальной ценности (С. Липсет), в то время как во Франции и др. западноевропейских странах усиленно пропагандируется плюрали-стич. конструкция К.п., основанная на принципах солидаризма, личностного самовыражения, конкурентоспособности идей и мнений. В целом политич. культура призвана содействовать мирному разрешению возникающих конфликтов, служить основанием взаимодействия между нациями и гос-вами. Лит.: Вятр Е. Социология политических отношении. М., 1979; Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983; Education and cultural process. Waveland press. 1978; Robers D. Politics: a new approach. Orms Kirk, 1986. O.A. Кривцун, С.В. Боботов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Политическая культура
Політична культура. Political culture. 1. Понимание индивидом или группой природы государства и государственной власти, их социальных функций, а также характер политических и правовых знаний, убеждений и мнений, и умение применять их в повседневной жизни. 2. Модели решения социальнополитических проблем, предлагаемые различными политическими силами и определяющие их политическое “лицо”. 3. Совокупность социальных институтов, норм, традиций, ритуалов, определяющих основные особенности данной политической системы, а также особенности и социальное значение политического опыта общества, классов и индивидов. 4. Единство идеологической и практически-политической деятельности по реализации теоретически постулируемой формы общественного и государственного устройства. Здесь П. к. во многом совпадает с культурной политикой. Кроме того, в соответствии с данным определением, П. к. можно разделить на такие ее виды: а) либеральная, основанная на сопричастии к либеральным ценностям, послушании и ограничении вмешательства государственных органов в экономику; б) консервативная основанная на консервативных ценностях и требовании передачи государственной власти в руки наиболее богатых людей; в) клерикальная, основанная на смешении политики и религии и предполагающая необходимость передачи государственной власти в руки клерикалов, или партий, требующих права за церковью вмешиваться в политическую жизнь общества; г) коммунистическая или пролетарская, предполагающая необходимость передачи власти в руки трудящихся, политическое ядро которых составляет рабочий класс. Основной признак П. к., в данном случае, – отношение к институту частной собственности, сохранение или изменение степени значимости которого определяет положение в обществе людей всех социальных групп, но прежде всего, занятых наемным трудом. П. к. правого толка отстаивает идею прямой связи института частной собственности с практикой обеспечения социальной свободы и справедливости. П. к. левого толка исходит из представлений о том, что без устранения частной собственности принцип социальной справедливости реализовать практически невозможно, а реальную социальную свободу частная собственность обеспечивает только наиболее богатым. Однако в П. к. левого толка существуют различия в понимании темпов и способов устранения частной собственности. 5. Сравнительная характеристика особенностей политических систем различных обществ, а также присущих им политических ценностей, установок, убеждений и принципов государственного строительства и социализации граждан. Каждой исторической эпохе, со времени зарождения государства, свойственна соответствующая П. к., которая определяется особенностями государственной власти и классифицируется, с одной сторны, как монархическая или республиканская, а с другой, в плане государственного обеспечения социальных свобод, как демократическая, авторитарная и т. д. Монархическая П. к. строится на основе единоличной власти монарха, а авторитарная может быть и республиканской, хотя также может строится на единоличной власти, например, президента. В социологии культуры познание особенностей той или иной П. к. имеет то значение, что при этом раскрывается отношение к существующей государственной власти различных социальных групп, которое определяется как объективными факторами, например, особенностями их образа жизни, так и субъективными – состоянием их духовной культуры, т. е. тем, в какой степени они считают эту власть своей. Такое отношение лежит в основе формирования политических представлений и установок в массовом сознании относительно государства и власти, проектов их преобразования. Так, например, авторитарной П. к. свойственна интерпретация государственной власти по аналогии с патриархально-семейными отношениями, а демократической – либо по принципу индивидуализма и соответствующих ему договорных отношений, подкрепленных силой права и репрессивных органов, либо коллективизма, с позиций которого власть есть выражением воли коллектива, а государство – организация по реализации данной воли. См. также Культура авторитарная, Гражданская культура, Культура индивидуалистическая, Культура коллективистская, Общественное сознание и Радикальные движения.