ПОЛНАЯ СЕМЬЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПОЛНАЯ СЕМЬЯ

ПОЛНАЯ СЕМЬЯ, полное ядро семьи, семья, в состав к-рой входят оба супруга. Обычно имеется в виду нуклеарная семья. При изучении продуктивности брака П. с. называется иногда число детей у женщины, прожившей весь детородный период в непрерывавшемся браке.

А. Г. Волков.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

СЕМЬЯ ПОЛНАЯ
наиболее полноценный тип семьи с наличием обоих родителей и детей. Такая семья есть основа общественного бла гоустройства.
Однако полной она может быть названа только при следующих условиях: полноценное исполнение супругами своих функций по отношению друг к другу, к дому, семье в целом и детям; взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие членов семьи; психологическая защищенность каждого члена семьи со стороны самой семьи. Полная семья — это хорошо “встроенная” в общество семья, имеющая связи со своими родственниками, с общественными институтами, проживающая в своей культуре и своей культурой.
Термин “семья” в современном понимании — это юридически оформленный брак со всеми вытекающими последствиями, ответственностью супругов друг перед другом и совместно нажитыми детьми.
Полная семья, которая ответственно подходит к родительским обязанностям, создает наиболее приемлемые условия для рождения ребенка, его выживания и развития, т.е. является средой, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Ребенок нуждается в полной семье с наличием биологических родителей в силу его биологической зависимости от родителей, для того чтобы чувствовать себя защищенным родителями от неизвестного ему мира.
Ребенок, воспитывающийся в полной семье, где есть дедушка и бабушка, папа и мама, и близкие ему по возрасту братья и сестры, видит разные образцы поведения. Он получает и знает разные типы любви, свойственные матери (и женщинам вообще) и отцу (и мужчинам вообще). Для правильного развития ребенок должен видеть в семье множество образцов поведения, как правильного, так и не совсем правильного, а также видеть разные модели взаимоотношений между людьми, усвоить основы семейной иерархии (чтобы понять, что он никогда не будет равен отцу, а его сын — ему самому; выше, ниже, но не равен), получить понятия о справедливости и несправедливости, испытать на себе различные типы любви, по возможности самостоятельно и осознанно выработать моральноэтические нормы.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Полная семья
семья, состоящая из супружеской пары с детьми любого возраста или без детей. В Российской Федерации, по данным микропереписи 1994 г., 81,4% детей до 18 лет проживало в полных семьях. Однако статистика относит к полным семьям также и те семьи, где один из родителей ребенка – неродной. Число их в условиях высокой частоты разводов и преждевременных овдовений, с одной стороны, и повторных браков – с другой, очень велико, но определить его трудно даже приблизительно, поскольку в акте о заключении брака, составляемом в ЗАГСе, не указывается число детей от предыдущих браков. Кроме того, многие повторные браки не регистрируются. Повторный брак отца или матери далеко не всегда вновь превращает семью в полную. Это зависит от того, сколько лет было детям в момент распада родительской семьи и во время прихода в семью отчима или мачехи, чем был вызван этот распад – смертью одного из родителей или разводом, а если разводом, то по какой причине произошел последний, какие отношения сохранились у ребенка с родным отцом и какие сложились с отчимом. Во многих случаях травма, вызываемая распадом родительской семьи, не залечивается, а, напротив, усугубляется из-за последующего прихода в семью неродного родителя. Поэтому с педагогической и психологической точки зрения показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, полученных детьми за все время от рождения до совершеннолетия из-за потери одного из родителей. С 1988–1989 г. по 1994 г. для среднестатистического ребенка вероятность родиться без "законного" отца возросла с 13,2 до 19,6%, вероятность быть затронутым разводом родителей – с 21,2 до 28,8%, вероятность смерти отца увеличилась с 8,3 до 16,8%, а вероятность смерти матери с 2,6 до 4%. Всего в условиях 1988–1989 гг. на каждые 100 детей приходилось 45,8 случаев потери одного из родителей, а в 1994 г. – уже 69,2. Разумеется, это не означает, что почти 70% детей теряют одного из родителей. В жизни многих детей такие события происходят дважды и трижды. Бывает, что родители разводятся, а потом один из них (или даже оба) умирает. Но если ребенок переживает такие травмы несколько раз, тем больнее это отражается на его психике. Поэтому 69 таких травм на каждые 100 детей – это реальный показатель, демонстрирующий тот ущерб, который наносит подрастающему поколению повышение смертности среди родительского поколения в сочетании с кризисом семьи, проявляющимся в разводах и внебрачных рождениях. К томуже при этом более половины детей наверняка переживают такую травму хотя бы один раз. Большинство семей в России пока что формально являются полными (на момент переписи), но ситуация, в которой ребенок живет с родными отцом и матерью от рождения до совершеннолетия, становится уже нетипичной. А. СИНЕЛЬНИКОВ

Источник: Демографический понятийный словарь.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
315.33 кб

Материнское отношение к подросткам в полных и неполных семьях

Губин В.А., Клопова О.В.
В статье рассматриваются особенности материнского отношения, личностные особенности и особенности познавательной сферы матерей, воспитывающих мальчиков и девочек 11–13 лет в полных и неполных семьях.
Читать PDF
372.10 кб

Межпоколенное взаимодействие в расширенных полных и неполных семьях

Дудина Светлана Юрьевна
В статье осуществлён анализ результатов социально-психологического исследования специфики межпоколенного взаимодействия в полных и неполных расширенных семьях.
Читать PDF
1.17 мб

Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях

Мягкова Мария Алексеевна
На сегодняшний день институт семьи переживает серьезные изменения, одним из которых является рост числа неполных семей.
Читать PDF
451.30 кб

Отцовство как социальный феномен в полных семьях и неполных (вследствие развода) (на примере г. Иван

Гафизова Наталья Борисовна, Смирнова Дарья Игоревна
Рассматривается реализация роли отца с позиции оценки ее детьми.
Читать PDF
226.24 кб

Здоровая и полноценная семья пациента с иммуновоспалительным заболеванием: актуальные вопросы и пути

Лила А.М.
Читать PDF
199.61 кб

Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса повседневной жизни в полных семьях

Михайлова Надежда Федоровна
Обнаружена специфика в характере переживаемых стрессоров, как у слепых и глухих подростков, так и у их родителей: матери слепых сильнее переживали из-за социальных несемейных стрессоров, а матери глухих — из-за несоциальных семейн
Читать PDF
205.49 кб

Особенности супружеских отношений в полных семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностя

Гусейнзаде Шабнам Расим Кызы
Актуальность работы заключается в том, что многие исследователи (П.Д. Павленок, В.Д. Альперович и др.